Спад спроса в Китае за последние несколько лет привел к серьезным изменениям на рынке. И это после того как в течение последнего десятилетия локомотивом роста отрасли являлся именно Китай. История роста началась в 2010 и 2011 годах. Пока Запад восстанавливался после финансового кризиса, по всему Китаю наблюдалось масштабное расширение ювелирных магазинов, обусловленное экономическим ростом, особенно в городах 3-го и 4-го уровней.
По мере открытия новых магазинов, появлялось все больше заказов на бриллианты для их заполнения. Это быстро превратилось в пузырь, который лопнул где-то в середине 2011 года, когда рост замедлился, а президент Си ужесточил правила в отношении роскошных подарков. В последующие годы были взлеты и падения, но общий спрос был относительно стабильным.
Спад спроса за последние пять-семь лет имел иную динамику. Он был связан не только с пандемией.
За спадом
Политические беспорядки в Гонконге повлияли на розничную торговлю и сектор товаров класса люкс, торговая напряженность с США повлияла на экспорт Китая — основу экономики, а спад на рынке недвижимости в последнее время негативно отразился на экономическом росте.
Конечно, длительные локдауны во время Covid и задержка открытия экономики повлияли на настроения. Потребители вышли из локдауна более сосредоточенными на сбережениях, чем на тратах.
Также наблюдается изменение отношения среди молодого поколения, которое откладывает вступление в брак или предпочитает оставаться одинокими: тенденция, которую многие наблюдали, усилилась во время пандемии и по мере ослабления экономики. Среди соображений, влияющих на решение о браке, комментаторы указывают на рост стоимости жизни и замедление роста населения.
По данным Национального бюро статистики Китая, число регистраций браков снижалось в течение девяти лет подряд, достигнув рекордно низкого уровня в 6,83 млн в 2022 году. Хотя в 2023 году наблюдался рост, этот показатель был на пути к историческому минимуму в 2024 году.
За первые девять месяцев года было зарегистрировано 4,747 млн пар, что на 943 тыс. меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщает Reuters со ссылкой на данные Министерства гражданских дел.
Слабый четвертый квартал 2024
Спад продаж в ювелирном секторе продолжался до конца прошлого года, как сообщают крупнейшие ювелиры.
Розничные продажи в Chow Tai Fook упали на 14% в годовом исчислении в финансовом квартале, закончившемся 31 декабря. Продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями, платиной и золотом в сопоставимых магазинах снизились на 20% в материковом Китае, но выросли на 34% в Гонконге и Макао.
Luk Fook сообщила, что выручка в ее магазинах самообслуживания и платформах электронной коммерции упала на 9% в годовом исчислении в течение квартала. Продажи алмазов группы упали на 46%.
Замедление также затронуло сегмент дорогих ювелирных изделий. Richemont сообщила, что продажи в Китае упали на 18% за квартал, в то время как LVMH признала там «более сложную рыночную среду».
Видно дно
Что все это означает для мировой торговли алмазами? Спрос упал примерно на 50%, и это привело к вторичной переработке бриллиантов во всей системе, сообщил Пол Роули, исполнительный вице-президент De Beers по торговле алмазами, изданию Jewelry Outlook в кулуарах Международной алмазной конференции в Дохе на этой неделе.
«Китай был нашим самым большим препятствием в последние пару лет после невероятно сильных нескольких десятилетий», — сказал Роули. «Выйдя из Covid, Китай отступил… и мы почувствовали это влияние. Мы увидели падение спроса примерно на 50%, как и на другие предметы роскоши, и это вызвало переработку полированных изделий по всей системе, что создало собственную динамику в средней части».
Роули считает, что большая часть этого сокращения запасов уже произошла. Он ожидает, что спрос в Китае начнет «немного» расти к концу года.
Действительно, рынок может достичь дна в какой-то момент в 2025 году. Но рост будет с низкой базы, и не стоит ожидать внезапного скачка спроса. Китаю потребуется время, чтобы вернуться к уровням, наблюдавшимся в последнее десятилетие.
На данный момент, в начале «Года Змеи», алмазная торговля продолжает ощущать отсутствие китайских покупателей на рынке, в то время как Китай по-прежнему остается одной из самых больших проблем отрасли.