В саду прежнего дома и мастерской Софи Тойбер-Арп и Жана Арпа в Кламаре, Франция, недалеко от Парижа, стоит сплющенная сфера из бронзы, может быть, высотой в метр, которая скручивается и обвивается вокруг себя в изящном взаимодействии твердой формы и пустоты. Она одновременно тяжелая и легкая, и в ней есть скрытый поток движения, подобный движению небесных тел. Арп назвал эту работу «Птолемей» в честь греческого астронома Клавдия Птолемея, который во втором веке смоделировал Вселенную. Арп создал три скульптуры из этой серии, та, что в саду, называется «Птолемей II».
Жан Арп просовывает голову сквозь одну из своих статуй «Птоломей» на Венецианской биеннале 1954 года. Фото: © Archivio Cameraphoto Epoche / Bridgeman Images.
Художественное произведение: © 2024 Artists Rights Society (ARS), Нью-Йорк / VG Bild-Kunst, Бонн.
«Птолемей был первым, кто определил течения созвездий — то, как переплетаются движения звезд. Именно эта идея засела в голове Арпа», — сказал Себастьен Тарди, куратор коллекции Фонда Арпа, которая теперь размещается в бывшей мастерской художника.
Увиденная скульптура Арпа, в свою очередь, засела в голове у дизайнера Эди Слимана. С тех пор как в 2018 году он был назначен креативным директором Celine, Слиман связал модный бренд с миром изящного искусства.
Вскоре после прихода в компанию он запустил Celine Art Project, в рамках которого сейчас представлено около 200 произведений искусства в бутиках Celine по всему миру. Затем Слиман запустил программу под названием Bijoux d'Artistes, которая воспроизводит шедевры скульптуры в миниатюре в виде ювелирных изделий ограниченного тиража. Первые два украшения были работами Сезара и Луизы Невельсон. Теперь небольшая подвеска Арпа «Ptolémée II» составляет три.
Это увлекательный выбор. Арп хорошо известен и в то же время не так хорошо известен, как и при жизни. Арп задумал «Птолемея II» в 1958 году, в позднем порыве творчества, за восемь лет до своей смерти в 1966 году. Он начал заниматься скульптурой только в возрасте 40 лет, но с самого начала он посвятил свою жизнь целиком и полностью искусству — поэзии в первую очередь и всегда, а затем всему остальному, что попадалось под руку. Его друзьями и коллегами были великие представители раннего расцвета искусства 20-го века; его влияние проникло в "дикие" течения, которые сформировали модернизм — дадаизм, который он помог основать, затем сюрреализм.
Celine адаптировала «Ptolomée II» Арпа для создания лимитированной серии ожерелий с подвесками в двух вариантах отделки: из стерлингового серебра и из вермеля (серебро с 24-каратным золотым покрытием, на фото), стоимостью от 6100 до 6900 долларов; celine.com. Фото: BORN XDS.
Но пока другие искали славы, Арп работал, в основном в тени, чем был совершенно доволен. Он никогда не был дерзким саморекламщиком, как его друзья Сальвадор Дали и Андре Бретон. Его желаниеем было пойти путем невоспетых художников Средневековья, которые трудились в коллективной анонимности ради большей славы своих творений. Это было необычное отношение для бурных времен Арпа, и оно кажется определенно сумасшедшим в наши.
То, чем наслаждался Арп, а не многие из его сверстников, было счастливое соответствие истинного эстетического и супружеского партнерства. Невозможно говорить о Жане Арпе, не упомянув Софи Тойбер, даже несмотря на то, что судьба отвела ее от Арпа на полпути. Арп встретил Тойбер в 1915 году в Цюрихе, куда он бежал, чтобы избежать призыва в немецкуя армию — он родился Гансом Арпом в 1886 году в Страсбурге, когда город еще был частью Германии.
Шумное цюрихское кабаре «Вольтер» было "родильным отделением" для дадаистов, и Арп был среди его повитух: писал стихи, делал коллажи и иллюстрации для различных журналов дадаистов. Тойбер делала авангардные ткани и гравюры на дереве, не говоря уже о танцах — артистических, заметьте — в кабаре. Это было время, когда все делали практически все, и никто не ставил под сомнение ваше право делать это. (Арп провел некоторое время в художественных школах, но нашел их чопорными и неинтересными и бросил свое формальное обучение).
Софи Тойбер-Арп и Жан Арп в Асконе, Швейцария, в 1925 году. Фото: Софи Тойбер-Арп, Ганс Арп, Аскона, 1925 год, предоставлено Stiftung Arp eV, Берлин/Роландсверт и Hauser & Wirth.
Вскоре Арп и Тойбер стали неразлучной парой, связанной бок о бок в искусстве и жизни. По словам Арпа, в их совместных работах, включая вышивки, ткачества, картины и коллажи, «мы скромно пытались приблизиться к чистому сиянию реальности. Я бы хотел назвать эти работы искусством тишины. Оно отвергает внешний мир и обращается к тишине, внутреннему бытию и реальности. С помощью прямоугольников и квадратов мы возводили сияющие памятники глубочайшей скорби и возвышенной радости. Мы хотели, чтобы наша работа упрощала и преобразовывала мир и делала его прекрасным». Не меньше.
Не то чтобы они всегда работали вместе над одними и теми же произведениями. Каждый был занят своими собственными проектами, в какой бы форме они ни воплощались. Но чьи бы руки ни выполняли задачу, эта задача была одушевлена их двойными душами. «Даже если у Арпа и Тойбер были разные стили, вы всегда можете увидеть отпечаток одного в работе другого», — говорит Тарди. «Это вечное произведение для фортепиано в четыре руки».
Они поженились в 1922 году, после чего она стала известна как Софи Тойбер-Арп. Никто из них не зарабатывал много денег, хотя Тойбер-Арп была более трудоустроенной из них двоих, благодаря своему обучению прикладным навыкам, таким как ткачество, графика и архитектура. Этот последний навык принес Тойбер-Арп заказ на переосмысление L'Aubette, центра культурных и развлекательных мероприятий в старом муниципальном здании Страсбурга. Конечно, она привлекла к работе своего мужа, а также голландского архитектора по имени Тео ван Дусбург.
Арпы не заработали состояние на работе в Обетте, но им все же удалось оплатить участок земли в Кламаре, пригороде к западу от Парижа, и небольшую мастерскую, которую Тойбер-Арп спроектировала для него. К 1929 году они завершили строительство здания, своего рода табернакля для их мистически-художественного общения. Это красивый дом, построенный из традиционного щербатого камня, называемого meulière, но преобразованный здесь в аккуратную баухаусовскую коробку, которая выделяет его в своем буржуазном французском районе.
Арп, около 1960 года, в саду дома и студии, спроектированных для них Тойбер-Арп в Кламаре, Франция, где сейчас находится Фонд Арпа.Фото: Keystone-France/Gamma-Rapho через Getty Images.
Арп здесь начал работать с гипсом, исследуя жилистые, биоморфные формы, которые стали его художественным наследием. В скульптуре, как и во всех других своих начинаниях, он избегал следовать заранее задуманному чертежу. Он предпочитал позволять своей работе формироваться самой по мере того, как она появлялась под его руками, до такой степени, что иногда он работал с закрытыми глазами, позволяя случаю направлять его. Линия в бронзе или камне появляется, а затем, совершенно внезапно, исчезает, как будто она сама решила просто остановиться. Арп делает это все это время.
«У него был поэтический дух, он всегда позволял вдохновению вести его», — говорит Тарди. «Это видно по его скульптурному процессу. Он никогда не шел по установленному пути, следуя эскизу. Софи была другой — очень решительной. У них были очень разные способы работы».
«Мастерская-дом — это то, что вы нечасто увидите», — сказал Тарди. Загородный дом Родена по дороге в Медоне с его комфортабельным особняком и отдельной студией для него и его многочисленных помощников — это совсем другое дело. «Для Арпов повседневная жизнь — это искусство. Все перемешано».
Они все еще не зарабатывали много денег. Работы Арпа выставлялись в немногих галереях. А затем началась Вторая мировая война, и Арпы сбежали, сначала на юг Франции, а затем, по мере приближения войны, в Швейцарию, где художник Макс Билл оказал им помощь и предоставил убежище. Тойбер-Арп умерла там в 1943 году, задохнувшись газом из протекающей плиты. Арп был раздавлен и вообще перестал работать на два или три года.
Арп, который собрал себя после войны, — это тот Арп, о котором думают люди, которые что-то о нем знают. Он снова женится, и его новая жена молода и богата, и, более того, стремится его продвигать. Он выигрывает клнкурсы. Он едет в Нью-Йорк, где с удивлением обнаруживает, что его ценят больше, чем в Европе. Здесь есть ирония. На рынке искусства между войнами Нью-Йорк играл вторую скрипку после Парижа. Парижские галереи отправляли работы Арпа В США, когда они не продавались дома. Что посеешь, то и пожнешь. Эта зарубежная экспозиция, рожденная отчаянием, во многом способствовала установлению международной репутации Арпа.
Арп 1950-х годов — это также Арп, который привлек внимание Слимана, когда он отправился на поиски нового художника для своей серии Bijoux d'Artistes. Это сработало во всех отношениях. Бывший художественный директор Canal+ Этьен Робиаль, который присоединился к Fondation Arp в качестве президента четыре года назад, поставил своей целью представить работы Арпа и Тойбер-Арп более широкой публике.
Подвеска «Ptolémée II» от Celine значительно повышает ставки. Арп известен тем, как он использовал пустое пространство как элемент в своих скульптурах, что заставило некоторых сравнивать его с английскими скульпторами Барбарой Хепуорт и Генри Муром. Но воспроизведение сложного диалога Арпа между твердым телом и пустотой в миниатюре оказалось чертовски сложным. Селин передала работу тому же парижскому ювелирному дому, который воспроизвел ее подвески César и Nevelson. Переписка между Селин и Фондом на протяжении всего процесса разработки была кропотливой и обширной. Будет изготовлено всего 100 подвесок «Ptolémée II» — 50 из позолоченного золота, 50 из серебра — и на их изготовление ушло два года.
Однако более высокий барьер — моральный. «Мы были озабочены вопросом: утвердил бы Арп эту вещь?» — говорит Робиал. Фонд уже отклонил запрос Swatch на использование вырезов Таубер-Арп на ремешках для часов. «Мы сказали «нет», что раздражает, потому что это принесло бы нам немного денег», — говорит Робиал. Подвеска Celine «Ptolémée II» легко прошла тест, до такой степени, что на ней есть подписи и Арпа, и Селин. По словам Робиала: «Основываясь на всем, что мы знаем и читали, мы убеждены, что Арп сказал бы: «Это очень хорошо»».