Ковши, история которых восходит к X веку, были традиционными русскими сосудами для питья, имевшими овальную чашу и одну ручку. Первоначально вырезанные из дерева и напоминающие корабль, ковши использовались в качестве сосуда для медовухи во время застолий, где сосуд передавался от гостя к гостю.
Хотя деревянные ковши, часто раскрашенные в яркие цвета, оставались популярными, в XVII веке появились металлические аналоги. Они быстро стали излюбленным подарком императорской семьи для знатных граждан, часто с надписями, напоминающими о важных деяниях адресата.
Эпоха между XIX и началом XX веков стала золотым веком для ковшей, которые к тому времени превратились скорее в декоративный, чем функциональный предмет. Практически все великие мастера этой эпохи создавали ковши, экспериментируя с формой, цветом, материалами и текстурами и демонстрируя исключительное разнообразие в рамках этого жанра.

Известный своим талантом в технике перегородчатой эмали, мастер Фаберже Феодор Рюккерт за свою карьеру создал множество оригинальных ковшей. Этот ковш является образцом оригинального стиля Рюккерта, прославившегося использованием витых позолоченных серебряных бордюров и мастерски растушеванной цветной эмали. Форма этого ковша минималистична: простая круглая чаша на расширяющемся основании и крючковатая ручка. Четкая форма позволяет замысловатым узорам перегородчатой эмали по-настоящему выделяться. Для этого изделия Рюккерт выбрал геометрическую декоративную схему, используя формы, напоминающие природные элементы, такие как цветы и листья, выполненные в изысканной цветовой палитре. Исключительной особенностью этого ковша является наличие оригинальной коробки, что крайне редко для предмета такого размера.

Серебряный ковш Фаберже, украшенный драгоценными камнями, Москва, 1899-1908 гг.
Основанный на древней форме корабля, этот серебряный ковш Фаберже возрождает русские традиции на разных уровнях. Ковши из серебра с позолоченными элементами были очень популярны во времена правления Петра Великого в качестве подарков чиновникам и министрам. Этот ковш сочетает в себе эти элементы с оригинальным подходом, украшенный кабошонами и головой богатыря, выгравированной на носу ладьи - ковша. Этот ковш представляет собой дань уважения русской истории: вызывает воспоминания о прошлом благодаря традиционной форме, а также благодаря включению в декор изображения богатыря из русских эпических поэм. Гравировка на чаше ковша искусно имитирует узоры, которые можно было найти на плащах или доспехах богатырей. Ручка — еще одна дань уважения русскому фольклору, на ней выгравировано изображение гарпии или русского алконоста. Сочетание стилей демонстрирует мастерство Фаберже в смешивании декоративных элементов для создания уникального произведения.
Ковш из серебра с позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1908-1917.
Этот небольшой ковш работы Хлебникова является примером экспериментальных переосмыслений ковшей, которые мастера создавали на рубеже веков. В этом экземпляре в полной мере используются все художественные возможности ковша: чаша имеет мягкие, волнообразные формы, а ручка – любопытное ажурное сечение. Ковши начала XX века демонстрируют пик творчества. В то время как чаша представляла собой ограничение по форме, поскольку в определенной степени должна была напоминать об первоначальной функции предмета, ручка интерпретировалась с предельной творческой свободой, становясь декоративным центром предмета. Часто дополненные эмалевыми украшениями, ручки были вытянутыми и высокими, с геометрическими мотивами, ажурными сечениями или, в некоторых случаях, выполнены в виде реалистичных или абстрактных животных или фигур. Этот ковш включает в себя размашистое эмалевое украшение с геометрическими мотивами, демонстрирующее сочетание стилей ар-деко и панславянских мотивов.
