Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Украшения: культурный код. Рассказывают эксперты компании AllTime

6 марта 2025
AllTime

 В последние годы в мире вещей происходят интересные события. В промышленном дизайне наблюдается устойчивый тренд на глокализацию. Термин составлен из двух частей: ГЛОбальный + лоКАЛьный. Обычно под этим явлением подразумеваются предметы с современным ярким дизайном и акцентными нотками локального колорита: набора каких-то признаков или техник, свойственных для определенного места. В нашей стране предметный дизайн с глокальными мотивами можно увидеть на ежегодной выставке «‎Придумано и сделано в России»‎ во Всероссийском музее декоративного искусства. Кстати, недавно организаторы ввели ювелирную номинацию для талантливых авторов. В искусстве в последнее время мы также наблюдаем переосмысление локальных кодов. Например, резиденции в Архангельской области и Пермском крае открывают двери для молодых художников. Многие из них работают на стыке искусства, wearable art и украшений. Некоторые совмещают карьеру художника и предметного дизайнера. В регионах делаются выставки-рефлексии о культурном наследии. Бывают ситуации, когда художницы на время переходят на сторону кураторов и делают ювелирные выставки на темы поиска идентичности. Самый яркий пример последних лет – проект «‎Тонкая нить»‎. 
 Мы не смогли пройти мимо такого выразительного и при этом пока нишевого явления в культурной среде, поэтому стали искать интересные марки с локальными мотивами по всей России. Наша команда изучила вопрос со всех сторон. Можно было бы ограничиться только лишь дизайнами, но мы затронули вопрос с характерными для тех или иных мест техниками и материалами. Расскажем о нескольких самобытных брендах.

         Начнем с узнаваемых деталей. Скорее всего при фразе «русские народные украшения» вы подумаете о кокошниках и венцах. Конечно, ведь это самые очевидные варианты. Московский бренд OXIOMA обыгрывает мотив с традиционными головными уборами весьма неожиданным способом. Дизайнеры предлагают зрителю на выбор броши в виде схематических минималистичных изображений ликов в роскошных кокошниках. При единой тематике сами украшения сильно разнятся по настроению и подойдут под разные предпочтения покупателей: яркие детализированные экземпляры, воздушные ажурные пары сережек, минималистичное монохромное прочтение с акцентом на тактильность и фактуры фарфора, стилизованные современные шандельеры, где не сразу считывается локальный колорит. Дизайнеры и основательницы бренда Оксана Попруженко и Мария Лыкова осознанно отказались от работы с драгоценными металлами, оставив место лишь позолоте в некоторых экземплярах. OXIOMA работает с архаикой, но в современном прочтении новых технологий и материалов: 3D-печать пластика, работа с титаном и ювелирной смолой. Бренд делает коллаборации не только с современными художниками (Antagonist Calligraphy, Иван Симонов), но и старинной фабрикой «‎Ростовская Финифть»‎. Украшения OXIOMA находятся на стыке повседневных аксессуаров и арт-объектов. Об этом свидетельствует тесное сотрудничество с культурными институциями: музеем Фаберже, музеем Кремля, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
 

         Сибирский бренд SBLESKOM играет со смыслами и часто обращается к культурным произведениям из нашего детства. В серебряной подвеске в виде белочки с орехом многие из нас без труда считают образ героини из «‎Сказки о царе Салтане»‎ Александра Сергеевича Пушкина.

Кольцо «‎Еловый лес»‎ вызывает множество ассоциаций: в первую очередь, о сказочных локациях – именно в темных скученных еловых лесах обитает русская нечисть: Баба-Яга и Леший.

Фактура серебряных сережек ассоциируется со стежками традиционной русской вышивки. Такие яркие прочтения культурных кодов не могли остаться без внимания. В 2024 году бренд сделал две коллаборации с Кинопоиском. В августе SBLESKOM выпускали украшения к выходу сериала «‎Игры»‎, а осенью – к премьере сериала «‎Преступление и наказание»‎. Между этими двумя событиями в пространстве томского магазина SBLESKOM прошла совместная выставка с «‎Первым музеем славянской мифологии»‎.

Бренд Milk United основали две выпускницы петербургской Академии им. Штиглица Дарья Федорова и Надежда Полетаева. В их работах сочетаются современный дизайн и ремесленные традиции. Навыки и знания в области работы с керамикой и костяным фарфором позволяют создавать долговечные, легкие и интересные вещи. Основательницы вместе придумывают дизайн и создают объекты: обжигают фарфоровую массу при температурах от 900 до 1300͒С. Все украшения расписываются вручную золотом или серебром, поэтому каждый экземпляр уникален. Помимо ремесленных техник к культурному коду можно отнести и некоторые мотивы самих украшений: серьги «‎Голубки»‎ (на фото), броши «‎Дубок»‎ и «‎Лягушка»‎.
 

Бренд PROCUDA словно стоит особняком, но так может показаться только на первый взгляд. Культурные коды здесь лежат в плоскости техник. Если присмотреться к тем или иным вещам, то можно заметить чернение серебра. Самое известное место этого промысла находится на севере России в Великом Устюге. Город в Вологодской области стал центром чернения серебра еще в XVII веке, а расцвет деятельности пришелся на XVIII век. Другое важное место для этой техники – село Красное-на-Волге в Костромской области. Там больший упор делался на другую историческую технику – скань, плетение ажурного узора из металлической проволоки. В украшениях PROCUDA мы не видим дословного воспроизведения ремесла, только лишь современное прочтение филигранного объемного рисунка серебра (на фото).
 

         В конце января 2025 года мы анонсировали выпуск модели «‎Ёжик» в рамках нашей коллаборации с часовой компанией «‎Слава»‎ и Союзмультфильмом. Они выпущены к 50-летнему юбилею мультфильма «‎Ёжик в тумане»‎. Нам хотелось напомнить людям о крепкой дружбе, беззаботном ощущении детства, теплого лета, предвкушения показа детских программ по телевизору. Некоторые из них стали связующей ниточкой между поколениями. В середине февраля часы стали доступны в магазинах AllTime. Эта лимитированная серия – всего 1000 экземпляров.
 

Команда AllTime постоянно находится в поиске новых самобытных имен, а также точек взаимодействия. Мы предоставляем места в наших магазинах интересным брендам и продвигаем их на наших площадках, в том числе в Музее Времени и Часов. Мы готовы сотрудничать с художниками-ювелирами, дизайнерами и вместе воплощать в жизнь самые смелые идеи!

 

 

Источник: AllTime
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом