С давних пор пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой пасхальный подарок, благодарственное подношение. Об этом обычае мы знаем из документов XVII в., в которых такие подарки называются «великоденским яйцом». Поскольку на Пасху принято было делать ценные подарки, то часто «великоденским яйцом» оказывалось какое-нибудь ювелирное изделие.
Фарфоровые пасхальные яйца. 19 век. Россия
К каждой Пасхе, пишет историк И. Е. Забелин, от митрополита и художников Оружейной палаты иконы в ювелирных окладах, драгоценные образки, кресты, золотые монеты. Крест издревле считался хорошим подарком, приуроченным к особому событию, поскольку в отличие от обычной вещи он всегда заключал в себе пожелание Божьего благословения. Даже если у человека уже был крест, ему всегда можно было подарить другой. До сих пор духовным лицам чаще всего принято дарить кресты, мощевики и иконы.
Крест наперсный. 19 век. Россия
В XVIII – начале XIX вв. подарком на Пасху могла быть, также, дорогая вещь, вообще никак не связанная с христианской традицией. Англичанка М. Вильмонт, например, в письме отцу в 1804 году пишет о таком подарке: «"Яйцо", подаренное мне княгиней, – это два бриллианта, которые я буду носить в серьге будущей зимой». В царствование Александра III впервые появляются ювелирные изделия в виде яиц. Это были маленькие шкатулки или кошельки формата карманных часов. Именно тогда, благодаря драгоценным «пасхальным сюрпризам», обретает славу фирма ювелира Карла Фаберже. С 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 больших ювелирных яиц по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III, Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.
Серебряное пасхальное яйцо. 19 век. Россия
В конце XIX – начале XX вв. многие ювелирные компании в подражание Фаберже стали производить пасхальные сувениры. В виде яиц продавались шкатулки, часы, кулоны, броши, серьги – простая и совершенная форма яйца в любом изделии выглядела красиво и органично. Но самым популярным подарком на Пасху стало маленькое ювелирное яичко, которое можно было носить как шейное украшение или использовать в виде брелка. Такие яички делали из стекла и расписного фарфора, оправляли металлом и украшали стразами. Больше всего, конечно, ценились золотые и серебряные яички, покрытые художественной эмалью, которые напоминали царские подарки. Такие яички сохранили свою популярность и до наших дней.
Акимов. «Яйцо пасхальное».
Техника исполнения:
Горячая перегородчатая эмаль. Ручная работа.
Средний вес:4,0
Материалы:
Серебро (960). Позолота (999).
Размеры:
2,1х0,9х0,9
Акимов. «Яйцо пасхальное»
Техника исполнения:
Горячая перегородчатая эмаль. Ручная работа.
Средний вес:5,0
Материалы:
Серебро (960). Позолота (999).
Размеры:
2,4х1,1х1,1