Ренессанс (начало XIV — последняя четверть XVI веков)
Эпоха Возрождения была временем великих инноваций для художников, скульпторов и ремесленников всех видов. После застоя в Средние века возобновился интерес к классическим знаниям, а также произошли значительные достижения в художественных и научных занятиях. В эту волну творчества и инноваций вошла сфера ювелирных изделий.
Портрет дамы, около 1485 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Большая часть исследований ювелирных изделий эпохи Возрождения была проведена на основе портретов, написанных в это время, которые демонстрируют креативные и фантастические изделия, популярные среди высшего класса. Эти фантастические картины открывают окно в самые желанные типы ювелирных изделий, как, например, драматические многослойные ожерелья, которые можно увидеть на портрете выше.
Леда и лебедь Мастерская Бартоломеуса Шпрангера (Фламандского, 1546–1611)
В мифологической сцене, изображенной художником мастерской Шпангера, Леда носит разнообразные драгоценности, включая наручи, ожерелье, серьги и головной убор. Художник искусно передает ограненные квадратом красные камни, усеивающие наруч, и сложные золотые детали. Многие из самых известных художников и скульпторов эпохи Возрождения имели опыт работы ювелирами, включая Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Тесная связь между этими областями живописи и металлообработки подчеркивает художественную природу ювелирных изделий и уровень детализации, заложенный в каждое ювелирное изделие.
Мастера, изготавливавшие ювелирные изделия эпохи Возрождения, имели разные специальности, хотя все они имели высокую квалификацию. Ювелиры создавали новые техники для декоративных оправ и сложных золотых узоров. При изготовлении металлических оправ для ювелирных изделий использовалось множество техник, от филиграни до эмалевого дизайна , и все они требовали точности и терпения от ювелира или золотых дел мастера. В те времена очень популярной была табличная огранка камней, и эту простую прямоугольную форму можно увидеть во многих кольцах и подвесках эпохи Возрождения. Эти навыки были необходимы для создания самых сложных ювелирных изделий, которые всегда включали в себя несколько драгоценных камней и тонкую золотую работу. Стиль, который они создали, выдержал испытание временем, и ювелирные изделия эпохи Возрождения стали основным продуктом викторианской эпохи.
Украшение шляпы из золота и драгоценных камней (1600-1650 гг. – происхождение Германия или Нидерланды) | Источник: Британский музей.
Что касается тем, которые можно увидеть в ювелирных изделиях того времени, выделяются два конкретных влияния, оба из которых популярны и сегодня — природный мир и воспоминания об античности. Красивые аспекты природы вдохновляли художников, которые включали в свои работы все, от животных до цветочных мотивов. Подобно остальной части эпохи Возрождения, которая подчеркивала важность классических цивилизаций, такие изделия, как ювелирные изделия, также могли содержать сцены и мотивы из древних времен.
Камея с изображением портрета женщины эпохи Возрождения (16-17 века, Италия) | Источник: Британский музей
Бьянка Мария Сфорца, вероятно, 1493 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Подвеска является одним из самых знаковых украшений эпохи Возрождения. Уникальной особенностью подвесок эпохи Возрождения является то, что многие из них демонстрируют резные узоры как на задней, так и на передней стороне, подчеркивая перспективу ювелирных изделий как носимого искусства. Подвески часто включают в себя нежные эмалевые узоры, натуральные виды жемчуга и широкий спектр драгоценных камней и цветов драгоценных камней.
Кулон (аверс и реверс) из золота, эмали, жемчуга и драгоценных камней, изображающий портрет мужчины и его жены (1603-1627 – Германия) | Источник: Британский музей.
Кольца были популярны всех типов, и считалось стильным носить их на всех пяти пальцах.
Кольцо из золота и драгоценных камней (1525-1575 – Франция) | Источник: Британский музей.
Из камней одним из самых популярных был рубин. Однако один из интересных фактов о рубинах заключается в том, что многие из драгоценных камней насыщенных оттенков, которые в эпоху Возрождения считались рубинами, на самом деле были совершенно другим драгоценным камнем — шпинелью. Обладая гаммой цветов от темно-красного до бархатисто-синего, шпинель добывалась вместе с рубинами и сапфирами на протяжении столетий, и никто не мог отличить их друг от друга до исследования, проведенного минералогами в 18 веке.
В эпоху Возрождения многие из драгоценных камней, которые мы ценим сегодня за их цвет или чистоту, ценились по другой причине: из-за их возможных магических и мистических свойств. Начиная со Средневековья, предшествовавшего эпохе Возрождения, астрологические и магические свойства связывались с различными драгоценными камнями, и эта вера продолжалась и в эпоху Возрождения.
Подвеска-реликварий из золота и драгоценных камней, изображающая сцену Благовещения | Источник: Музей МЕТ.
Ювелирные украшения 18 вв
Драгоценности исторически были важным символом социального положения. В конце XVII века появилась бриллиантовая огранка, сверкающая множеством граней. Барочные дизайны уступили место дизайну, ориентированному на драгоценные камни, со скрытыми металлическими оправами, главными из которых были бриллианты, часто оправленные в серебро, чтобы подчеркнуть их ослепительную белизну. Примерно с 1725 года бразильские бриллианты импортировались в Европу в больших количествах, и бриллианты стали настолько востребованы, что появились подделки. Немногие бриллиантовые изделия этого периода сохранились нетронутыми; учитывая их внутреннюю ценность, многие из них были позже разобраны и переделаны в более современные стили.
Великолепные бриллиантовые парюры были необходимы для придворной жизни, самые большие носили на лифе, а более мелкие разбрасывали по всему наряду. Популярными украшениями были широкие колье-чокеры с подвесками, которые сидели на шее, как высокий воротник, и броши-корсажи, предназначенные для ношения на центральной панели лифа платья. Шатлен, богато украшенное золотое украшение, предназначенное для подвешивания небольших предметов, таких как часы, ключи и кошельки, было особенно популярно в XVIII веке, иногда украшалось бриллиантами или камеями, последние из которых были популяризированы английским производителем керамики Джозайей Веджвудом.
В 18 веке были изобретены «стразы» — ярко блестящее свинцовое стекло. Таким образом, стразы открывают рынок ювелирных изделий для чуть менее удачливых покупателей.
Промышленная революция: постепенное открытие ювелирной промышленности
Промышленная революция будет играть решающую роль в истории ювелирного искусства. Фактически, это во многом способствует демонтажу роли ювелирных изделий как символа социального ранга.Для изготовления многих деталей ювелирных изделий стали использоваться станки, было изобретено гальваничесое золочение, увеличилось производство искусственных камней как в качестве, так и в количестве. Таким образом, ювелирный рынок открывается для «среднего класса» благодаря производству ювелирных изделий по более доступным ценам.
Также это время появления на ювелирной сцене некоторых крупных ювелирных домов, таких как Cartier (Франция, 1898), Tiffany&Co (США, 1851) и Bvlgari (Италия, 1884), Van Cleef & Arpels в Париже (1896). Старейшая из них была основана Петером Карлом Фаберже в Санкт-Петербурге в 1870 году, который унаследовал фирму, основанную его отцом в 1842 году. Эти крупные компании извлекают выгоду из ноу-хау ювелиров и производят высококачественные ювелирные изделия, адаптированные к традиционным требованиям зажиточного класса буржуазии.
Основание De Beers Consolidated Mines Limited в 1888 году сделало алмазы более доступными и побудило ввести новые огранки драгоценных камней. Ожерелье Riviere со старыми европейскими бриллиантами градуированной огранки, состоящее из цепочки из 52 «струящихся» связанных бриллиантов (от французского слова «река»), было стилем, первоначально популяризированным в 18 веке и остающимся популярным до наших дней.
Подъем движения ар-нуво («новое искусство») к концу XIX века произошел на фоне Прекрасной эпохи , континентального европейского «золотого века», предшествовавшего началу Первой мировой войны. Черпая вдохновение в первую очередь из природы, ар-нуво решительно выступил против степенного подражания историческим стилям, вместо этого опираясь на радикальные антиструктурные и асимметричные элементы и извилистые «хлыстовые» линии, которые имитировали органические формы, такие как растения и цветы. В то время преобладающий акцент в ювелирных изделиях был сделан на создании драматических оправ для драгоценных камней, особенно бриллиантов. Отходя от этого, ар-нуво ценил сложный дизайн и хроматические эффекты, смещаясь с престижа материалов на искусное мастерство и художественное видение. Мастера ар-нуво, такие как Рене Лалик (1860-1945) и Жорж Фуке (1862-1957), сочетали золото с такими скромными материалами, как рог, стекло, яшма, янтарь и эмаль. В дизайне начали появляться и другие разнообразные полудрагоценные камни, такие как гранат, перидот, цитрин, аквамарин, агат, опал и лунный камень, в то время как барочные жемчужины неправильной формы и окраски ценились выше идеально круглых.
Украшение для лифа в форме павлина (1898-1900 – Рене Лалик, Франция)
Гребень в стиле модерн «Cigales» (1902-1903 – Гастон Шопар)
Гребень Muguet из рога, золота и эмали (1900 – Рене Лалик)
Кулон «Поэзия» (ок. 1900 – Maison Vever, по рисунку Эжена Грассе)
Кулон «Два петуха» (1901-1902 – Рене Лалик)
«Женщина-стрекоза» Корсажный орнамент (1903 – Рене Лалик)
Влияние двух мировых войн: демократизация и рождение «модных» украшений
Первая мировая война (1914-1918) стала определяющим фактором в истории ювелирного искусства. Ювелиры-ремесленники фактически все были мобилизованы для участия в войне. В этот период при изготовлении украшений использовались менее драгоценные материалы (железо, медь, алюминий и т. д.). Нет сомнений, что Вторая мировая война (1939-1945 гг.) оказала аналогичное влияние на ювелирный сектор.
Таким образом, демократизация ювелирного дела, начавшаяся с промышленной революцией, продолжалась и усиливалась. С развитием технологий все более сложное и эффективное оборудование сделало возможным массовое производство ювелирных изделий. В сочетании с использованием менее благородных металлов и новейших материалов, таких как пластик, эта широкая индустриализация в конечном итоге привела к появлению «модных» украшений.
История ювелирных изделий продолжает писаться даже сегодня. Ювелирные изделия стали довольно распространенными предметами моды, широко интегрированными в наш повседневный гардероб. Ювелирный рынок огромен, и на нем задействовано множество игроков. Поэтому крупные ювелирные дома, мелкие творческие ремесленники и крупные производители бижутерии делят ювелирный сектор.
источники:
https://www.sothebys.com/en/articles/a-history-of-jewellery-through-the-ages-from-18th-to-mid-20th-century
https://www.langantiques.com/university/jewelry/jewelry-history/
https://rauantiques.com/blogs/canvases-carats-and-curiosities/the-history-of-renaissance-jewelry