Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В чем принципиальная разница между «ар-нуво» и «ар-деко»?

25 ноября 2025
Редакция

На фото:  В эпоху ар-нуво платья с объемными рукавами и подолом были нормой. Актриса Сара Бернар (слева на фото) была в центре этого тренда. Она воплощала элегантную декоративность ар-нуво, выраженную через природные мотивы и изгибы, и многие художники того времени, включая Альфонса Муху, использовали ее в качестве модели для своих работ. (Фото: ALBUM/Aflo)
В эпоху ар-деко, когда женщины начали входить в общество, обрели популярность строгие линии и минимум украшений, такие как жакеты и облегающие юбки, а украшения стали более компактными и прямолинейными. На фотографии спарва изображена Грета Гарбо, популярная актриса, представительница эпохи ар-деко. (Фото: Ullstein Bild/Aflo)

Модерн (конец XIX – начало XX века) / Изогнутые линии, натурализм, большой размер

Чтобы понять ювелирный стиль ар-деко, необходимо понимать его исторический контекст. В результате промышленной революции, начавшейся в конце XVIII века, ювелирные изделия, предназначенные для широкой публики, производились массово и использовались на протяжении всей Викторианской эпохи. Тем временем, высшие классы, которые ранее были основными покупателями, продолжали приобретать украшения, известные как эдвардианский стиль в Великобритании и стиль Прекрасной эпохи во Франции. Этот стиль характеризовался сочетанием свободно доступной платины и бриллиантов, которые начали поступать в больших количествах, в основном из африканских стран. Проблема заключалась в том, что оба стиля были несколько устаревшими  с точки зрения дизайна и мастерства исполнения. В ответ на эту тенденцию возникло движение, главным образом во Франции и Бельгии, стремящееся к новой красоте в ювелирных изделиях. Это течение, позже известное как ар-нуво, использовало дизайн, в основном заимствованный из восточной культуры, и широко использовало чрезвычайно извилистые линии. Такие известные художники, как Лалик и Фуке во Франции и Вольферс в Бельгии, были известны своими многочисленными шедеврами.
Подвеска в стиле французского модерна, выполненная из эмали и жемчуга работы Рене Лалика. Прямоугольная золотая пластина украшена пятью белыми нимфами, изображающими превращение нимфы Леды в лебедя. Обнажённая женщина в центре и кувшинки выполнены в типичных для модерна линиях. Около 1902–1903 гг., Франция.

Подвеска в стиле французского модерна, выполненная из эмали и жемчуга работы Рене Лалика. Прямоугольная золотая пластина украшена пятью белыми нимфами, изображающими превращение нимфы Леды в лебедя. Обнажённая женщина в центре и кувшинки выполнены в типичных для модерна линиях. Около 1902–1903 гг., Франция.

Брошь с изображением обнажённой женщины, сушищей длинные косы в обрамлении из эмалевых золотых кувшинок. Женщина смотрит на лебедя, плавающего в синем пруду с переливчатой ​​мозаикой у её ног. Лебедь приближается к ней, направив клюв в её сторону. В основании обрамления, между двумя кувшинками, находится тёмно-синий сапфир, обрамлённый прямоугольной рамкой. Рене Лалик. Около 1898 года, Франция.

Брошь с изображением обнажённой женщины, которая сушит волосы в обрамлении из эмалевых золотых кувшинок. Женщина смотрит на лебедя, плавающего в синем пруду у её ног. Лебедь приближается к ней, направив клюв в её сторону. В основании обрамления, между двумя кувшинками, находится тёмно-синий сапфир, обрамлённый прямоугольной рамкой. Рене Лалик. Около 1898 года, Франция.

Важно помнить, что в то время стиль модерн не был мейнстримом; скорее, это было то, что создавалось и продавалось самими дизайнерами.

Французское украшение для корсажа в стиле ар-нуво из жёлтого золота, украшенное эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Диск, изготовленный Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи, украшен девичьей головкой и женской фигурой с пером, написанными Мухой на веленевой бумаге (телячьей коже). На четырёх цепях подвешены различные драгоценности. Около 1900 года, Франция.

 

Французское украшение для корсажа в стиле ар-нуво из жёлтого золота, украшенное эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Изготовлен Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи, украшен девичьей головкой и женской фигурой с пером, написанными Мухой на веленевой бумаге (телячьей коже). На четырёх цепях подвешены различные драгоценности. Около 1900 года, Франция.

Крупнейшие ювелирные магазины того времени, такие как Cartier в Париже и Garrard в Лондоне, практически не производили ювелирные изделия, которые можно было бы назвать «нуво».

Ар-деко (1910-1930-е годы) / Прямые линии, абстракция.

Украшения в стиле ар-нуво были очень красивы, но представьте себе женщину, носящую такие украшения на рабочем месте.  Это невозможно, правда? И это был конец ар-нуво. Многие ювелиры стали создавать и продавать украшения меньшего размера, которые добавляли мужественности традиционным украшениям, которые так ценили работающие женщины.

Подвеска «Китайский фонарик» с красивым дизайном фонарика и изумрудным кольцом. Около 1915–1920 гг., Франция.

Подвеска «Китайский фонарик» с красивым дизайном фонарика и изумрудным кольцом. Около 1915–1920 гг., Франция.

Наручные часы Fouquet. Их характерный дизайн с повторяющимися квадратами и острыми углами напоминает мужские часы. Механизм Vergé. Около 1920 года, Франция.

Наручные часы Fouquet. Их характерный дизайн с повторяющимися квадратами и острыми углами напоминает мужские часы. Механизм Vergé. Около 1920 года, Франция.

Главной особенностью украшений в стиле ар-деко стало уменьшение их размеров. В дизайне стали преобладать прямые линии или геометрические узоры, созданные прямыми линиями, а также кривые, которые не были странно извилистыми, а представляли собой прямые линии, напоминающие части кругов или эллипсов.


Некоторые изделия в стиле деко отличаются игривостью. Эта брошь в виде лисы представляет собой абстрактное изображение лисы, украшенное рубинами среди бриллиантов. Около 1930 года, Франция.

Некоторые изделия в стиле деко отличаются игривостью. Эта брошь в виде лисы представляет собой геометрическое изображение лисы, украшенное рубинами среди бриллиантов. Около 1930 года, Франция.

Браслет по мотивам русского балета «Пасторский полдень». Изготовлен Katz & Ogju. Около 1925 года, США.

 

Браслет по мотивам "Русских сезонов": балета «Пасторский полдень». Изготовлен Katz & Ogju. Около 1925 года, США.

Украшения в стиле ар-деко можно в целом разделить на два типа: работы небольшого числа дизайнеров, вдохновлённых архитектурой и другими элементами, и использовавших геометрические узоры, такие как круги, квадраты и овалы; и великолепные изделия, вдохновлённые архитектурой, но с сохранением традиционных форм и методов изготовления, которые производились крупными ювелирными мастерскими для работающих женщин, подбирая их под их наряды. Это существенное отличие от стиля модерн.

Источник: kateigaho.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом