Историзм XIX века во многом обязан романтизму. Порывая с традицией античности в искусстве, романтизм умножает источники вдохновения, с энтузиазмом заново открывая для себя Средневековье. Первое неоготическое приключение произошло во времена Реставрации, что Анри Вевер объясняет потребностью в поэзии, воображении и живописности. Неоготические украшения из золота и серебра наводнены мотивами стрельчатых арок, зубчатых башен, фигур дам и рыцарей. Ювелиры черпают вдохновение в романах Вальтера Скотта, описывающих фантастическое раннее Средневековье. Неоготический стиль достиг своего расцвета в эпоху французской Июльской монархии; Виктор Гюго публикует «Собор Парижской Богоматери» (1831); Ювелиры переводят этот язык на язык золотых изделий и чеканки, создавая «феодальную атрибутику» (Вевер), украшенную мотивами шлемов, гербов, щитов и рыцарей.
Стиль неоренессанс переосмысливает ювелирные изделия XVI века, черпая вдохновение в работах Гольбейна, да Винчи и Рафаэля, а также в архитектурном репертуаре двора Франциска I. Ювелиры эпохи романтизма проявили себя в обоих жанрах, иногда смешивая их в одном произведении.
Затем художники в 1850–1890-х гг вернули к жизни греко-латинскую и ближневосточную древности. Археологические раскопки в Италии и Малой Азии, в ходе которых были обнаружены многочисленные римские, этрусские, троянские или предположительно подобные предметы искусства; строительство Суэцкого канала, вызвавшее ажиотаж вокруг Египта, возобновило интерес к этим жанрам. Эжен Фонтене (1824-1887) отличился созданием ювелирных изделий, напоминающих греческое или римское искусство, «совершенного изготовления». Например, он создает серьги и броши, в которые вставлены крошечные эмалевые предметы, вдохновленные настенными фресками, найденными в Помпеях.
КАМИНАДА Александр Франсуа, "Мадам Руаяль", 1834, Национальный музей Версальского дворца (Версаль)
На картине изображена Мария-Тереза Шарлотта Французская, известная как Мадам Руаяль.
Мария Тереза Шарлотта Французская, старшая дочь короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, была единственным королевским ребёнком, пережившим Великую французскую революцию. Вернувшись после изгнания во Францию, она стала чуть ли не самой влиятельной личностью в королевской семье. Наполеон Бонапарт сказал, что Мария Тереза Французская была «единственным мужчиной в семье Бурбонов».
Анализ изображения
«Мадам Руаяль» - титул, обычно используемый во Франции для старшей живущей незамужней дочери правящего французского монарха. Эквивалентный титул в Великобритании — Королевская принцесса.
Пряжка ремня и браслет гарнитура герцогини Ангулемской, невестки Карла X, имитируют «соборный» стиль, а вот ожерелье и серьги кажутся странно несочетаемыми. Драгоценности конца Реставрации, известные как те, что находятся в соборе, часто более экстравагантны, чем те, что на портрете: пряжки ремней с изображением сцен паломничества, греческие или латинские кресты, мальтийские или иерусалимские кресты, четки, носимые в качестве украшений.
Так называемое готическое цепочное ожерелье, подаренное в 1830 году королевой Гортензией своей племяннице Амели, императрице Бразилии, из золота, украшенное опалами, рубинами и изумрудами, весьма типично для французского романтизма первой половины XIX века. На медальонах готическими буквами высечена надпись «ton Hortense». На нагрудном кресте выгравированы две соединенные руки — символ веры.
Серьга, простая и элегантная, имитирует старинную гравюру в виде хрустальной камеи, обрамленной золотом. Трудно точно датировать этот изящный образец антикварного вкуса XIX века.
Наконец, браслет подписан Алексисом Фализом (1811-1898), специалистом по эмали. Это большой, жесткий, изогнутый золотой круг, покрытый эмалями, имитирующими средневековые мотивы. Среди эмалевых мотивов готическими буквами указана дата изготовления — 1880 год. Эта очень личная и оригинальная интерпретация неоготики принадлежит одному из великих художников XIX века, который заново открыл лиможские эмали.
В украшениях 19 века используется мало драгоценных камней и жемчуга высокой ценности, но используются эмали, барочные жемчужины и камни, не ограненные в виде кабошонов. Ювелиры отдают предпочтение золоту и серебру, гравированным, чеканным, обработанным с использованием древних техник, которые были заново открыты, таких как чеканка, чернение или филигрань. Репусирование — техника ювелирного дела, позволяющая получить рельеф на металлической поверхности вручную, молотком или зубилом. Чернение — инкрустация черной эмалью на основе сульфидов металлов на серебряном фоне. Филигрань — это процесс украшения металлических поверхностей с помощью тончайшей проволоки, приваренной к фону. Этот процесс приписывают этрускам.
Труд и изобретательность, необходимые для создания этих драгоценностей, объясняют, почему публика отвернулась от менее удачных украшений, которые без воображения подражают прошлому. Историзированный стиль был отброшен в 1890-х годах, когда появился стиль модерн.