Система высокой моды, сложившаяся в 1850-е и 1860-е годы, возникла благодаря потребительскому отношению к жизни представителей тогдашней элиты. Аксессуары и другие атрибуты роскоши также превратились в предмет потребления, и богачи со всего света стали активно скупать продукцию ювелирных домов. Хотя длительный траур, в который погрузилась королева Виктория после смерти принца Альберта, и вдохновил английских ювелиров на использование черного янтаря, в целом украшения в XIX веке были очень яркими и броскими.
Серьги из гагата викторианской эпохи
Благодаря открытию месторождений алмазов в Южной Африке, сапфиров в Кашмире, опалов в Австралии и золота в Калифорнии цены на ювелирные изделия заметно снизились. Представители среднего класса могли позволить себе покупать украшения из полудрагоценных камней, продававшиеся в универмагах. Была и дешевая бижутерия - со стеклом или стразами.
Элементы стиля
-в 1854 году появилось 15-, 12- и 9-каратное золото
-формы огранки бриллиантов «роза», «кушон»
Огранка «кушон»
-украшения в стиле археологических находок, сделанных в XIX веке
-в 1850 году появились украшения, изготовленные промышленным способом
-в 1871 году в Южной Африке открыли алмазное месторождение Кимберли, и бриллианты стали обязательным атрибутом роскошной жизни
-язык цветов и аналогичный ему язык драгоценных камней для передачи амурных посланий
Известные произведения
Алексис Фализ, Ожерелье, 1867
В XIX веке украшения часто были тематическими. В эпоху романтизма широко использовались природные мотивы и символы Эдема, а в 1835 году источником вдохновения для ювелиров стала комета Галлея. Это ожерелье французского мастера Алексиса Фализа, много работавшего для «Тиффани» (Tiffany) и «Бушерон» (Boucheron), - одно из немногих изделий, которые он выпустил под своим именем. В дизайне явно прослеживается интерес к ориентализму, вызванному международными выставками.
Ожерелье от «Тиффани», 1870
К 1860-м годам магазин писчебумажных товаров и диковинок, основанный Чарльзом Льюисом Тиффани в 1837 году, превратился в ювелирную компанию, занимающую лидирующее положение на рынке. Мастерская по производству серебряных изделий «Тиффани» стала первой школой дизайна в США. Это ожерелье сделано в 1870 году в американском стиле, для которого, в отличие от принятой в Европе вычурности, были характерны простота, гармоничность и чистота линий.
Браслет от «Бушерон», 1875
Браслет от «Бушерон», 1875
Свой собственный ювелирный дом парижский мастер Фредерик Бушерон основал в 1858 году. Визитной карточкой марки «Бушерон» (Boucheron) были изделия из полупрозрачной перегородчатой эмали в сочетании с обработанными камнями. Перегородчатая эмаль вошла в моду в ХІХ веке благодаря интересу к искусству Древнего Востока. А специально разработанная полупрозрачная витражная эмаль позволяла получить в ювелирном изделии эффект витража, пропускающего солнечные лучи.
Колье от «Бушерон», 1889
Браслет от «Тиффани», 1878
В 1878 году коллекция «Тиффани» (источником вдохновения для нее послужили найденные на Кипре древние украшения, приобретенные нью-йоркским музеем Метрополитен) получила золотую медаль на выставке в Париже.
Кольцо от «Тиффани», 1878
«Тиффани» стала серьезным конкурентом парижским ювелирным домам, например, «Картье» (Cartier) и «Ван Клиф энд Эрпелс» (Van Cleef & Arpel). Международное признание американской компании было одним из проявлений процесса глобализации. В 1880-е годы «Булгари» (Bulgari) открыла свое представительство в Риме, а «Фаберже» (Fabergé) - в Москве.
Магазин Bulgari в Риме, 1881