Что получится, если соединить искусство и точные механизмы? Когда древние ремесла начинают заигрывать с современными смыслами? При каких условиях воспроизведение одной и той же техники дает всегда уникальный результат? Ответы на эти вопросы представлены на выставке «Время блистать» в Музее Времени и Часов. Этот культурно-просветительский проект рассказывает, почему часы и украшения — нечто большее, чем просто вещи. За каждой из них стоит контекст, мастерство, новаторские решения и смыслы. Актуальная временная выставка ювелирно-часового бренда BRILLER «Время блистать» демонстрирует настолько необычные произведения, что о них стоит рассказать подробнее.
Ювелирно-часовой бренд BRILLER начал работать в технике флорентийской мозаики еще в начале 2010-х. При этой деятельности мастера размечают и делают тончайшие пластины из камней, далее фрагменты складываются как пазл в единое полотно картины. При тонкой и выверенной работе зазоры между спилами минералов абсолютно неуловимы человеческим глазом. Свойством микромозаики можно назвать уникальность — даже при тиражируемости сюжетов. Картинка повторяется каждый раз за счет других элементов, поскольку используются разные фрагменты минералов. А у каждого камня свой паттерн и внутренний мир из дефектов и включений.
Бренд в переосмыслении идет еще дальше и находит применение историческому ремеслу в изначально несвойственных для него вещах. Расцвет флорентийской мозаики пришелся на XVI век. К этому же времени относятся первые упоминания и гравюры наручных часов. Позволить их себе могли дамы высшего света, которые не требовали пунктуальности хода. Точность наручных часов понадобилась несколько веков спустя, когда мужчины позаимствовали этот аксессуар для отсчитывания времени при ведении битв во Франко-Прусскую войну. Несмотря на существование двух явлений — часов и мозаики — они не пересекались до наших дней. Дело не только в воспроизведении ремесла в современных вещах, но и принципах постмодернизма. Сюжеты циферблатов достаточно известны и узнаваемы широкой публикой. Например, зрители без труда могут считать оммаж «Сыну человеческому» Рене Магритта. Но стилизованные фрагменты цитируются в абсолютно иной технике и другими материалами: кораллами, нефритом, песчаником и лазуритом. В этом можно наблюдать интертекстуальность – свободу на интерпретацию произведения искусства.
И куда же без постмодернистской иронии. Бренд BRILLER вдохновляется произведениями часового искусства Мануфактуры Константина Чайкина. А именно «ристмоном» Джокер («монстром на запястье») – антропоморфным циферблатом, где глазами служат дисковые указатели часов и минут, а ртом – фазы Луны. BRILLER дословно цитируют этот дизайн, но в технике флорентийской мозаики! Получается trompe-l'œil, обманка. Кстати, воспроизведение было сделано с разрешения самого Константина Чайкина, о чем свидетельствует гравировка на заднике. В работе помимо иронии также считывается безмерное уважение к человеку, который вывел современное российское часовое искусство на мировой уровень. А если делать памятник за заслуги, то обязательно в камне или металле!
Бренд в своих экспериментах с минералами пошел еще дальше. В новой пробной партии циферблаты изготовлены из цельных тончайших срезов камней: тигрового глаза, лазурита и авантюрина. За время существования нашей часовой индустрии лишь однажды уже случалась такая история. В СССР на кооперативе «Ренессанс» Петродворцового Часового Завода выпускались часы «Ракета» с каменным циферблатом. Однако, простые люди во второй половине восьмидесятых не могли купить такие экземпляры, поскольку они выходили мелкими партиями и никогда не поступали в открытую продажу. В отличие от них, BRILLER доступны к покупке. В такой истории каждый экземпляр уникален, поскольку в мире не существует двух абсолютно одинаковых минералов.
Бренд BRILLER успешно сотрудничает с известными мастерами ювелирного искусства – Викторией Синельниковой, Алексеем Лавлинским и Натальей Орловой. Ведь создание ювелирных наручных часов премиум-класса – это всегда сотворчество и упорный труд целой команды художников, людей, преданных своей работе и общей цели – создавать искусство, которое уйдет в мир, наполнит повседневную жизнь эстетикой и вдохновением.
Результатом совместной работы BRILLER с Алексеем Лавлинским и Викторией Синельниковой стали часы «Пион» и «Змея». Эти уникальные циферблаты выполнены в технике лаковой миниатюрной живописи по гильошированному фону с серебром и твореным золотом.
Также лимитированная серия пополнилась совместными работами с Натальей Орловой и Викторией Синельниковой в технике лаковой миниатюрной живописи: «Глазами бабочки», «Орхидеи», «Все настоящее – мгновение вечности», «Гармония» и другими.
Переосмысление техник и высочайшее мастерство сочетаются в броши «8 июля». На ней детально изображены яркие весенние ромашки. Сложность произведения лежит сразу в нескольких плоскостях. Одна их них – хроматическая композиция, состоящая из нескольких цветов. Вторая – нанесение миниатюры лаком на горячую эмаль с гильошированным фоном. Такой высококлассный микс из разных техник не имеет аналогов на сегодняшний день.
Броши и серьги «Орхидеи» нам кажутся объемными за счет детализированного рисунка и светотеневой игры. Пример оптических иллюзий, где поверхностное изображение сделано настолько мастерски, что кажется, будто каждый лепесток лежит в своей собственной плоскости. А до нарисованных на них капельках росы так и хочется дотронуться пальцами.
На выставке «Время блистать» в Музее Времени и Часов представлены отсылки к историческому прошлому, техникам, огранкам. Продемонстрировано переосмысление наследия и дань уважения гениям дня сегодняшнего. Показана сила коллабораций и творческого взаимодействия. Все это стало возможным благодаря сплоченному сообществу, людям, влюбленным в свое дело. И месту, позволившему этому мероприятию состояться. Музей открыт для талантливых художников-ювелиров и мастеров часового дела.
Команда AllTime готова предоставить участникам выставок место на полках салонов и информационную поддержку на своих площадках. Благодаря AllTime авторам и брендам можно найти несколько новых точек касания с аудиторией, узнать ее поближе на выставках и лекциях, познакомить и влюбить в свои произведения. А еще – быть представленным в огромной сети магазинов по всей России и повышать лояльность за счет партнерства с сильным брендом.
Музей Времени и Часов
адрес: Москва, ул. Русаковская, д.1 (м. Красносельская)
время работы: с 10-00 до 21- 00 без выходных