Ричард Ву — архитектор неожиданного, и разрушение стереотипов — его вторая натура. Начав карьеру как традиционный резчик и гравёр по нефриту в Сучжоу (Китай), а затем освоив передовые техники ювелирного дела в Италии, Ричард впитал в себя суть обеих культур и овладел искусством баланса.
Его волнующие оптические образы – это богатое полотно, сотканное из воспоминаний и сильных эмоций. Материалы и драгоценные камни отходят на второй план по сравнению с яркими, повествовательными визуальными образами, которые подавляют чувства.
Ожерелье -браслет Tube. Идея коллекции Tube заключалась в создании чего-то, что не поддаётся определению… «Ожерелье» Tube — это не совсем ожерелье и не чокер. А браслет — это не традиционный браслет и не браслет-бэнгл. На самом деле, назвать его украшением — большая натяжка. Это эффектное украшение переосмысливает правила и подчёркивает чистоту, силу и индивидуальность. Дело не в каратах или граммах, не в драгоценных камнях… Это эффектное украшение.
Интервью, данное Ричардом Ву журналу Solitore:
Расскажите о моменте или источнике вдохновения, который побудил вас заняться профессиональным изготовлением ювелирных изделий?
Я начинал с резьбы по нефриту, гравируя традиционные элементы, такие как цветы, узоры и элементы, заимствованные из буддизма. Со временем я понял, что молодое поколение, да и я сам, больше интересуются западными украшениями, которые кажутся более стильными и современными. Поэтому я подумал: а почему бы не добавить к нефриту немного золота и бриллиантов? Это привело меня к отходу от резьбы по нефриту, и в итоге я отправился в Италию учиться ювелирному делу, где погрузился во все аспекты традиционного ювелирного искусства.
Маска Black Veil (Чёрная вуаль) получила приз зрительских симпатий на COUTURE Design Awards 2024. Идея: «Устала от того, что за мной наблюдают, устала натягивать улыбку, устала притворяться… Поэтому я решила надеть маску – маску из опавших листьев. И всё же я хочу, чтобы вы меня видели, восхищались мной, желали меня, любили меня…
Легкая и пластичная вуаль изготовлена вручную из титана и белого золота, инкрустирована бриллиантами.
Как межкультурное обучение — от китайского искусства до итальянского мастерства — сформировало вашу личную эстетику и видение, лежащее в основе Richard Wu Jewelry?
Сучжоу славится не только резьбой по нефриту, но и самым большим количеством классических садов в Китае. Эти сады, как и старый город, до сих пор хорошо сохранились. Я продолжаю искать вдохновение в образе жизни людей до индустриализации. Меня также глубоко интересуют философские учения даосизма, буддизма и Конфуция. Резьба по нефриту — одна из немногих традиционных техник, сохранившихся даже во времена войн, открывая окно в богатую историю Сучжоу и наследие его культуры резьбы по нефриту.
Что касается итальянского мастерства, я не только освоил техники, но и научился видеть красоту с другой стороны — стремиться к совершенству и романтизму без ограничений. Эти два совершенно разных подхода не только дали мне новые навыки, но, что ещё важнее, раскрыли философию дизайна.
Кольцо «Летящая орхидея». Идея: "Город расплавил меня, стальные канаты сковали меня, каждое лёгкое движение разрывает меня на части. Но мне нужно лететь — как потерпевшая крушение птица, пытающаяся расправить крылья, как мотылёк, влекомый пламенем. Движение никогда не прекращается, даже когда сознание остаётся. Потому что я гонюсь за светом…"
В этом изделии тычинки символизируют полёт, золотой оббруч – сталь, а центральный камень – сознание. Кольцо «Летящая орхидея» не только визуально впечатляет своим дизайном, но и отличается инновационной техникой. Центральный камень изготовлен по технологии, позволяющей легко заменить его – будь то камень другого цвета или даже бриллиант – с помощью простого инструмента. В будущем Ричард планирует расширить эту систему, позволив заменять камни в разных дизайнах.
«Прыгающий браслет»: «Мне приснилась рука, плавно скользящая в браслет, который словно прилетел из космоса — без застёжки, без какой-либо опоры, кажущийся совершенством без усилий», — рассказывает Ричард. Воплощение этой мечты в жизнь потребовало сотен попыток и ошибок. Наконец, мечта воплотилась в браслет — силуэт, словно сотканный из воздуха, подвешенный в пограничном пространстве между материей и иллюзией. Ричард видит в нём отражение реальности, растворяющееся в сказочной эфемерности, украшение, созданное мягкими, хрупкими структурами. Металл гнётся под давлением, но возвращается в исходное состояние, создавая уникальный тактильный опыт, где сила скрывается за изяществом.
Ваши работы словно стирают грань между носимым искусством и скульптурой, подчёркивая одновременно изящество и драматизм благодаря сложным деталям и сказочной эстетике. Что побуждает вас создавать это настроение с помощью металла и драгоценных камней?
Драгоценные камни прекрасны — их естественный цвет и текстура превосходят самые смелые ожидания. И металлы, и драгоценные камни — материалы, известные своей прочностью и долговечностью. Металл, в частности, можно сгибать, растягивать и придавать ему различные формы, что даёт мне множество возможностей воплотить свои творения в жизнь.
В ваших работах часто присутствует лёгкий готический мотив. Какие источники вдохновения — литературные, исторические или архитектурные — привносят в ваши работы этот тёмный, романтичный оттенок?
Мои творения часто представляют собой конфликт контрастов — хрупкости и силы, существования и исчезновения, переплетённый с элементами иллюзий. Часть меня любит жизнь и верит в создание лучшего мира через любовь. Но другая часть меня глубоко тронута моим драматичным и сильно изменившимся детством, которое заставило меня осознать, насколько мы на самом деле хрупки и чувствительны. Многие мои работы создаются, когда я испытываю сильные эмоции.
Иногда мне даже снятся определенные формы, прежде чем я начинаю их создавать.
Браслет-«Плетение, часть 3»: Бамбуковое плетение остаётся традиционным ремеслом в Китае, используемым и по сей день для изготовления чаш и корзин. Ричард делится: «Меня всегда завораживали традиционные ремёсла. Бамбук мягкий и натуральный, а металл твёрдый и холодный, поэтому я задумался: можно ли придать металлу ощущение мягкости?» Вдохновлённый этим вопросом, он изучил различные техники бамбукового плетения и начал применять их к титану и золоту. Изделие изготовлено из комбинации алюминия, титана и золота.
Рассказывают ли ваши работы конкретные истории или существуют скорее как абстрактные высказывания?
Я бы сказал, что мои творения — это скорее абстрактное высказывание. Однако иногда они связаны и с конкретными историями.
Какие материалы и техники вы предпочитаете и почему?
Сейчас это золото и титан. У золота красивый цвет, и с ним очень легко работать. Методы моделирования, придания формы и закрепки также хорошо отработаны. Титан же, напротив, хорошо сочетается с золотом благодаря своей лёгкости и способности придавать изделиям яркие цвета, которые иногда помогают компенсировать недостатки золота.
Как изменился ваш стиль и подход с тех пор, как вы начали?
Я думаю, это непрерывный процесс эволюции — как в дизайне, так и в технике. Поначалу я делал небольшие изделия, больше приближенные к традиционным. Со временем, освоив новые техники, я начал создавать более смелые и изобретательные работы. В то же время, по мере того как мои работы становились интереснее и сложнее, я начал импровизировать с используемыми техниками. Тем не менее, каждое моё изделие продолжает отражать мой фирменный стиль.
Richard Wu. Кольцо «Облако». На протяжении веков материалы для ювелирных изделий эволюционировали от обработанного камня и бронзы до серебра, золота и драгоценных камней, отражая технологический и культурный прогресс человечества. В этом кольце Ричард стремился воплотить эту трансформацию, соединив древние методы резьбы по камню с современными достижениями литья, плавки металлов и 3D-печати.
Золотой обруч выступает метафорой непрерывной связи между историческими эпохами. Ювелир использует медь, серебро, золото, титан и синтетические сапфиры, каждый материал репрезентирует отдельную главу в развертывающейся временной шкале. Центр композиции - рубин, поддерживаемый остальными материалами, символизирует мудрость – наиболее ценное из всех сокровищ..
Каковы дальнейшие планы Richard Wu Jewellery?
У меня в запасе столько идей, которые только и ждут, чтобы воплотиться в жизнь. К концу года мы, вероятно, представим коллекцию, которая будет совершенно отличаться от всего, что мы видели в ювелирном деле до сих пор. Сейчас мы всё ещё экспериментируем с техникой — и уже почти у цели.
Брошь «Бабочка: разрывая красоту на части»: Teinopalpus aureus, одна из самых красивых и ценных бабочек, находится под угрозой исчезновения. Неудивительно — всё прекрасное рано или поздно превращается во что-то «полезное». Ричард хотел воссоздать изящную форму этой бабочки, но в увядшем, разорванном виде — висящей, словно уже мёртвой. Символ того, что на самом деле происходит с дикой природой: они превращаются в украшение; их жизни приносятся в жертву ритуалам жадности. Некогда почитаемые, теперь обречены на смерть.