Ювелиры, представвшие свои творения на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и современной промышленности, проходившей в павильонах в Париже с апреля по октябрь 1925 года, помогли изменить облик мирового дизайна. Мероприятие, на котором 15 000 экспонентов продемонстрировали современную эстетику в архитектуре, дизайне интерьера и декоративно-прикладном искусстве, стало поворотным моментом стиля ар-деко.
Спустя столетие украшения того периода по-прежнему востребованы коллекционерами и вдохновляют современных дизайнеров. Выставка 1925 года изначально планировалась на десятилетие раньше, но была отложена из-за Первой мировой войны. Одним из членов жюри был Луи Картье, «пионер» ар-деко, который создал свои первые работы в этом направлении в 1904 году, отмечает Пьер Райнеро, директор по имиджу, стилю и наследию Cartier.
Райнеро говорит, что Луи Картье, чьи выставленные работы включали украшение для волос в виде орхидеи из оникса, бриллиантов и платины, был представителем поколения молодых творцов, которые хотели изобрести что-то, соответствующее миру технического прогресса и социальных изменений вокруг них.
Ювелир не был удовлетворен стилем ар-нуво, говорит Райнеро. «Он человек с огромной культурой, и он не мог себе представить, что то, что было сделано в прошлом, представляет меньший интерес, чем то, что должно быть изобретено сейчас», — говорит он. «Все имеет свое место в мире Луи Картье с точки зрения красоты».
Ар-деко — это период множества стилей и философий, поэтому Райнеро считает, что он и сегодня остается ориентиром. «Это период, когда так много вещей было исследовано разными способами, но также когда были предложены такие основы, как геометрия, абстракция, сущностность [и] систематическое любопытство к другой культуре», — говорит он.
Рисунок гуашью украшения для волос в виде орхидеи из оникса, бриллиантов и платиновой броши, подписанный Луи Картье и выставленный в 1925 году © Архивы Cartier Paris
Трафарет катагами (искусство изготовления бумажных трафаретов для окрашивания тканей, одно из нематериальных культурных ценностей Японии) из бумаги Cartier © Архивы Cartier Paris
Он добавляет, что Картье сначала перенял структурные влияния, в плане геометрии и абстракции, из исламского мира, а затем из японской культуры. Об этом свидетельствуют выставочные каталоги и книги по исламскому искусству, а также катагами (бумажные трафареты, используемые для печати мотивов на кимоно) в архивах французского дома.
Для новой выставки ювелирных изделий и часов Cartier, которая откроется в лондонском музее V&A 12 апреля, рекламное изображение представляет собой бандо Tutti Frutti в индийском стиле. Купленное леди Маунтбаттен в 1928 году, изделие украшено резными рубинами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами. Среди других экспонатов в стиле ар-деко — тиара с бриллиантами и платиновым нимбом в древнеегипетском стиле (1934), которую носила Бегум Ага-хан III.
Бандо Cartier Tutti Frutti леди Маунтбаттен © V&A
Тиара Cartier Halo 1925 года © V&A
На ярмарке Европейского фонда изящных искусств (Tefaf) в Маастрихте в марте Wartski планирует показать драгоценность Fouquet, связанную с оригинальной парижской выставкой. Кэтрин Перселл, соуправляющий директор торговца антикварными ювелирными изделиями, говорит, что идентичная матовая маска из горного хрусталя с бриллиантами, подвешенными к подбородку, была задумана французским ювелиром Жоржем Фуке и его мастером Луи Фертеем для мероприятия 1925 года.
Китайская маска G. Fouquet. Подвес «Китайская маска». Создан для Парижской выставки ар-деко в 1925 году и переосмыслена Жаном Фуке около 1931 года.© Wartski
Она считает, что в 1930-х годах сын Жоржа Жан переосмыслил это произведение в черно-белом дизайне, который сохранился до наших дней, с удаленными изумрудными бусинами, которые висели на ушах и подбородке, и заменой бриллиантовой шапочки на круглую шапочку из черного дерева. «Не только интересно рассматривать это как работу двух поколений, но и это дает вам довольно интересный обзор того, как развивался сам стиль ар-деко», — говорит Перселл.
Влияние выставки 1925 года на ювелирные изделия также исследуется в выставке «Париж, город жемчуга» в Школе ювелирного искусства L'École, которая проходит во французской столице при поддержке Van Cleef & Arpels до 1 июня. Сокуратор выставки Леонар Пуи пишет в каталоге выставки, что это событие «в особенности способствовало росту «жемчужной мании», которая вспыхнула» в Париже в то время, и жемчуг занимал видное место в нескольких павильонах.
Жан-Габриэль Домерг, реклама Van Cleef & Arpels, январь 1923 года, Париж, BnF
Пуи добавляет, что «благодаря своей геометрической округлости и белизне, а также благодаря появлению все более крупных японских культивированных жемчужин, они сыграли центральную роль в появлении новой эстетики», которая в 1960-х годах стала известна как ар-деко.
Колье-галстук Van Cleef & Arpels с бриллиантами
Эстетика сохраняется, что отражается во влиянии ар-деко на современных дизайнеров. Коллекция Paris 1925 от Lito Fine Jewelry из Афин вдохновлена архитектурой, ювелирными изделиями, одеждой, мебелью, музыкой и цветами того периода и включает в себя кольцо с рубином и бриллиантом и браслет, которые напоминают форму нью-йоркского здания Крайслер в стиле ар-деко.
Коллекция Paris 1925 от Lito Fine Jewelry включает браслет, вдохновленный зданием Крайслер
здание Крайслер
«[Ар-деко] был настолько футуристичным и прогрессивным стилем в момент своего зарождения, что в каком-то смысле он почти стал сбалансированным и ощущается как нечто вневременное», — говорит Бостон.
«Ар-деко — это не просто что-то одно», — говорит основатель бренда и дизайнер Лито Каракостаноглу, который слушал джазовую музыку 1920-х годов, работая над линией. «Оно может быть таким причудливым и поэтичным, и в то же время таким структурированным — и это то, что мне в нем нравится».
Именно многочисленные культурные отсылки к тому, что британский ювелир Рэйчел Бостон называет «богатым движением», вдохновляют ее уже более десятилетия. Она также использует его геометрические линии и камни ступенчатой огранки в своих «современных деко»-дизайнах: помолвочное кольцо Ida Rubover имеет центральный бриллиант изумрудной огранки и два бриллианта багетной огранки по бокам.
Эта вневременность способствует высокому спросу на оригинальные изделия. Бриллиантовое колье «галстук» Van Cleef & Arpels (ок. 1929 г.) было продано на аукционе Sotheby's в июне прошлого года за 3,6 млн долларов, что в три раза превышает максимальную оценку. Более 160 лотов ювелирных изделий в стиле ар-деко, проданных Phillips в период с 2019 года по конец ноября 2024 года, достигли 152 % от своих предпродажных минимальных оценок и привлекли покупателей из 30 стран.
Бенуа Репеллен, глава ювелирного отдела Phillips, говорит, что выставки домов, демонстрирующие важность периода ар-деко для этих брендов, и новые коллекции, вдохновленные оригинальными драгоценностями, могут способствовать повышению цен на аукционах. Boucheron черпал вдохновение в архивных предметах ар-деко для своих коллекций высокого ювелирного искусства Histoire de Style Art Déco и New Maharajahs в 2021 и 2022 годах соответственно.
Boucheron, колье из коллекции Histoire de Style Art Déco
Boucheron, Эскиз украшения по заказу махараджи Патиалы, 1928 год
Boucheron, колье из коллекции New Maharajahs, 2022
Репеллин говорит, что коллекционеров привлекает мастерство ювелирных изделий, отражающее «беззаботность» бурных 1920-х. «Даже когда мы смотрим фильмы и т. д., есть это очарование и притяжение к периоду, который сейчас является периодом ар-деко», — говорит он. Поскольку эта эпоха становится точкой фокусировки в этом году, интерес коллекционеров, вероятно, будет еще больше возрастать.