Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Сдержанная красота: погружение в дизайн середины XX века

17 марта 2025
Дункан Паркер

Погрузимся в мир простых, органических форм, без большого количества излишних украшательств.  Дизайн середины прошлого века заметно примитивен и практичен, но несмотря на это — или, возможно, именно из-за этого — вещи того времени обладают сдержанной красотой, непохожей ни на что, созданное до или после.

Дизайнеры ювелирных изделий, как и те, кто создавал мебель или подсвечники, сосредоточились на минималистичных и практичных формах и материалах. Показная роскошь не была в моде.

В ювелирном деле революцию середины века возглавили датские дизайнеры, сопровождаемые художниками из Норвегии и Финляндии, а уже за ними идеи были подхвачены и распространены по всему миру.

Эти украшения были простыми по форме и очертаниям и, как правило, имели простые и несложные текстуры. Этот стиль дизайна не тратил вермя на излишества: завитки и завитушки были для другого времени и места. Целью художников было сделать что-то простое, привлекательное и ни в коем случае не хвастливое.

В конце 19 века  дизайнеры стали разрабатывать то, что мы сейчас называем движением «Искусства и ремесла», когда художники проектировали и создавали предметы ручной работы, которые, как правило, не были дорогими.

Это было реакцией на промышленную революцию, поскольку с ростом массового производства терялось прикосновение человека при создании личных и домашних предметов. Один из самых известных сторонников движения искусств и ремесел, английский дизайнер и писатель Уильям Моррис, утверждал, что люди «не должны иметь в [своих] домах ничего, что [они] не считали бы полезным или красивым».

В соответствии с этим мнением дизайнеры середины 20 -го века создавали предметы, которые были не только полезными, но и красивыми. Однако разница между элементами природы, представленными в ювелирных изделиях декоративно-прикладного искусства 19 -го века, и теми, которые были представлены в период модернизма середины века, заключается в используемых формах и видах.

Georg Jensen, браслет из серебра с амазонитом, 1950-е гг.

В современных ювелирных изделиях середины века формы обычно были базовыми — часто демонстрирующими простые геометрические элементы. Как правило, отделка также была простой, и была отбита, отполирована или иногда обработана щеткой, с редким использованием эмали для придания цвета. Ювелирные изделия большинства ранних и поздних периодов были более богато украшены, с завитками, листьями, цветами, бантами и часто с сильно текстурированной отделкой.

Как уже упоминалось, дизайнеры того времени работали преимущественно с серебром, обычно без драгоценных камней. Когда дизайнеру необходимо было особо подчеркунуть дизайн, камни использовались, но  даже тогда, как правило, не было сапфиров, рубинов, бриллиантов или других крупных драгоценных камней, потому что дизайн был первостепенным, а драгоценные камни были вторичны.

Важным элементом работы этих дизайнеров была необходимость оставаться доступными. Здесь есть два аспекта: быть доступными для покупки и, что не менее важно, быть доступными для изготовления. Закупка серебра для ювелира требовала гораздо меньше вложений, чем покупка золота. Это означало, что художники могли бы делать изделия без огромных затрат и иметь запасы.

Имена

Среди самых известных модернистских ювелиров середины 20 века следует назвать имена дизайнеров из Дании и Норвегии. Многие из них обучались на скульпторов и обратились к ювелирным изделиям как к способу создания носимых скульптур, которые можно было бы носить каждый день и покупать без больших затрат. 

Есть много  выдающихся имен в мире дизайна, работы которых настолько классические, что дома, под знаменем которых они работали, до сих пор выпускают их проекты. Например, есть десятки дизайнеров, работавших под брендом Georg Jensen, известной датской компании.

Датский скульптор и предприниматель Георг Йенсен, умерший в 1935 году, задолго до периода середины века, имел нюх на дизайн. Он искал и нанимал или заказывал таких дизайнеров, как Хеннинг Коппель, Харальд Нильсен и Эдвард Киндт-Ларсен и его жена Туве. Имя Георга Йенсена преобладало в период середины века, а дизайнеры, выбранные им лично, задавали тон стилю того времени и несли его имя вперед. Эти мастера привнесли в свою работу разнообразие навыков и опыта, но создали определенное единство в стиль модернизм середины прошлого века.

Еще одним из самых выдающихся и часто коллекционируемых дизайнеров был датский художник Нильс Эрик Фром, который делал акцент на простоте и часто использовал эмаль и драгоценные камни огранки кабошон для создания единого и вневременного дизайна.

 Niels Erik From, браслет демонстрирует один из его фирменных приемов:  окисленные чашевидные серебряные диски, которые являются частью  дизайна

Дизайн маргаритки Антона Михельсона (на фото) немного отличается от типичного стиля того периода, поскольку он более представительный, чем большинство драгоценностей того времени, но он по-прежнему является одним из популярных дизайнов сегодня. Он имеет простоту линий и материалов, столь характерную для современных драгоценностей середины века.

Среди модернистов середины века также было немало женщин. Одной из таких женщин была норвежский дизайнер Анна Грета Экер, промышленный дизайнер, которая привнесла детализацию и точность своего обучения в дизайн серебряных украшений.

Anna Greta Eker. Это кольцо, известное как «Призма», было разработано Анной Гретой Экер для норвежской мастерской PLUS Workshop. Верхушка этого серебряного кольца имеет граненую геометрическую форму.

Еще один норвежский художник, чьи работы пользуются большим спросом, — это Дэвид Андерсен. Его эмалевые работы в серебре и позолоченном серебре привнесли цвет в украшения того периода.

Дэвид Андерсен, комплект украшений, 4 предмета, и колье из стерлингового серебра с эмалью, Норвегия, вторая половина XX века

Возможно, повезло, что драгоценности модернистов середины века были небольшими — поскольку они не занимали много места, потомки владельцев этих украшений не чувствовали необходимости выкидывать их. Кроме того, учитывая, что эти украшения были в основном сделаны из серебра, не было большой выгоды в их переплавке, как многие люди часто делают с золотом.

 

Источник: Jewellery Business
Читайте также
Имена: Георг Йенсен  (Georg Jensen)
Искусство
Имена: Георг Йенсен (Georg Jensen)
28 марта 2025
modernvintagestyle.co.uk
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом