Алессандро Дари, кольцо Firenze Alchemica, бронза, золото, рубины, бриллианты; эмаль. 2008
Глупость — это неотъемлемый и полезный элемент человечества, согласно Эразму Роттердамскому, который в своей знаменитой «Похвале глупости» писал: «Лучшие идеи исходят не от разума, а от ясного, визионерского безумия». Далекие от желания рисковать запутанными философскими вопросами, мы позаимствовали это утверждение, чтобы исследовать «безумное мышление», взятое в его самом положительном значении как вдохновляющий принцип, лежащий в основе ювелирных изделий, которые пересекают границы рациональности.
Мощная генетическая прерогатива нескольких творческих художников, поляризованных в сторону смелых, сложных, нестандартных исследований. Их смелость бросает вызов техническим ограничениям и правилам рынка, чтобы создавать немыслимую, но возможную эстетику, результат непредсказуемых идей, форм и материалов. Алессандро Дари, Лидия Куртель и Алессио Боски — среди них.
Алессандро Дари, кольцо Maria del Fiore, золото, рубины и бриллианты. 1996
«Экспериментальные украшения могут быть прелюдией к новой жизни, о которой пока никто не знает», — говорит Дари, флорентийский мастер ювелирного дела, скульптор и музыкант, один из самых дальновидных художников/дизайнеров Италии, который доводит свою работу до эмоциональных и концептуальных глубин. По его мнению, глупость — это дар: «Третий глаз, который видит и чувствует все в форме, очень близкой к истине момента, но исторической в воспоминаниях. Здесь рождаются эмоции, здесь я работаю с формами».
Его творения — это живые структуры, организмы, в которых материя становится механизмом, где металл оживает и выражает невыразимое. Больше, чем поиск чуда в себе, намерение состоит в том, чтобы придать форму тому, что неосязаемо. «Я создал украшения, смелые по форме и размеру. Они могут рассказать историю, двигаясь и взаимодействуя в полученных формах». Пример утопической инженерии, игра инверсий, которая заставляет смотреть новыми глазами.
В то время как, по мнению Дари, глупость открывает доступ к более высокому измерению, по словам Лидии Куртель, это форма провокации, рожденная из непочтительного, культурного и утонченного отношения. Более двадцати лет язык французского дизайнера учит нас, что произойти может все что угодно. «Я создаю то, что я хотела бы иметь в украшениях.
Лидия Куртель, ожерелье Udjat Eyes с шестью подлинными древнеегипетскими амулетами около 2000 г. до н. э., каждый из которых окружен причудливыми сапфировыми змеями. Коллекция Egyptomania
Я люблю раздвигать границы, чтобы представить необычные изделия и сюжеты. Мои творения — это синкретизм моего мозга». Синкретизм, который создает изделия, в которых встречаются эпохи, иконографии и культуры, создавая параллельные вселенные.
Алессио Боски, серьги «Кедр» с изумрудами и бриллиантами; мокуме гане
По словам Алессио Боски, другого плодовитого представителя творческих украшений, «Каждое украшение — это вызов между материалом и идеей, способ выразить что-то новое. Глупость — это инструмент, который позволяет нам выйти за рамки условностей». Боски воспринимает творение как акт трансформации, работая с инновационными и нетрадиционными материалами, которые часто трудно обрабатывать. Дизайнер переворачивает правила традиций, хотя и уважает их, в аутентичных работах визуальной и чувственной коммуникации. «Способ делать», который, смешивая эксперименты и строгое внимание к технике, создает драгоценности, полные историй, которые зажигают плодотворные вспышки размышлений. Но может ли нестандартное мышление справиться с реальностью? Иногда ответ не очевиден.
«Когда я создавала свое кольцо «Me Too» — с открытыми губами и уличными знаками внутри — я думала, что разработаю целую коллекцию», — говорит Куртель. «Я создала только одно изделие, так как оно никогда не было должным образом прорекламировано в СМИ». Иногда ювелирное изделие может выражать слишком много, быть тревожным или отвергнутым. Тем не менее, «безумное мышление» всегда находит выход, даже когда необходимо преодолеть неожиданные препятствия. Как в ее коллекции Erotic, где она столкнулась с парадоксом между творческой свободой и личной цензурой: «Скульптор не решалась лепить эротические сцены, вдохновленные Камасутрой, из-за личных убеждений. В конце концов, я нашла кого-то другого и смогла изготовить кольцо, которое принесло мне множество клиентов».
Лидия Куртель, кольцо Kali с эмалевым миниатюрным портретом индийской богини Кали, вставленным в драгоценную оправу из золотых мечей, украшенных черепами из лазурита и розовой шпинелью
Превосходство необузданной свободы также влияет на работу Боски. «Разрабатывая свои идеи, я сталкивался с препятствиями на каждом этапе: от установки и огранки камней, от производства до механизмов и CAD-дизайнеров. Но я искал совершенства в каждой технике, потому что я верю, что в ювелирном деле возможно все; это всего лишь вопрос времени и денег. Я ждал творений месяцами, отдавая даже свои ночные часы работе с моими ювелирами, гарантируя, что они получат справедливую компенсацию, несмотря на жертвы. В конце концов, нам удалось создать действительно восхитительные изделия».
Баланс между готовностью бросить вызов кодам и необходимостью оставаться понятными на рынке чрезвычайно тонок. Драгоценность может осмелиться, но насколько охотно публика ее примет? Дари и Куртель знают, что публика всегда на шаг отстает от видения, но они также знают, что уникальность находит результаты, которых она заслуживает.
«Мои клиенты часто ищут смелые украшения, которые вызывают у них эмоции», — говорит Дари. А Куртель подтверждает: «Некоторые из моих творений предлагают спорные темы, но я думаю, что мои клиенты ценят провокацию. Мы находимся на границе искусства, а искусству нужна провокация». Боски говорит: «Мои сегодняшние клиенты привыкли удивляться. Узнав меня поближе, они ожидают открыть механизмы и секреты, скрытые за моими творениями».
Поэтому стремление не повторяться, удивлять снова и снова становится движущей силой творческого процесса, который развивается с годами и с опытом. «Чем честнее и чище человек, тем больше вероятность тог, что Вселенная приведет нас к встречам с клиентами, разделяющими наши ценности», — утверждает Боски. Но как далеко могут зайти идеи тех, кто осмеливается думать о немыслимом?
Искусство ювелирного искусства могло бы испытать метафизику, следуя за разумом Дари, чья тайная мечта — «создавать формы чистой энергии без использования материи. Только восприятие может почувствовать их в священной, неописуемой геометрии: это взгляд ваших глаз через 100 лет, живущих в Средние века». Изящные ювелирные изделия могли бы расширяться безгранично, потакая воле Куртель: «Моя мечта — коллекция, полная голубых бриллиантов! Но, учитывая размер моих изделий, это пока не может произойти». И, переходя в сюрреалистическое измерение с Алессио Боски: «По крайней мере 40 лет я создаю сюрреалистические дизайны, помещенные среди неподвижных изображений в стиле Иеронима Босха, листьев аканта и чертополоха, среди причудливых ботаник, завитков светотени и драгоценных камней с особой огранкой. Возможно, они исходят из моего мозга или из другой энергии и измерения. Я хочу создать некоторые из них рано или поздно».