Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

"Кролик-официант" RAYMOND C. YARD как протест против сухого закона

18 ноября 2025
Элль Спурр

Как американская элита демонстрировала пренебрежение к сухому закону, оставаясь при этом образцом элегантности? Ответ кроется в броши "Кролик-официант" выдающегося ювелира Реймонда Ярда. Созданное в зените карьеры Ярда, это украшение стало тонким, но недвусмысленным выпадом против ограничительных законов эпохи, воплощением бунтарского духа джазовой эпохи, нашедшего отклик у светской клиентуры Ярда.

В 1898 году тринадцатилетний Реймонд Ярд начал свой путь посыльным в нью-йоркском ювелирном доме Marcus & Co., одном из самых уважаемых в Соединенных Штатах. На рубеже веков возник новый класс состоятельных американцев, стремящихся к приобретению товаров от отечественных люксовых брендов. Любознательный и амбициозный, Ярд впитывал знания от своих коллег, овладевая как техническим мастерством ювелирного дела, так и искусством продаж. Талант и преданность своему делу позволили ему подняться по карьерной лестнице и к тридцати годам стать одним из самых надежных и опытных продавцов Marcus & Co.

В 1922 году Джон Д. Рокфеллер-младший, преданный клиент Ярда, убедил его основать собственную фирму, оказав поддержку личными рекомендациями среди своего круга влиятельных друзей и родственников. В новом салоне на Пятой авеню Ярд быстро завоевал репутацию создателя одних из лучших ювелирных изделий в стране. Его шедевры украшали дома Вулвортов, Дюпонов и Вандербильтов, а также голливудских звёзд, таких как Джоан Кроуфорд. Фирменный стиль Ярда отличался изысканностью, преобразуя эстетику ар-деко в нечто аутентично американское. Будучи щепетильным мастером, он настаивал на использовании только самых высококачественных драгоценных камней и платиновых оправ.

Пять лет спустя после основания своей фирмы, в самом разгаре сухого закона, Ярд представил своего первого щеголеватого кролика в цилиндре и с тростью. Вскоре после этого Ярд представил свой причудливый дизайн кролика-официанта, подающего запрещённый коктейль, который вызывал понимающие улыбки у его искушённых клиентов, которым нравился его игривый бунтарский характер.

В период с 1929 по 1931 год Ярд создал небольшую серию брошей "Кролик-официант", каждая из которых была уникальным произведением искусства. Эти жизнерадостные фигурки, одетые в утонченные парадные наряды, несли подносы с напитками, ведерки для льда и бутылки шампанского.

Подобно коктейльным кольцам той же эпохи, эти причудливые творения идеально олицетворяли бунтарский дух. Чтобы глубже понять этот дерзкий замысел, необходимо обратиться к "ревущим двадцатым" и всеобщему запрету на алкоголь.

В январе 1920 года в Соединенных Штатах официально вступил в силу "сухой закон", запрещающий производство и продажу любых напитков, содержащих более 1% алкоголя. Результат оказался парадоксальным: бутлегерство и алкоголизм процветали, породив эпоху, ассоциирующуюся с Аль Капоне. Противоречия эпохи сухого закона нашли отражение в дизайнерских воззрениях "ревущих двадцатых". Это десятилетие характеризовалось излишествами, завуалированными элегантностью, где трепет от нарушения правил сочетался со стремлением к красоте и инновациям. Это культурное противоречие способствовало формированию смелой новой эстетики ар-деко.

Брошь "Кролик" Рэймонда Ярда может быть остроумной по своей сути, но она также стала техническим и художественным триумфом дизайна ар-деко. Этот стиль прославлял точность и уравновешенность, отдавая предпочтение четким линиям и уравновешенным формам, отражавшим увлечение машинного века прогрессом.

Для утонченных ювелиров той эпохи платина стала предпочтительным металлом, ценимым за свою прочность и способность удерживать замысловатые оправы паве, позволяя бриллиантам и цветным драгоценным камням мерцать с архитектурной ясностью. Дизайнеры, такие как Ярд, начали экспериментировать с камнями калиброванной огранки – крошечными камнями, точно вписывающимися в изящные геометрические узоры, выложенными в сложные узоры, переливающиеся на свету.

Ярд, всегда восприимчивый к вкусам элиты, умело сочетал эти мировые влияния с ярко выраженной американской щедростью.

Брошь "Кролик" – настоящее произведение инженерного искусства. Каждая из них была выполнена с точностью миниатюрного механизма, наполняя роскошь игривостью. Крошечные шарнирные элементы, такие как ведерко для льда или бутылка шампанского, были сконструированы так, чтобы плавно двигаться, вызывая в воображении очаровательного официанта, угождающего гостям.

Эти хитроумные механизмы требовали исключительного мастерства, поскольку даже самый маленький шарнир или штифт должны были быть идеально сбалансированы в хрупкой оправе из золота и платины. Гениальность Ярда заключалась в его способности сочетать техническую изобретательность с эстетической изысканностью. Достижение такой тонкости требовало не только мастерского владения металлом, но и тонкого чувства пропорций и движения. Сапфиры, рубины и изумруды калиброванной огранки были расставлены с живописной точностью, направляя взгляд к основным элементам композиции: блеску бутылки, четким линиям смокинга, мерцанию коктейльного бокала. Акценты эмали добавляли теплоты и контраста, углубляя визуальный ритм композиции.

Источник: rauantiques.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом