Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Является ли термин "выращенные в лаборатории" нежелательным словом в отрасли?

19 января 2023
Лия ​​Меирович

Кольцо с выращенным в лаборатории бриллиантом. (фото Шаттерсток)

В последние пять лет выращенные в лаборатории бриллианты неуклонно набирают обороты во всей отрасли. Опрос 2021 года, проведенный свадебным веб-сайтом The Knot, показал, что почти четверть всех покупок обручальных колец в этом году приходились на украшения с лабораторновыращенными бриллиантами, что на 11% больше, чем в 2019 году.

Некоторые независимые ювелиры, беседовавшие с Rapaport News во время недавнего рождественского сезона, подсчитали, что синтетика составляет более половины их свадебных продаж. Тем не менее, многие в отрасли по-прежнему уклоняются от работы с ними — или говорят, что работают только с природными камнями. Многие занимаются производством/продажей украшений с лабораторно-выращенными бриллиантами лишь потому, что это приносит хороший доход, правда эти коммерсанты говорят, что не чувствуют себя при этом комфортно. Вопрос в том, являются ли выращенные в лаборатории бриллианты по-прежнему табу в индустрии природных бриллиантов?

Под прилавком

Двое из ювелиров, опрошенных Rapaport News , отказались обсуждать использование выращенных в лаборатории украшений. Они оба сказали, что держат свою синтетику вне поля зрения покупателей и достают ее лишь  когда клиенты просят об этом.

«Просто многие люди в отрасли, включая моих дилеров по бриллиантам, действительно смотрят свысока на идею продажи выращенных в лаборатории бриллиантов, — говорит ювелир из Мэриленда, пожелавший остаться неназванным. «Я даже не хочу, чтобы некоторые из моих торговцев алмазами знали, что я их продаю. Некоторые из них действительно очень, очень расстроены индустрией выращивания в лаборатории и думают, что это обман… Я делаю это только потому, что продаю то, что нужно людям, но никак не рекламирую эту часть своей деятельности. Если клиент попросит такое украшение, я его предоставлю».

Ювелир в Айдахо тоже тайком возит синтетику.  Он беспокоится о реакции коллег-ювелиров, отмечая, что она может быть довольно осуждающей, и он не хочет страдать от каких-либо последствий за попытки заработать на жизнь.

Мария Будуо, владелица ювелирного магазина Maria's Fine Jewelry в Вустере, штат Массачусетс, говорит, что, хотя она не боится противодействия со стороны других представителей отрасли, ей потребовалось некоторое время, чтобы начать предлагать выращенные в лаборатории украшения.

«Мне было трудно осознать, что выращено в лаборатории», — отмечает она. «Но это то, что хочет клиент. Я не позволю им уйти. Так что, если это то, чего они хотят, это то, что мы собираемся нести».

Из уст источника

Причины, по которым некоторые ювелиры не решаются продавать синтетические материалы, различаются. Некоторые боятся осуждения со стороны коллег-ювелиров, другие — со стороны дилеров.

«Я не говорю со своим поставщиком [природных бриллиантов] о том, что я также покупаю выращенные в лаборатории бриллианты», — отмечает Лесли Сэндлер, владелица Leslie E. Sandler Fine Jewelry в Роквилле, штат Мэриленд, отмечая, что ее заставили чувствовать себя некомфортно из-за этого. «Мы должны поддерживать отношения с нашими поставщиками, и вы должны быть чувствительны к этому».

Марк Клодиус, владелец ювелирной компании Clodius & Co. в Рокфорде, штат Иллинойс, согласен с этим.

«Нам постоянно звонят оптовики бриллиантов и спрашивают, почему мы больше не заказываем бриллианты, — говорит он. «Когда я говорю им, что мы покупаем меньше натурального сырья и больше выращенного в лаборатории, они говорят: «Вы не должны продавать лабораторное сырье». Кто-то ругал меня, говоря, что то, что мы делаем, не очень хорошо для торговли».

Клодий также рассказывает историю друга и его сына, приехавших из Калифорнии. Сын искал обручальные кольца с бриллиантами, чтобы сделать предложение своей девушке. Он посетил ювелира в Сан-Франциско, который был «крайне непреклонен в отношении продажи кольца с лабораторно-выращенными бриллиантами, и так усердно настаивал на том, чтобы камень был природным, что сыну стало неудобно из-за этой ситуации», — поведал ювелир.

Еще одним источником сопротивления продаж украшений с лабораторными бриллиантами является влиятельная группа из 26 000 человек в Facebook «Ювелиры, помогающие ювелирам» (JHJ). На странице группы с 2019 года  запрещена продажа синтетики, и хотя обсуждение этой категории разрешено, тема часто вызывает негативную реакцию.

«У меня нет никаких правил, кроме одного: вы не можете продавать выращенные в лаборатории продукты», — говорит Алеа Арундейл, руководитель JHJ. «Вы можете говорить о них сколько угодно, вы можете говорить, что они самые лучшие в мире, но вы не можете их продать».

Однако последствия разговоров о синтетике могут быть трудными для ювелиров. Ювелир из Айдахо приводит в качестве примера своего друга-ювелира, который написал о своем набеге на выращенные в лаборатории изделия только для того, чтобы столкнуться с критикой толпы. Он не публиковал сообщения в течение нескольких недель.

«Я постоянно вижу это на [JHJ]», — объясняет Сэндлер, говоря, что участники группы «сходят с ума», когда кто-то пишет о синтетике.

Джоанна Парк-Тонкс, президент Международной ассоциации выращенных бриллиантов (IGDA), не считает возможным изменить мнение тех, кто выступает против выращенных в лаборатории бриллиантов, и не хочет даже пытаться.

«Люди, которым не нравятся выращенные в лаборатории бриллианты, — это большое системное препятствие, — говорит она. «Я думаю, что эти люди укоренились в этом мнении, и в этой игре трудно выиграть, в каком бы бизнесе вы ни находились».

Текущий бой

«Моя работа — следить за торговлей в долгосрочной перспективе», — заявляет Арундейл, признавая, что не испытывает угрызений совести, если ее группа в Facebook нанесет вред индустрии выращенных в лаборатории бриллиантов. «Суть [природного] бриллианта в том, что это что-то ценное, что-то, что демонстрирует приверженность, что говорит: «Я люблю тебя». Итак, если вы начинаете свои отношения с чем-то, что не имеет ценности, что теряет ценность, скоро у нас не останется индустрии. Я просто не хочу, чтобы люди бежали к [выращенным в лаборатории камням] еще до того, как они дали шанс настоящим бриллиантам».

Арундейл счастлив, что «мы все еще можем сохранять какое-то клеймо в отношении [этой категории]. Я просто чувствую, что должно быть еще несколько голосов в защиту природных бриллиантов».

Хотя озабоченность тем, что выращенные в лаборатории растения отнимают бизнес у натуральных, является законной — факт, который признают обе стороны, — некоторые распри переросли в ситуацию «око за око», когда обе стороны подкалывают друг друга, чтобы сделать себя более привлекательными.

«Они начали это», — полушутя замечает Арундейл. «Они сказали, что выращенный в лаборатории зеленый, а натуральный — нет. Они принесли кровавые алмазы».

Если говорить более серьезно, создатель JHJ считает, что как сообщества природных, так и синтетических бриллиантов должны вложить свои мечи в ножны.

Парк-Тонкс соглашается.

«Это несколько… давняя дискуссия, и я думаю, что диалог продвинулся», — говорит президент IGDA. «Я думаю, что мы движемся к мирному сосуществованию, и способ, которым мы этого достигаем, заключается в том, чтобы каждая сторона проявляла взаимное уважение и не очерняла другую».

Принятие реальности

«Я думаю, что со временем это воспринимаемое сопротивление будет становиться все меньше и меньше», — подчеркивает Парк-Тонкс. «Поскольку более крупные компании прокладывают путь… и любите вы их или ненавидите, выращенные в лаборатории бриллианты никуда не денутся».

Однако на сегодняшний день эти боевые порядки остаются, и для многих ювелиров использование выращенных в лаборатории изделий не означает их одобрения.

Сэндлер изначально была против продажи выращенных в лаборатории растений, говорит она, отмечая, что не держит их на складе и заказывает по служебной записке только тогда, когда они ей нужны. «Тогда я поняла, что эти люди собирались купить его у кого-то другого, так что они могли бы купить его и у меня», — признается она. «Я не хотел их возить, но терял продажи. Однако не то чтобы я их так сильно любил. Я бы не продал их своему сыну».

Источник: Rapaport
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом