...В душный летний полдень в Алмазном квартале Мидтауна на Манхэттене жизнь кипела. Мужчины с конвертами сновали туда-сюда между магазинами и киосками с объявлениями «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ НА ЗОЛОТО» и «ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ», обменивая наличные на драгоценные камни и наоборот. Bluetooth-гарнитуры здесь никогда не выходили из моды, и руки двигались быстро, пересчитывая деньги, открывая стеклянные витрины или раскладывая ярды сверкающих теннисных браслетов и золотых цепочек на бархатных подставках в витринах тесных магазинов.
Оглядываясь вокруг, можно подумать, что всё идёт своим чередом. Но прислушайтесь, и вы услышите отголоски надвигающейся волны, которая потрясает основы экономики, основанной на драгоценных камнях, на 46-й улице и за её пределами. Она состоит из выращенных в лаборатории алмазов — искусственных камней, химически неотличимых от тех, что добываются из недр земли.
С 2015 года доля выращенных в лаборатории алмазов на рынке бриллиантов выросла с 1 процента до примерно 20 процентов . Более половины обручальных колец, купленных в прошлом году, были украшены выращенными в лаборатории камнями . Но самым шокирующим событием стало резкое падение цены за карат на искусственные камни. Десять лет назад выращенные в лаборатории бриллианты продавались со скидкой 10 процентов по сравнению с их природными аналогами. Сейчас? Это скидка в 90 процентов. Это означает, что выращенные в лаборатории бриллианты готовы перевернуть наше представление о роскоши, дефиците, красоте и ценности — по крайней мере, когда речь идет о ювелирных изделиях. Они могут предвещать апокалипсис драгоценных камней. Возможно, он уже наступил.
«Ситуация касается каждого», – отметил Рами Хомапур, занимающийся скупкой бриллиантов и золота. Опираясь на витрину ювелирного магазина Fifth Avenue Jewelers Exchange, напоминающего небольшой торговый центр драгоценных камней, Хомапур выразил мнение, что спрос на бывшие в употреблении бриллианты падает последние три десятилетия, но с появлением на рынке искусственно выращенных аналогов, ситуация «достигла дна». Если раньше бриллианты считались инвестицией, благодаря своей долговечности, транспортабельности и востребованности, то теперь их ценность вызывает вопросы. Молодое поколение больше не рассматривает ювелирные изделия как долгосрочное вложение.
«Они предпочтут автомобиль или iPad, – заявил он. – Они утратили веру в бриллианты».
Но продавцы в Алмазном квартале проявляют предприимчивость и с энтузиазмом относятся к выращенным в лаборатории камням. Большинство прилавков предлагают как натуральные, так и искусственные бриллианты, однако, по словам продавцов, большая часть продаж, в некоторых случаях до 90%, приходится на искусственные камни.
Йони Махгерефте, работающий в ювелирном магазине Benny's Jewelry, видит в этом возможность привлечь новых клиентов по более низкой цене. «Выращенные в лаборатории камни доступны каждому», – сказал он. Четырехкаратный бриллиант изумрудной огранки можно приобрести за 2500 долларов, тогда как натуральный камень обойдется в десять раз дороже.
Выращенные в лаборатории бриллианты не являются подделкой. Это настоящие бриллианты, состоящие из чистого углерода, но созданные в лабораторных условиях, а не в недрах Земли.
Производство искусственных бриллиантов стремительно растет, особенно в Китае. Дэниел Мирц отметил, что стоимость обручального кольца снизилась с 30 000 до 3 000 долларов.
Некоторые ювелиры делают акцент на натуральности бриллиантов. Мирц предположил, что через 10 лет лабораторные камни могут потерять популярность, как муассаниты в 90-х годах.