Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

De Beers планирует сократить число сайтхолдеров

14 октября 2024
Ави Кравиц

Фото: De Beers.

Компания De Beers сообщила клиентам, что сократит количество сайтхолдеров в следующем контрактном периоде, поскольку ожидает сокращения объема доступного алмазного сырья.   

«Выбор сайтхолдера для нового соглашения о поставках будет определяться объективным процессом отбора и распределения, но с учетом более низкой ожидаемой доступности модели поставок через сайтхолдеров мы ожидаем, что этот процесс приведет к консолидации и уменьшению числа сайтхолдеров», — говорится в письме группы, полученном avikrawitz.com из нескольких источников.

Изменения вступят в силу с января 2026 года, поскольку текущее соглашение о поставках действует до конца следующего года и не будет продлеваться, подтвердило руководство в сообщении. Письмо было датировано 20 сентября, после приема сайтхолдеров, который De Beers устроила на выставке в Гонконге.

Объявление поступило в то время, когда De Beers должна подписать новое маркетинговое соглашение с правительством Ботсваны. Новая сделка позволит государственному тендерному дому Okavango Diamond Company (ODC) получить большую долю производства от Debswana, дочерней горнодобывающей компании De Beers в Ботсване, в которой она является партнером по совместному предприятию с правительством.

В настоящее время ODC имеет право на 25% продукции Debswana, а De Beers получает оставшуюся часть, которую она смешивает с продукцией из Канады, Намибии и Южной Африки, прежде чем поставлять продукцию сайтхолдерам.

В соответствии с новым маркетинговым соглашением доля ODC будет поэтапно увеличиваться в течение следующего десятилетия до 50%. Это оставит De Beers значительно меньше товаров для поставок сайтхолдерам, учитывая, что на Debswana приходится более двух третей общего объема производства De Beers.

Давление, заставляющее покупать

Источники на рынке отметили, что выбор времени для объявления мог быть направлен на оказание давления на сайтхолдеров с целью увеличения закупок алмазного сырья, несмотря на гибкую политику поставок, которую De Beers проводила на последних сайтах.

De Beers была готова продать меньше алмазов, чтобы поддержать рынок, сохраняя при этом стабильные цены на свое сырье. Она фактически отменила сайт, объединив свои августовские и октябрьские продажи в одно мероприятие, которое состоялось в сентябре, вскоре после выставки в Гонконге.  

Была надежда, что разрешение сайтхолдерам воздержаться от покупки алмазного сырья позволит им сократить свои запасы бриллиантов и вернуться на рынок алмазного сырья с некоторым желанием покупать.

Однако торговля алмазным сырьем остается слабой. Вторичного рынка нет, поскольку дилеры могут продавать только на 10% ниже прейскурантной цены De Beers, отметил один брокер по алмазному сырью. Единственная возможность — это тендеры, но неясно, каких цен они достигают, поскольку они не публикуют свои результаты, добавил он.

Это породило ожидания, что De Beers снизит цены, чтобы стимулировать спрос  в начале ноября или, самое позднее, в декабре.

Между тем, сайтхолдеры рассматривают письмо от 20 сентября как сигнал к тому, что гибкость поставок все равно будет дорого стоить тем, кто не отплатил немного De Beers. «Есть ощущение, что De Beers говорит сайтхолдерам, что пришло время поддержать компанию, учитывая всю поддержку, которую она им оказала», — предположил один из участников рынка.

Критерии сайтхолдера

De Beers также находится под давлением, чтобы улучшить свои продажи и показать потенциальным инвесторам, что она имеет ценность, поскольку Anglo American пытается избавиться от алмазного подразделения. De Beers также держит высокие запасы, которые давят на оценки инвесторов, особенно если она будет вынуждена снизить цены.

Кроме того, ходят слухи, что в отношениях между De Beers и правительством Ботсваны растет напряженность, поскольку заключение 10-летнего маркетингового соглашения и 25-летней горнодобывающей лицензии неоднократно откладывалось.      

Некоторые ожидают, что соглашения будут подписаны после предстоящих выборов в Ботсване, намеченных на 30 октября, в то время как другие предполагают, что правительство Ботсваны выжидает, чтобы увидеть, как будет реализована предложенная Anglo American продажа De Beers.

Это может занять некоторое время.

На данный момент De Beers строит планы в соответствии с условиями соглашения, которые были обнародованы. Реальность такова, что независимо от того, когда эта сделка будет подписана, De Beers будет иметь доступ к гораздо меньшему количеству ботсванского сырья в будущем.

Это, естественно, повлияет на сайтхолдеров и приведет к консолидации экосистемы De Beers. На своем веб-сайте De Beers перечисляет около 63 компаний в качестве сайтхолдеров и четыре в качестве промышленных сайтхолдеров. Многие имеют несколько сайтов в различных торговых подразделениях и местах, где работает компания.

По данным сайта, 53 из них являются международными сайтхолдерами, получающими алмазное сырье от подразделения Global Sightholder Sales (GSS): 40 из них находятся в Ботсване, 14 в Намибии и девять в Южной Африке.  

Стратегические партнеры

Судя по всему, De Beers стремится к более тесным рабочим отношениям с сайтхолдерами, которые соответствуют требованиям.

Компания заверила, что процесс подачи заявок будет упрощен, и что, поскольку доступность будет ниже, «мы стремимся создать больше стратегического сотрудничества между GSS и нашими клиентами по диверсифицированным каналам дистрибуции», — говорится в письме. De Beers также рассмотрит «потенциал для будущего создания стоимости и возможности для сотрудничества в будущем».

Другими словами, De Beers ищет партнеров, с которыми можно работать в других областях, помимо поставок алмазного сырья. Можно только предполагать, что это может означать для сайтхолдеров. Возможно, это потребует участия в маркетинговых или брендинговых мероприятиях, как это было в прошлом. Более значимым может быть доля прибыли в полировке и участие в собственных полирующих мероприятиях De Beers.

В соответствии с новой бизнес-стратегией Origins, представленной на выставке в Лас-Вегасе в июне, генеральный директор Эл Кук заявил, что компания будет стремиться сотрудничать со сторонними подрядчиками для огранки и полировки бриллиантов премиум-класса, а также для продажи бриллиантов. 

Пока еще можно только гадать, как это может выглядеть, но, судя по всему, компания попытается извлечь дополнительную прибыль из продажи и процесса полировки алмазного сырья, как это уже сделали другие горнодобывающие компании, хотя и с гораздо меньшими объемами производства.  

Однако на данный момент сайтхолдеры остро осознают, что их поставки алмазного сырья De Beers находятся под угрозой. В дополнение к уже указанным условиям De Beers подчеркнула, что при выборе будущих сайтхолдеров она будет учитывать свои «обширные знания о бизнесе сайтхолдеров и результаты в течение срока действия продленного соглашения о поставках».

Основной посыл заключается в том, что De Beers рассмотрит модели покупки в текущем спаде. Это оказывает давление на сайтхолдеров, заставляя их забирать все свои распределения, даже несмотря на то, что De Beers проявляет «гибкость», позволяя более высокие, чем обычно, выкупы и отказы.

Вероятно, это приведет к увеличению покупок на оставшихся двух сайтах года. Это в то время, когда рынок все еще может быть не готов поглотить значительные объемы нового сырья, которые в настоящее время удерживает De Beers.  

Источник: Ави Кравиц
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом