Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Георг Йенсен (Georg Jensen)

28 марта 2025
modernvintagestyle.co.uk

Георг Йенсен родился в Раадваде, Дания, в 1866 году. Этот небольшой городок, окруженный живописной сельской местностью, находился недалеко от Копенгагена и был известен своей фабрикой по производству ножей. Отец Георга работал точильщиком на этой фабрике, а его мать была горничной. С раннего возраста Георг начал работать на фабрике вместе с отцом, что дало ему возможность погрузиться в мир ремесел и ювелирного дела.

Несмотря на то что он не получил формального образования, его семья быстро распознала талант мальчика  к созданию вещей и поддерживала его стремление к творчеству. Это поощрение сыграло важную роль в формировании его художественного видения и стремления к совершенству. Георг Йенсен проявил интерес к дизайну и ремеслу, что в конечном итоге привело его к созданию собственного ювелирного бренда, который стал известен во всем мире.

С течением времени Йенсен стал одним из самых влиятельных ювелиров своего времени, известным своим уникальным стилем, который сочетал в себе скандинавскую простоту и элегантность. Его работы отличались высоким качеством исполнения и оригинальными формами, что сделало его имя синонимом изысканных ювелирных изделий и предметов интерьера. Георг Йенсен оставил значительное наследие в мире дизайна, и его работы продолжают вдохновлять новые поколения мастеров и дизайнеров.

Ранняя брошь из опала и серебра от Георга Йенсена.

 

Когда Георгу Йенсену исполнилось 14 лет, его семья переехала в Копенгаген, чтобы он мог стать учеником ювелира. Этот шаг стал важным этапом в его жизни, так как обучение требовало долгих часов упорного труда и преданности делу. В свободное время Георг продолжал заниматься лепкой из глины, мечтая стать скульптором. Его страсть к искусству и стремление к самовыражению были сильны.

В результате его усилий он получил место в Копенгагенской Королевской академии искусств, где смог развивать свои навыки и углублять знания в области искусства. Он окончил академию в 1891 году в возрасте 25 лет. Хотя Йенсен так и не добился значительного успеха как скульптор, образование, полученное в академии, оказало огромное влияние на его дальнейшую карьеру в качестве мастера серебряного дела.

брошь Йенсена в виде птицы, поедающей ягоды, дизайн около 1908 г.

Йенсен женился на Марии Кристиане Антонетте Вульф в 1891 году, у них родилось двое детей Видар и Йорген. Он не мог зарабатывать на жизнь скульптором и начал сотрудничать со своим другом художником Кристианом Иоахимом Петерсеном в небольшой фирме по производству керамики. В 1897 году Антонетта неожиданно скончалась от болезни почек, и Йенсен остался с двумя маленькими сыновьями.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1900 ГОДА В ПАРИЖЕ 

Йохан Роде, художник, скульптор и архитектор, основал альтернативную художественную выставку  (The Free Exhibition) и предложил Йенсену возможность показать одну из своих работ. Хотя гончарный бизнес не процветал, Йенсен и Педерсен все же добились того, чтобы одна работа была принята в качестве экспонента на Всемирной выставке 1900 года в Париже.   Она называлась «Служанка на кувшине». Это был глиняный кувшин с маленькой женской фигуркой, восседающей на ободе. 

 Другие работы Йенсена и Педерсена были представлены независимо друг от друга, и продажи были хорошими. Они получили почетное упоминание за свою совместную работу в керамике, а Йенсен получил грант на поездку в размере 2500 крон. 

ранняя серебряная подвеска Йенсена № 13, около 1909-1914 гг.

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЕВРОПЕ

 

Грант на поездку дал ему прекрасную возможность посетить ведущие художественные центры Европы, и в 1899 году он отправился в двухгодичное турне. В Париже движение ар-нуво было в полном разгаре. В Италии и Франции он встретил художников, которые были признаны за свои достижения в области прикладного искусства. Они зарабатывали на жизнь, создавая предметы, которые были одновременно красивыми и полезными.
Опыт, полученный во время его путешествий, возможно, заставил Йенсена поверить, что он тоже может направить свои художественные навыки в прикладное искусство, сократив разрыв, который существовал между декоративным искусством и изящным искусством. Утилитарные повседневные предметы можно было проектировать и ценить за их художественное качество. Когда он вернулся в Данию в 1901 году, он был полон обновленной цели.

подвеска из серебра и лазурита Jensen

 

РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ MOGENS BALLIN

Продажи в гончарном бизнесе Педерсена оставались довольно скромными, и Йенсен был вынужден устроиться на работу к Могенсу Баллину, датскому серебряных дел мастеру, который был последователем стиля ар-нуво.  Вскоре Йенсен был назначен заведующим магазина. Во время работы там его поощряли разрабатывать собственные проекты.  

Баллин даже позволял художникам, работавшим на него, выставлять свои работы под своими именами, что было необычно в то время. Работая в мастерской Баллина, Дженсен создал серебряную пряжку для ремня, изображающую Адама и Еву в Эдемском саду. Считается, что это одно из его самых ранних украшений.

Пряжка для ремня «Адам и Ева», датированная 1899 годом. Говорят, что это литое серебряное изделие стало первой работой г-на Йенсена как серебряных дел мастера.Кредит...Лерке Поссельт для The New York Times

Йенсен получил признание и признание за создание этой пряжку. Эмиль Ганновер, который был директором Музея декоративного искусства в Копенгагене, стал большим поклонником творчества Йенсена. Сегодня пряжка находится в коллекции музея.

ГЕОРГ ЙЕНСЕН ОТКРЫВАЕТ СОБСТВЕННУЮ МАСТЕРСКУЮ

После положительной реакции на свои работы Георг Йенсен решил покинуть мастерскую Баллина и основать собственное дело. 19 апреля 1904 года, с некоторой финансовой поддержкой частного предпринимателя, он открыл небольшую мастерскую по адресу Бредгаде, 36 в Копенгагене. Это стало важным шагом в его карьере, так как он смог реализовать свои идеи и творческий потенциал в собственном пространстве.

В своей мастерской Йенсен начал производить не только ювелирные изделия, но и полые изделия, а также столовые приборы. Он стремился создавать уникальные и высококачественные предметы, которые отражали бы его художественное видение и мастерство. Мастерская одновременно выполняла функции розничного магазина и выставочного пространства, где Йенсен мог демонстрировать свои работы.

Для привлечения клиентов он использовал оригинальный подход: выставлял свои изделия в переносном кейсе, который каждый день устанавливался на стене снаружи магазина. В конце рабочего дня кейс убирался, что создавало элемент интриги и привлекало внимание прохожих. Этот креативный способ презентации его работ способствовал росту популярности его бренда и позволил ему завоевать доверие клиентов.

С течением времени мастерская Георга Йенсена стала известной не только в Дании, но и за её пределами, а его изделия начали ассоциироваться с высоким качеством, элегантным дизайном и уникальным стилем, что в конечном итоге привело к созданию одного из самых известных ювелирных брендов в мире.

брошь из лабрадорита и серебра от Jensen

 

Когда предметы из кейса Георга Йенсена были проданы, их заменяли новыми изделиями, что позволило поддерживать постоянный поток свежих работ и привлекать клиентов. Надписи на входных дверях его магазина просто гласили: «Георг Йенсен, Скульптор, Серебряных дел мастер». Это подчеркивало его многогранный талант и профессиональную идентичность.

Хотя открытие мастерской стало для Йенсена началом нового пути, он не был новичком в мире изящного и прикладного искусства. На протяжении многих лет он усердно работал над совершенствованием своего мастерства как скульптора и керамиста. Его опыт в этих областях оказал значительное влияние на его подход к ювелирному делу и дизайну.

К моменту открытия своей мастерской в возрасте 38 лет, Йенсен уже почти 20 лет занимался серебряным делом, что дало ему глубокое понимание материалов и технологий. Это сочетание опыта и художественного видения позволило ему создавать уникальные и высококачественные изделия, которые быстро завоевали популярность.

Его мастерская стала местом, где традиции и инновации переплетались, а каждое изделие отражало его стремление к совершенству и художественному самовыражению. Георг Йенсен не только создал успешный бизнес, но и заложил основы для будущего своего бренда, который продолжает оставаться символом качества и элегантности в ювелирном искусстве.

ранний серебряный браслет с листвой Джорджа Йенсена, дизайн № 3

В состав персонала мастерской входил ученик Генри Пилструп, который работал с Йенсеном с 14 лет до выхода на пенсию в 1957 году.

Генри Пилструп,  дизайн броши из лунного камня Георга Йенсена 

ВИДЫ ПРОИЗВОДИМЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

В 1904 году Йенсен выставил свои работы на выставке в Датском музее декоративного искусства. Представленные предметы, включая его ювелирные изделия, получили высокую оценку, что значительно повысило репутацию его мастерской.

В первые годы существования мастерской большую часть продукции составляли ювелирные изделия. Их можно было быстро продать и легко хранить в мастерской. Он изготавливал изысканные ювелирные изделия, в том числе ожерелья, браслеты, кольца, броши, пряжки, шляпные булавки.

Быстрые продажи показали привлекательность его проектов для датских женщин. Художественные критики также быстро признали красоту и качество его работ.

серебряная пряжка раннего Йенсена с изображением птиц

 

В 1907 году Эмиль Ганновер купил два украшения  Георга Йенсена  для коллекции музея. Это был кулон, украшенный серебряными виноградинами, и большая серебряная и янтарная брошь с мотивом листа. Оба изделия были изображены в годовом отчете музея, что принесло Йенсену честь и внимание общественности.

гребень, Georg Jensen

ВЛИЯНИЯ НА ДИЗАЙН

Йенсен создал широкий спектр ювелирных изделий в своей мастерской. Они демонстрировали зрелый и мастерский стиль, который, несомненно, был его собственным. Что касается влияний, его ранние работы, возможно, были отмечены английским ювелиром Чарльзом Эшби, когда его работы выставлялись в Датском музее декоративного искусства в 1899 году. 

 

Французский ювелир Рене Лалик, по-видимому, также вдохновил Йенсена. В 1903 году Йенсен создал серебряную застежку для ремня в виде стрекозы с очень реалистичной стрекозой в цветочной оправе, украшенной опалами, что очень напоминало стиль Лалика.

В 1904 году его художественное выражение, по-видимому, эволюционировало в определенный стиль. Хотя оно продолжало тонко развиваться в течение его жизни, есть ряд характерных черт, которые обычно проявляются.

Характеристики стиля

Его интерпретация движения ар-нуво показана через размашистые и извилистые изображения лозы и листьев, отличающиеся от линии «плети», которую предпочитали французские художники.

Часто появлялись изящные формы, похожие на фрукты. Они были пропитаны его скульптурной техникой и большим вниманием серебряных дел мастеров к деталям. Его листья, цветы, лозы, семенные коробочки, желуди, виноградные гроздья и ягоды не изображали настоящие фрукты или цветы, но его точное мастерство оставляло впечатление, что они могли бы представлять настоящие растения.

 брошь из гематита и серебра от Georg Jensen

Еще одной особенностью украшений Йенсена является высокая скульптурность изделий.  Определенные мотивы также присутствуют в его работах. Так например, «Птица Йенсена» встречается в различных формах его украшений, включая ожерелья, броши, серьги и браслеты.

подвеска  Georg Jensen, нефрит и серебро

МАТЕРИАЛЫ

Йенсен использовал различные камни, как прозрачные, так и непрозрачные, чтобы создать разнообразную цветовую палитру. Наиболее часто используемые камни: сердолик, оникс, лунный камень, опал, коралл и лабрадорит. Это были не самые дорогие камни, но монтаж этих камней был выполнен с превосходным мастерством. Сочетание камней давало совершенно разные эффекты. Опал, использованный с лунным камнем, усиливал световой эффект, достигаемый кованой
поверхностью.

коллекция  серебряных серег Georg Jensen 

Георг Йенсен мастерски использовал сапфиры в сочетании с лунным камнем, что подчеркивало их глубокую синеву и создавало эффектный контраст. Он предпочитал камни кабошонной огранки, которые имели округлую и гладкую поверхность, что усиливало их насыщенные цвета и придавало изделиям особую элегантность. Такой подход позволял максимально раскрыть красоту каждого камня, делая его центром внимания.

В дополнение к цветным камням Йенсен использовал серебряные бусины различных размеров, которые могли быть как круглыми, так и овальными. Эти бусины добавляли текстуру и объем, создавая интересные визуальные эффекты. Оба элемента — камни и бусины — были аккуратно оправлены в серебряную основу, иногда окруженные изящными серебряными листьями или бисером, что придавало изделиям дополнительную утонченность.

Расположение камней и бусин в его работах всегда отличалось идеальной гармонией. Йенсен уделял особое внимание композиции, стремясь создать баланс между всеми элементами, чтобы каждое изделие выглядело завершенным и эстетически привлекательным.

серебряный  браслет из листьев Georg Jensen

 Продолжение в следующем выпуске

 

Источник: modernvintagestyle
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом