Улучшить текст
В Tiffany их окрестили "часовыми монстрами". Одержимые. Баснословно богатые – и свято уверенные, что именно они достойны войти в узкий круг избранных, кому достанется редчайший Patek Philippe.
Эта вакханалия началась в Tiffany & Co. пару лет назад, когда компания объявила о выпуске лимитированной серии Patek Philippe Nautilus 5711 с циферблатом цвета "яйца малиновки" – фирменного оттенка Tiffany. Всего 170 экземпляров, приуроченных к 170-летию партнерства, которое отмечалось в декабре 2021 года.
Tiffany возлагала надежды, что эти стильные часы станут приманкой для состоятельных покупателей, еще не причисленных к сонму постоянных клиентов. И вот, ради призрачной возможности попасть в VIP-список и заполучить заветный Patek, этих потенциальных клиентов подталкивали к тратам в 2-3 миллиона долларов на совершенно сторонние товары.
Такая практика получила название "пакетирование" – предметы роскоши доступны лишь тем, кто готов к существенным, не связанным между собой покупкам.
Как рассказывают люди, знакомые с закулисьем продаж, продавцам было прямо поручено склонять клиентов к тратам на миллионы. Никаких официальных списков ожидания. Никаких гарантий.
"Скажите богатому человеку, что ему что-то не положено, и он возжаждет этого вдвойне", – заметил Оливер Р. Мюллер, консультант по часам класса люкс из швейцарского Обонна. "Это психология миллиардера", – добавил он.
Для Tiffany момент оказался как нельзя более удачным. Всего год назад ювелирный дом вступил в новую эру под крылом LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton SE. Это крупнейшее в истории приобретение в сфере предметов роскоши подчеркнуло грандиозные амбиции LVMH в отношении Tiffany, любимого американского бренда.
Но дань уважения легендарному ювелиру и часовщику обернулась поучительной историей – уроком о том, как эксклюзивность, если с ней обращаться без должной осторожности, может потушить сияние роскоши.
Ранее не опубликованные подробности о том, как Tiffany разозлила многих в сообществе страстных любителей часов, основаны на интервью с почти двумя десятками людей, знакомых с ситуацией и пожелавших остаться анонимными, дабы не выносить сор из избы.
В интервью New York Times в декабре 2021 года президент Patek Тьерри Стерн обронил, что руководители Tiffany, "возможно, не осознают, насколько сложно будет выбрать клиентов" для покупки вожделенных часов Blue Dial.
С началом ажиотажа некоторые бывшие сотрудники Tiffany поведали, что руководство поручило им не фиксировать неофициальную сделку о взаимовыгодном сотрудничестве в письменном виде. Чтобы у клиентов не возникло ощущения, будто покупка ювелирных изделий гарантирует приобретение Patek. Распределение происходило по волеизъявлению руководства Tiffany, и процесс этот отличался совершенной непредсказуемостью, уверяют инсайдеры.
Именно это, по их словам, и испортило отношения с клиентами. Для некоторых "часовых монстров" – как продавцы окрестили самых напористых покупателей – заветный приз оказался недостижим. Они тратили баснословные суммы на украшения Tiffany, но оставались ни с чем, рассказывают бывшие сотрудники. Другие, давние клиенты Tiffany и Patek, говорили сотрудникам, что их многолетние покупки, похоже, ничего не значат. И даже некоторые из тех, кому удалось приобрести часы с синим циферблатом, возмущались, когда те стали появляться на вторичном рынке, дешевея с каждым днем.
Один клиент рассказал, что продавцы Tiffany предложили ему потратить 5 миллионов долларов, чтобы получить право купить часы. Он был настолько ошеломлен, что в знак протеста продал несколько других часов Patek Philippe, купленных в Tiffany. И заявил, что больше не переступит порог этого ювелирного магазина. И попросил не называть его имени, дабы не привлекать лишнего внимания к своему увлечению коллекционированием роскошных часов.
Предприниматель из района Три-Стейт, которому все же удалось приобрести часы Blue Dial, рассказал, что прежде потратил более 2 миллионов долларов на украшения, полагая, что это позволит ему заполучить Patek. Теперь, когда он надевает эти часы, другие владельцы интересуются, во сколько украшений ему обошлась эта покупка. Продавцы Tiffany просили его не раскрывать сумму, поскольку компания порой устанавливала для разных клиентов разные пороги, поделился он.
Одной из причин ажиотажа вокруг этих часов было то, что они символизировали конец эпохи. Часы с синим циферблатом стали лебединой песней для всей линейки 5711, выпуск которой Patek прекращал. К тому же, эта специальная серия часов ознаменовала начало новой эпохи Tiffany под управлением LVMH. "Это был мой небольшой подарок в честь приобретения Tiffany", – заявил президент Patek Стерн в интервью CNBC в 2021 году.
Поскольку у Patek всего несколько магазинов, компания доверила продажу часов Tiffany – этому союзу, проверенному полутора веками сотрудничества. Этот ювелирный дом – один из немногих ритейлеров в США, уполномоченных продавать часы Patek от имени швейцарского часового производителя. Некоторые часы, продаваемые в Tiffany, имеют на циферблате клеймо обоих брендов – особо ценная деталь для ценителей.
По мере нарастания ажиотажа среди потенциальных покупателей часов, сотрудники Tiffany уверяли некоторых, что их внесли в "список желаний". Некоторые бывшие сотрудники признались, что им было велено избегать слова "список ожидания", дабы не напоминать клиентам, многие из которых – воротилы бизнеса, привыкшие получать желаемое немедленно, что они, по сути, ждут.
В начале 2022 года, пока охотники за часами сходили с ума в надежде купить Blue Dial, в интернете начали мелькать фотографии знаменитостей с этими часами на запястье – Jay-Z, Леброна Джеймса, Марка Уолберга и Леонардо Ди Каприо. Они получили часы без лишней волокиты, что, по словам бывших сотрудников, вызвало бурю негодования у некоторых "часовых монстров".
В конце концов, негативная реакция достигла такого накала, что Tiffany даже пришлось разрешить некоторым покупателям вернуть ювелирные изделия, купленные в надежде получить часы, рассказывают бывшие сотрудники.
Это была беспрецедентная уступка, поскольку, как правило, компания не принимает обратно товары стоимостью свыше 75 000 долларов.
Полный вариант статьи (на англ.) доступен по ссылке: https://archive.ph/j17Gb#selection-1513.0-1721.222