Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Рококо: сверкающий мир драгоценностей Марии Антуанетты

16 декабря 2025
Джози Гудбоди

Практически каждый год не обходится без того, чтобы трагически погибшую в юности королеву не чествовали каким-либо образом — будь то аукцион ее украшений или выставка, посвященная ее жизни и влиянию.  Сегодня в лондонском музее  Виктории и Альберта проходит выставка «В стиле Марии Антуанетты» (Marie Antoinette Style), посвященная самой обсуждаемой в истории королеве-консорту.

Портрет Марии-Антуанетты с розой, Элизабет-Луиза Виже Лебрен, 1783

 

Далее мы расскажем о некоторых экспонатах выставки и захватывающей историей, стоящей за некоторыми из них.

Свадебное платье, достойное дофины

Свадебное платье герцогини Хедвиг Елизаветы Шарлотты (впоследствии королевы Швеции) на выставке в Музее Виктории и Альберта

Один из первых экспонатов выставки «Стиль Марии Антуанетты», представленный в зеркальном зале, тонко напоминающем Зеркальный зал Версаля, — это великолепное свадебное платье, сверкающее тысячами серебряных пайеток, искусно вшитых в и без того переливающуюся ткань. Корсет на китовых косточках, вписанный в невероятно широкую юбку, делает талию настолько тонкой, что это почти невообразимо. Первоначально платье было украшено сотнями бриллиантов, частью ее приданого, которые были пришиты к юбке и шлейфу.

Хотя это и не свадебное платье четырнадцатилетней дофины, поскольку ни одно из ее платьев не сохранилось в целости, этот экземпляр, надетый будущей королевой Швеции в 1774 году, был создан по образцу платья сестры Марии Антуанетты, которая, несомненно, подражала платью своей старшей сестры, надетому четырьмя годами ранее.

Портрет Марии-Антуанетты, созданный художниками королевского кабинета по мотивам раблт Элизабет Виже-Лебрен. © Grand Palais RMN (Версальский замок) Жерар Бло

Когда австрийская принцесса прошла через знаменитый Зеркальный зал в Королевскую часовню на свою публичную свадьбу, бриллианты на ее платье и в волосах, как говорят, сверкали «тысячекратно» в свете свечей. В книге, сопровождающей выставку «Стиль Марии Антуанетты», Сара Грант объясняет, что герцогиня Нортумберлендская, приехавшая из Англии, написала в своем дневнике (по-видимому, единственном сохранившемся свидетельстве о свадьбе): «Дофина была очень богата бриллиантами. […] У нее действительно было целое состояние драгоценностей».

В конце концов, поскольку королевы Франции никогда не короновались, именно их свадебные платья являлись их ценным сокровищем.

Бриллианты ставшие причиной её падения

Реплика 1960-х годов скандально известного ожерелья, ставшего центральным элементом фильма «Дело об ожерелье», выставленного в экспозиции «Стиль Марии Антуанетты» в Музее Виктории и Альберта (предоставлено Музеем Виктории и Альберта).

История «Дела о королевском ожерелье» почти так же известна, как и её героиня. Действительно, существует множество романов, включая « Королевское ожерелье» Дюма (1848), «Королеву бриллиантов» Джин Плейди (1958), а также фильмы, такие как «Дело о королевском ожерелье» (2001) с Хилари Суонк в главной роли и «Восемь подруг Оушена» (2018) с Энн Хэтэуэй, Кейт Бланшетт и Сандрой Буллок. Эти произведения либо основаны на истории, либо содержат отсылки к ней, поэтому пересказывать её кажется почти бессмысленным. Для тех, кто жил в вакууме (!), вот она.

В 1772 году Людовик XV заказал у королевских ювелиров Бёмера и Бассанжа бриллиантовое ожерелье для своей любовницы, мадам дю Барри, стоимость которого в 2024 году оценивалась бы в 17,5 миллионов долларов. Однако, прежде чем работа была завершена, король умер (в мае 1774 года), а любовница была отправлена ​​в изгнание. Дофин стал Людовиком XVI, а дофина (Мария-Антуанетта)— королевой, и именно в этот момент история приняла зловещий оборот, о котором фрейлина королевы, мадам Кампан, позже написала в своих посмертных мемуарах: «она атаковала характер королевы и посягнула на величие престола».

Эскиз ожерелья, представленного в книге «В стиле Марии Антуанетты», первоначально заказанного королем Людовиком XV, впоследствии оказавшегося втянутым в печально известный королевский скандал с участием Марии Антуанетты (Alamy).

Позже, в 1774 году, мадам Кампан расскажет, как королева приобрела у Бёмера драгоценности на сумму 360 000 франков, а вскоре после этого король купил своей жене «комплект рубинов и бриллиантов кристальной чистоты». Королева, как отмечает Кампан, сказала Бёмеру, что считает свою шкатулку с драгоценностями «достаточно богатой» и не желает ничего к ней добавлять. По словам Сары Грант, она также сочла это великолепное ожерелье слишком вычурным.

Но ювелиры вложили значительную сумму в поиск бриллиантов для создания ожерелья, которое «превзошло бы все остальные», и  были полны решимости найти покупателя. Они обратились к мужу мадам Кампан, умоляя его убедить королеву купить его, но он отказался. Затем ювелир обратился к первому джентльмену короля, который также отказался, повторив то, что уже сказала королева: что «у нее уже есть очень красивые бриллианты».

Бёмер не сдавался. Примерно через год он сам обратился к королеве с мольбой, утверждая, что разорится, если она откажется купить ожерелье, и даже угрожая броситься в Сену. Королева прогнала его, но это был далеко не конец истории.

После череды неожиданных поворотов событий, один из которых был связан с османским султаном, а другой — с кардиналом де Роханом, графиня де Ламот-Валуа хитростью сумела заполучить ожерелье, используя имя королевы. Несмотря на свою невиновность, Мария Антуанетта была обвинена в обмане королевских ювелиров и, следовательно, оказалась замешана в скандале, который приблизил Французскую революцию.

Алмазы Сазерленда

Фотография бриллиантов Сазерленд и ожерелья Англси, представленных на выставке

В центре этой великолепной витрины, посвященной миру «королевы бриллиантов», находится не только копия замысловатого украшения, выполненного в 1960-х годах, но и два ожерелья из натуральных бриллиантов, которые когда-то являлись его частью.

Бриллианты Сазерленд, возможно, являются одним из двух сохранившихся сувениров из ожерелья Бёмера, оба из которых представлены на выставке «Стиль Марии Антуанетты». Считается, что графиня-мошенница де ла Мотт тайно переправила бриллианты в Лондон, где настоящая британская графиня, графиня Сазерленд, которая дружила с королевой, когда её муж служил послом в Париже, приобрела колье и две его части у одного из двух ювелиров на Пикадилли, которые получили xfcnbожерелья от французского вора.

Бриллианты Сазерленд, включающие бриллиантовое колье с двумя дополнительными секциями, инкрустированными бриллиантами, представлены на выставке «Стиль Марии Антуанетты». (© Музей Виктории и Альберта, Лондон)

Сара Грант описывает бриллианты в ожерелье Сазерленд как имеющие индийское происхождение и обладающие «таким качеством, исключительной чистотой, блеском и красотой, что делает это возможным», то есть, что бриллианты Сазерленд действительно могут быть из ожерелья Бёмера. Они носились на трех британских коронациях, в том числе на коронации королевы Виктории в июне 1838 года и королевы Елизаветы II в июне 1953 года. Они до сих пор принадлежат герцогине Сазерленд, но находятся в музее на постоянной основе.

Бриллианты, жемчуг и банты

Редкое и чрезвычайно важное бриллиантовое украшение XVIII века, связанное с Марией Антуанеттой. (Предоставлено аукционным домом Sotheby's)

В прошлом году на аукционе Sotheby's бриллиантовое колье с кисточками георгианской эпохи было продано за  4,8 миллиона долларов, отчасти потому, что считалось, что его происхождение связано с другой частью злополучного ожерелья королевы. Колье, состоящее из трех рядов бриллиантов в оправах с двумя бриллиантовыми кисточками на концах, было похоже на бриллианты, входящие в состав «материнской» драгоценности, и принадлежало маркизу Англси. Его история связана с эксцентричным «Танцующим маркизом», известным своим экстравагантным вкусом и склонным носить это украшение как часть женственных нарядов.

На выставке также представлены украшения, которые действительно принадлежали Марии Антуанетте, некоторые из них ей удалось тайно вывезти через австрийского посла при ее дочери, Марии-Терезе, мадам Рояль. Среди экспонатов — барочная жемчужина, подвешенная к изящному бриллиантовому бантику, первоначально прикрепленному к трехрядному жемчужному ожерелью желтым бриллиантом, и проданная на аукционе Sotheby's за 36,2 миллиона долларов в 2018 году. Также представлена ​​брошь в виде двойного бантика с подвеской из желтого бриллианта грушевидной формы. 

Жемчужное украшение Марии-Антуанетты. Коллекция Хайди Хортен. (© Sotheby's / Bridgeman Images)

Застежки браслетов, Франция, золото с бриллиантами, центральные пластины из синей пасты (стекла). (© Музей Виктории и Альберта, Лондон) Франция (Париж); ок. 1770 г.

Также в экспозиции представлены пара бриллиантовых браслетов, изготовленных через два года после того, как она стала королевой.

Бриллиантовые браслеты Марии Антуанетты

Каждый браслет украшен тремя рядами бриллиантов старой огранки и пятью бриллиантами вдоль застежки; они были проданы в 2021 году за 8,2 миллиона долларов. Кроме того, в экспозицию включены две овальные застежки для браслетов с ее монограммой, инкрустированной бриллиантами на синей пасте, изготовленные вскоре после ее прибытия во Францию ​​в 1770 году.

На портрете Антуана-Жана Гро 1816 года, как полагают, изображена мадам Рояль (дочь Марии Антуанетты) в тех свмых бриллиантовых браслетах. Фото: Wikipedia Commons

Портрет Марии Антуанетты, королевы Франции, в придворном платье. Картина маслом Франсуа Юбера Друэ, 1773 год, представлена ​​на выставке «Стиль Марии Антуанетты» (© Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Элегантная шкатулка для драгоценностей из палисандра и дуба, украшенная фарфоровыми пластинками из Севра и подаренная дофине ее свекром Людовиком XV, была взята напрокат из Версаля, как и портрет Марии Антуанетты работы Франсуа-Юбера Друэ, написанный, когда ей было 17 или 18 лет. На этом прекрасном портрете красивой молодой женщины художник изображает ее в колье- чокере с бантом, украшенном бриллиантами, в то время как другой ее любимый портретист, Элизабет-Луиза Виже Ле Брюн, изображает ее в жемчужном ожерелье.

Фирменный стиль Марии Антуанетты

Одна туфелька розового шелка, принадлежащая Марии-Антуанетте, расшитая бисером выставлена ​​на выставке «Стиль Марии-Антуанетты» в музее Виктории и Альберта. (Фото: CC0 Paris Musées/Musée Carnavalet – Histoire de Paris)

Среди других экспонатов — редкие сохранившиеся фрагменты ее придворного платья, прекрасно расписанные веера и крошечные расшитые бисером туфельки, выставленные рядом с роскошными платьями, которые носила французская аристократия до своего падения в 1789 году. На выставке «Стиль Марии Антуанетты» также представлены костюмы из фильма Софии Копполы 2006 года  «Мария Антуанетта», эскизы Маноло Бланика и современная мода таких дизайнеров, как Джон Гальяно, во время его работы в Dior. Также представлены образцы ароматов, которые она использовала, ее письма и сатирические карикатуры, высмеивавшие ее.


Хрустальный флакон с этикеткой «Одеколон из «Nécessaire de voyage», принадлежащий Марии-Антуанетте, представленный на выставке Marie Antoinette Style. (© Grand Palais RMN (Музей Лувра) / Мишель Уртадо.)
 


Фрагмент придворного платья Марии Антуанетты

На подготовку, поиск и сбор материалов для выставки «Стиль Марии Антуанетты» в Музее Виктории и Альберта ушло четыре года, но она, несомненно, заслуживает посещения. Объединяя украшения, одежду, произведения искусства, аксессуары и культурные артефакты со всей Европы и из-за ее пределов, она предлагает редкую и сокровенную возможность заглянуть в жизнь, легенды и непреходящее влияние самой мифологизированной французской королевы.

 

Источник: naturaldiamonds.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом