Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Жена - рабыня?!

21 августа 2025
Редакция

Это украшение состоит из пяти медальонов из брессанской эмали, соединённых тремя рядами цепочек. Застёжка в виде навесного замка украшена эмалевым декором с девизом «A moi». Франция, 19 век

Во Франции мода на так называемый "рабский ошейник"* (фр. collier d'esclave) зародилась в первой половине XVIII века и постепенно распространилась среди крестьянства ряда французских регионов, включая Овернь, Нормандию и Пуату. Материалы изготовления, особенности отделки, количество пластин и цепей варьировались в зависимости от материального достатка семьи.

Ожерелье "collier de chien" или "рабский ошейник", преподносимое невесте в знак помолвки, порождает дискуссии о происхождении своего названия. Одна из версий апеллирует к исторической практике сковывания рабов металлическими цепями или наручниками, соединенными коротким отрезком цепи, ограничивающим свободу передвижения.

Другая гипотеза связывает название "collier esclavage" с состоянием подчиненности, в которое якобы попадала женщина после замужества. Однако, представляется маловероятным, чтобы дамы той эпохи согласились носить украшение, название которого напрямую ассоциировалось бы с рабством. Более убедительной представляется этимологическая связь с визуальной структурой украшения. Переплетённые звенья цепи, каждое из которых словно "в плену" у соседнего, метафорически отражают способ соединения цепей у рабов, когда каждая цепь пропускалась через цепь соседа. Таким образом, термин "рабский ошейник" мог возникнуть как образное описание конструкции ожерелья, а не как прямое указание на порабощение женщины

В Брессе, по имеющимся данным, данный тип украшения вошёл в обиход не ранее XIX века, получив при этом характерное эмалевое оформление. Согласно местной традиции, молодой человек преподносил подобное ожерелье своей невесте во время accordailles (помолвки). Происхождение термина «рабство» связывают с савойской и женевской традицией, отсылающей к распространённому выражению «заковать жену в цепи». Предполагается, что именно обилие цепей, составляющих данное ожерелье, послужило основанием для его наименования.

Это ожерелье состоит из трёх эмалированных золотых медальонов, соединённых тремя разными цепочками, украшенными эмалью. Два круглых медальона украшены геометрическим орнаментом, на центральном медальоне изображена сцена, изображающая молодую женщину, ласкающую животное.

Традиционно считается, что collier d'esclave носился крестьянками Бресса во время семейных и деревенских празднеств, однако не исключено, что аналогичные украшения пользовались популярностью и среди зажиточных горожанок XIX века.

Бресская эмаль характеризовалась многослойным нанесением эмали, требующим до семи обжигов в печи. Золотой "рабский ошейник" считался одним из самых ценных подарков, которые муж мог преподнести своей молодой жене в XIX веке, как в эпоху Первой Империи (1804-1814/15), так и во время Реставрации Бурбонов (1814-1830).

Традиционно, он состоял из нескольких цепочек-фестонов, соединённых (как правило) с тремя овальными или прямоугольными медальонами, частично или полностью покрытыми эмалью. Известны примеры, когда эмалевые пластины заменялись вставками из сердолика, камеями или микромозаикой. Встречались варианты с единственной центральной пластиной, удерживаемой несколькими цепями, а также ожерелья, в которых застёжка-храповик была искусно скрыта в конструкции центральной пластины.

Существовала нормандская устная традиция, согласно которой с рождением каждого ребёнка к шейному украшению матери добавлялась дополнительная цепочка.

В 1866 году, один из корреспондентов журнала «Revue intermédiere des chercheurs et des curieux» отмечал: «Крестьяне из окрестностей Руана, сразу после венчания и до самой свадьбы, неизменно отправлялись в Жуайо к ювелирам на площади Нотр-Дам. Главным украшением, приобретаемым для невесты, наряду с большим чеканным крестом, была esclave, то есть золотая цепь – знак положения жены». 

Остаётся открытым вопрос, заключался ли символизм данного украшения в том, что женщина была символически "закована в цепи", или же цепи просто соединяли отдельные элементы украшения, как это было принято в отношении рабынь?

почтовая марка с изображением женщины в collier esclavage 

Для парижских и нормандских ожерелий были более характерны овальные пластины, прямоугольные встречались реже. Большинство ювелиров того времени закупали цепи на метраж у парижских поставщиков и предоставляли клиентам возможность выбора перед окончательной сборкой изделия. Вариаций ожерелий было столько же, сколько свадеб. Некоторые также подвешивали к ожерелью крест или фигурку Святого Духа (голубя).

Они лёгкие (около десяти граммов) и изготавливаются из золота или позолоченной меди, для тех, кому повезло меньше. Узоры на пластинах, как правило, создавались методом "штамповки" (вдавливания в оттиск), гравировкой, либо декорировались в углублении матрицы путём удара или сжатия контртела из более мягкого металла с обратной стороны, что позволяло получить рельефный узор на лицевой стороне. Обычно мужская и женская матрицы гравировались на стали, а узоры интегрировались в углубление, что позволяло производить эмалирование на завершающем этапе работы.

источники:

https://www.maison-riondet.fr/collier-dit-esclavage-debut-xixe-siecle/

https://www.richardjeanjacques.com/2009/10/collier-desclavage.html

 

https://www.bijouxregionaux.fr/en/contenu.php?idcontenu=15

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом