Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Китайский вызов алмазному рынку

7 февраля 2025
Редакция

Спад спроса в Китае за последние несколько лет привел к серьезным изменениям на рынке. И это после того как в течение последнего десятилетия локомотивом роста отрасли являлся именно Китай. История роста началась в 2010 и 2011 годах. Пока Запад восстанавливался после финансового кризиса, по всему Китаю наблюдалось масштабное расширение ювелирных магазинов, обусловленное экономическим ростом, особенно в городах 3-го и 4-го уровней.

По мере открытия новых магазинов, появлялось все больше заказов на бриллианты для их заполнения. Это быстро превратилось в пузырь, который лопнул где-то в середине 2011 года, когда рост замедлился, а президент Си ужесточил правила в отношении роскошных подарков. В последующие годы были взлеты и падения, но общий спрос был относительно стабильным.

Спад спроса за последние пять-семь лет имел иную динамику. Он был связан не только с пандемией.

За спадом

Политические беспорядки в Гонконге повлияли на розничную торговлю и сектор товаров класса люкс, торговая напряженность с США повлияла на экспорт Китая — основу экономики, а спад на рынке недвижимости в последнее время негативно отразился на экономическом росте.

Конечно, длительные локдауны во время Covid и задержка открытия экономики повлияли на настроения. Потребители вышли из локдауна более сосредоточенными на сбережениях, чем на тратах.

Также наблюдается изменение отношения среди молодого поколения, которое откладывает вступление в брак или предпочитает оставаться одинокими: тенденция, которую многие наблюдали, усилилась во время пандемии и по мере ослабления экономики. Среди соображений, влияющих на решение о браке, комментаторы указывают на рост стоимости жизни и замедление роста населения.

По данным Национального бюро статистики Китая, число регистраций браков снижалось в течение девяти лет подряд, достигнув рекордно низкого уровня в 6,83 млн в 2022 году. Хотя в 2023 году наблюдался рост, этот показатель был на пути к историческому минимуму в 2024 году.

За первые девять месяцев года было зарегистрировано 4,747 млн ​​пар, что на 943 тыс. меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщает Reuters со ссылкой на данные Министерства гражданских дел.

Слабый четвертый квартал 2024

Спад продаж в ювелирном секторе продолжался до конца прошлого года, как сообщают крупнейшие ювелиры.

Розничные продажи в Chow Tai Fook упали на 14% в годовом исчислении в финансовом квартале, закончившемся 31 декабря. Продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями, платиной и золотом в сопоставимых магазинах снизились на 20% в материковом Китае, но выросли на 34% в Гонконге и Макао.

Luk Fook сообщила, что выручка в ее магазинах самообслуживания и платформах электронной коммерции упала на 9% в годовом исчислении в течение квартала. Продажи алмазов группы упали на 46%. 

Замедление также затронуло сегмент дорогих ювелирных изделий. Richemont сообщила, что продажи в Китае упали на 18% за квартал, в то время как LVMH признала там «более сложную рыночную среду».  

Видно дно

Что все это означает для мировой торговли алмазами? Спрос упал примерно на 50%, и это привело к вторичной переработке бриллиантов во всей системе, сообщил Пол Роули, исполнительный вице-президент De Beers по торговле алмазами, изданию Jewelry Outlook  в кулуарах Международной алмазной конференции в Дохе на этой неделе.

«Китай был нашим самым большим препятствием в последние пару лет после невероятно сильных нескольких десятилетий», — сказал Роули. «Выйдя из Covid, Китай отступил… и мы почувствовали это влияние. Мы увидели падение спроса примерно на 50%, как и на другие предметы роскоши, и это вызвало переработку полированных изделий по всей системе, что создало собственную динамику в средней части».

Роули считает, что большая часть этого сокращения запасов уже произошла. Он ожидает, что спрос в Китае начнет «немного» расти к концу года.

Действительно, рынок может достичь дна в какой-то момент в 2025 году. Но рост будет с низкой базы, и не стоит ожидать внезапного скачка спроса. Китаю потребуется время, чтобы вернуться к уровням, наблюдавшимся в последнее десятилетие.

На данный момент, в начале «Года Змеи», алмазная торговля продолжает ощущать отсутствие китайских покупателей на рынке, в то время как Китай по-прежнему остается одной из самых больших проблем отрасли.

Источник: thediamondpress.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом