Как носимое произведение искусства, ювелирное украшение становится платформой для повествования, запечатлённого в металле и камнях. Что отличает украшения в стиле ар-деко, так это то, что, являясь сегодня историческим феноменом, в момент своего зарождения они олицетворяли собой авангард. Новые мировые влияния, технологические инновации, авангардное искусство и новаторские материалы – всё это слилось воедино, определив переломный момент в ювелирном дизайне. Рассматривая скрупулёзно, через увеличительное стекло геммолога, исключительное украшение в стиле ар-деко – пару серёг, выполненных из горного хрусталя, жадеита, бриллиантов и платины, – мы начинаем осознавать, как носимое произведение искусства преодолевает свою утилитарную функцию, становясь отражением социальных взаимосвязей и культурных кодов эпохи ар-деко.


В ювелирных изделиях ар-деко, возможно, более выражено, чем в дизайне любого предшествующего течения, материал определяет смысловую нагрузку. Женщина, облачавшаяся в эти серьги, наделяла себя всеми социально обусловленными коннотациями, имплицитно заключёнными в них. Эти серьги – символ глобального сознания, промышленных инноваций, триумфа технологий и современного искусства, обрамляющий лицо "новой женщины" мира после Первой мировой войны.
В 1920-е годы мир оправлялся от последствий "стальной грозы" войны, одновременно наслаждаясь эйфорией и экономическим процветанием, последовавшими за перемирием. Пабло Пикассо, Рене Магритт и Марсель Дюшан в сфере изобразительного искусства, Луи Армстронг в музыке, Джеймс Джойс и Фрэнсис Скотт Фицджеральд в литературе экспериментировали с новыми формами и концепциями. Ювелирное искусство, возникшее из пепла Первой мировой войны, претерпело радикальную трансформацию, подобно другим творческим направлениям. Ювелиры ар-деко совершили решительный отход от стиля модерн, который определял современность на рубеже веков, обратившись к строгим геометрическим линиям, инновационным материалам и техникам, а также к лаконичному дизайну.

на фото: Брошь Mauboussin в стиле ар-деко с бриллиантами, аквамаринами, горным хрусталем и платиной; Кольцо Marsh & Co. середины XX века с жадеитом, бриллиантами, сталью и платиной. Ювелирная компания из Сан-Франциско, создавшая это кольцо, была известна сочетанием традиционных азиатских материалов, таких как этот жадеитовый кабошон, с окисленной сталью; Кольцо Jean Després с авангардными формами, включающее бирюзовый камень в оправе из безеля с объемными дугообразными боковыми элементами; Пара серег в стиле ар-деко с бриллиантами, ониксом и резным кораллом, около 1920-х годов. Эти серьги выполнены в классическом китайском стиле ар-деко; Кольцо Жана Депре, формы которого навеяны новыми формами и композициями, представленными авангардными течениями в искусстве



Для дизайнеров ювелирных изделий ключевым социальным сдвигом той эпохи стала эволюция роли женщин во время и после войны. Впервые в западной истории женщины играли значимые роли на полях сражений в Европе и за её пределами, что, безусловно, повлияло на их эстетические предпочтения и стиль. Смелые шаровары Поля Пуаре и вызывающее "маленькое чёрное платье" Коко Шанель были созданы для клиенток, стремящихся к практичности и универсальности в гардеробе. Обретённая независимость и новый стиль побуждали женщин заимствовать элементы мужской моды, чтобы утвердить своё право на уважение и автономию в профессиональной и социальной сферах. Под влиянием таких икон стиля, как Жозефина Бейкер и Джоан Кроуфорд, длина юбок и стрижек достигла небывалой краткости. Ювелирные изделия эволюционировали, чтобы соответствовать этому современному облику. Многоярусные браслеты украшали обнажённые запястья, ожерелья акцентировали глубокие вырезы декольте, а серьги, едва касаясь кончиков каре, зрительно удлиняли шею.

Пара серег в стиле ар-деко из нефрита, бриллиантов и горного хрусталя, около 1930-х годов
Рассматриваемые серьги воплощают динамичный дух эпохи ар-деко. Диски из жадеита, разновидности нефрита, добываемого в Бирме (современная Мьянма), обрамлены бриллиантами, которые, в свою очередь, окружены прозрачным и чистым горным хрусталём. Этот полупрозрачный кварц инкрустирован более крупными бриллиантами, размер которых плавно уменьшается по мере изгиба. Бриллианты закреплены в горном хрустале с помощью платины, и при детальном рассмотрении задней части серёг становится очевидно, что именно этот металл составляет основу конструкции. Композиция камней в верхней части серёг эхом повторяет дизайн подвесных элементов: лепестки из горного хрусталя и полоска из жадеита обрамляют мерцающий бриллиант в самом центре.
Несмотря на то, что серьги украшены почти семью каратами бриллиантов, драгоценные камни интегрированы в весьма скромные материалы: прозрачный кварц и жадеит, огранённый непосредственно из вмещающей породы, с деликатными несовершенствами, стилизованными под цветочный мотив. Горный хрусталь и нефрит использовались в ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве на протяжении столетий (если не тысячелетий), однако в эпоху ар-деко эти материалы, десятилетиями пребывавшие в тени бриллиантов и натурального жемчуга, получили второе рождение. Ювелиры-авангардисты эпохи ар-деко отдавали предпочтение промышленному дизайну и не западной эстетике, а не драгоценным камням как таковым.
Стекловидный и эфемерный, горный хрусталь традиционно использовался в серьгах-люстрах в стиле рококо. Однако к середине 1920-х годов ювелиры, использовавшие горный хрусталь в качестве конструктивного элемента, полностью переосмыслили его. Вместо того, чтобы ограничиваться декоративной функцией, горный хрусталь взял на себя роль металла. Одним из наиболее выразительных элементов этих серёг являются бриллианты, искусно интегрированные в горный хрусталь. Они буквально пронизывают камень. Тщательная техника сверления и закрепки, применённая в данном случае, демонстрирует ювелирное мастерство ар-деко во всей его технологической виртуозности.
Популярность горного хрусталя в эпоху ар-деко обусловлена двумя ключевыми факторами. Во-первых, вдохновлённые новыми формами и композициями, предложенными кубистами, фовистами и дадаистами, ювелиры оценили прозрачный кварц за его способность создавать новые измерения негативного и позитивного пространства. Во-вторых, популярность горного хрусталя резко возросла после открытия в 1924 году крупных месторождений платины на рифе Меренского в Южной Африке. В отличие от серебра, преобладающего белого металла, использовавшегося в ювелирном деле на протяжении многих столетий, платина не тускнеет и не темнеет со временем, что сыграло решающую роль в популяризации индустриального "белого на белом" стиля того периода. Огромные запасы платины, обнаруженные в этом южноафриканском месторождении, произвели революцию в ювелирном деле. Ювелиры получили возможность использовать этот исключительно прочный и пластичный материал для создания новых форм и объёмов в своих изделиях, а также оценить его способность "исчезать". При создании секций из горного хрусталя для этих серёг ювелир закрепил бриллианты в платиновой оправе, создав иллюзию парящих в воздухе драгоценных камней. Использование жадеита в этих серьгах также отражает увлечение китайской культурой в эпоху ар-деко.

Брошь в стиле ар-деко с эмалью, бриллиантами, ониксом и кораллами, около 1920-х годов. Брошь выполнена в классическом китайском стиле ар-деко (фонарь — культовый китайский мотив)
Геометрические формы китайского искусства, архитектуры и дизайна оказали глубокое влияние на художников ар-деко, а ювелиры этого периода нашли новые способы интеграции китайских материалов в свои работы. Наиболее заметными из этих материалов были лак и нефрит, оба из которых были частью китайского визуального лексикона на протяжении тысячелетий. Необычное зеленоватое сияние нефрита предложило ювелирам новую текстуру, и после того, как Луи Картье был очарован этим экзотическим камнем, нефрит прочно вошёл в европейский ювелирный дизайн. Включая нефрит в свои изделия, ювелиры смогли создавать носимые украшения, символизирующие интерес к миру за пределами Запада.
Если в украшениях ар-деко "материал определяет смысл", то выбор этих материалов подразумевает, что владелица в полной мере осознаёт, что представляют собой эти серьги. Женщина, носящая эти серьги, – артистичная, технологически подкованная и ориентированная на глобальный мир личность. В эпоху ар-деко украшения женщины были не просто показателем её богатства, но и символизировали её культурное и интеллектуальное развитие. Благодаря волнообразному горному хрусталю, пластинам зелёного нефрита и стаккато бриллиантов, женщина, носящая эти серьги, может использовать частицу прошлого для создания своей личной, сильной и современной идентичности.
Статья первоначально опубликована в журнале Art Deco New York , том 1, выпуск 2, зима 2016 г. Посмотреть цифровую версию полного журнала можно здесь .