Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Настольные часы в исполнении К. Чайкина и И. Фазулзянова на выставке "Лукоморье"

11 апреля 2022
Оксана Бугрименко для РГ

Настольные часы "Лукоморье" по мотивам вступления к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Фото: пресс-служба

Как сообщает РГ,  главным экспонатом выставки "Лукоморье. Шедевры русских мастеров" стали уникальные настольные часы, результат пятилетнего труда художника и ювелира Ильгиза Фазулзянова (бренд Ilgiz F), виртуозно работающего с эмалями, и часовщика-конструктора Константина Чайкина. Часы, созданные по заказу частного коллекционера, показаны широкой публике впервые.

 

Стартовой точкой образа будущих часов для Константина Чайкина оказалось изобретённое им устройство графической индикации часа (цепочка наматывается на вращающийся вал, каждый час образуя собой новую римскую цифру). Оно вызвало у часового мастера ассоциации с пушкинской строкой "златая цепь на дубе том".

Часовой механизм размещен в нижней части ствола: час (римская цифра) указывается цепью, которая наматывается на черный барабан, минуты отображаются ниже - на кольцевом индикаторе. Таким образом, время на фото 9 часов 33 минуты. Рядом с котом, в "дупле", турбийон с индикацией секунд. Золотая цепь кота с традиционными славянскими орнаментами - декоративная. Фото: пресс-служба

 

Сказочный мир потребовал соответствующего оформления, поэтому Чайкин предложил Ильгизу Фазулзянову совместную работу над этими настольными часами. "Важно было не "свалиться в лубок", - поделился на открытии выставки Ильгиз. - А главным вызовом стало выполнение каждого квадратного сантиметра с той же тщательностью, что и в миниатюрных ювелирных украшениях - например, кольцах".

Работа над "объектом" потребовала нескольких лет. Применение перегородчатой эмали на сложных объемных формах оказалось технически непростой задачей. Первые отливки пошли в брак ("металл повел себя своенравно", - рассказал Ильгиз). У каждой волны была своя форма и свои радиусы, создававшие дополнительные проблемы. Эмаль после обжига отлетала, фрагменты волн меняли размеры и конфигурацию - приходилось увеличивать их толщину или корректировать форму. "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" - все получалось по этой поговорке. Зато с окончательной сборкой управились за неделю.

Изначально обдумывая художественную идею, Ильгиз вспомнил, как в детстве вечерами слушал сказки при уютном свете настольной лампы. Абрис такой лампы и воплотился в образе могучего дуба, крона которого напоминает абажур, под которым собрались пушкинские герои.

Основанием для кроны стала сетка из множества элементов в виде дубовых листьев, на которой закреплены нефритовые пластины с вырезанными на их поверхности контурами листьев. Каждая "окантовка" пластины декорирована листьями дуба и желудями в технике перегородчатой горячей эмали.

 

Нефритовая крона. Фото: пресс-служба

Всю композицию, по замыслу ювелира, окружает море, гребни волн которого похожи на крылья чаек.

В работе над наличниками и воротами ювелир отразил мотивы русского зодчества, используя традиции перегородчатой эмали и миниатюрной росписи. Фото: пресс-служба

Полностью статья доступна по ссылке rg.ru

Источник: Российская газета
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом