В индийской бриллиантовой отрасли, которая была на своих ежегодных каникулах в честь праздника Дивали в ноябре, дела почти замерли, что касается торговли на рынке. Покупателей тоже не было, они были полностью уверены, что отрасль закрыла магазины на время праздника. В центрах огранки производство поддерживалось на минимальных уровнях, особенно в Сурате, который сейчас медленно возвращается к нормальной жизни. Предприятия по огранке бриллиантов в Варачхе (Varachha) и Махидхарпуре (Mahidharpura) в Сурате закрыли свои предприятия более чем на две недели на Дивали с тем, чтобы возобновить работу декабре. В городе имеется свыше 4 000 производств по огранке бриллиантов.
Индийская отрасль, сильно пострадавшая от снижения активности на потребительских рынках, старается вернуться в свое нормальное состояние после каникул на праздник Дивали. Имея огромные запасы нереализованных бриллиантов в Индии, а также в представительствах за рубежом, отрасль старается подвести итоги. В условиях сокращения объема импорта алмазов, в настоящее время стало нормой закрывать предприятия по производству бриллиантов на более длительные каникулы на Дивали.
Так как действуют рыночные силы, то отрасль просто выжидает, пока в экономиках в странах-потребителях наступит улучшение и бизнес наберет обороты. Тем временем внутренний рынок дает средства к существованию для трейдеров, которые стремятся сбыть товар местным покупателям по разумно низким ценам, принимая во внимание трудную ситуацию с валютой в стране.
Индийское правительство со своей стороны делает все возможное для поддержки отрасли, которая зарабатывает много валюты для страны. Создание Специальной уведомительной зоны (SZN) для продажи алмазов алмазодобывающими компаниями, сокращение ставок чистой прибыли по Упрощенной системе расчета налоговой базы (Benign Assessment Procedure, BAP) для алмазно-бриллиантовой отрасли с 6 процентов до 2,5 процента, снижение импортной пошлины на золото с 10 до 2 процентов, на серебро с 10 до 2 процентов, для ограненных и полированных цветных драгоценных камней с 2,5 до 0 процентов, а на обработанный жемчуг с 10 до 2,5 процента, и выработка широкой политики по золоту, включающей займы на добычу золотого металла и повторное обращение - это некоторые из инициатив, предложенных для отрасли драгоценных камней и ювелирных изделий. Среднесрочные инициативы на трехлетний период касаются импорта товаров производственно-технического назначения и расходных материалов, использование возможностей электронной торговли и беспрепятственного движения ювелирных изделий по стране благодаря реформам в налогообложении (что прокладывает путь для специального налога с товаров и услуг) и предоставление благоприятных условий для финансирования с целью обеспечения резкого роста отрасли производства бриллиантов.
Отмечалось несколько оживленных дней, когда группа знаменитостей Болливуда и деловых людей чувствовали, что волнения помогут вернуть в Индию бриллиант «Кохинур», один из самых знаменитых в мире драгоценных камней. Как происходит всегда в таких случаях, волнения сошли на нет, и с тех пор об этом ничего не было слышно.
Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (Associated Chambers of Commerce and Industry of India, Assocham) приняли участие в том, чтобы убедить индийское правительство предоставить статус отрасли для сектора драгоценных камней и ювелирных изделий, и предложили стратегию, состоящую из семи целей, для прекращения непрерывного спада объемов экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий.
Индийское министерство торговли также обратилось с просьбой к министерству финансов о снижении импортной пошлины с 10 до 2 процентов. Благодаря благоприятной ситуации с предписанием о достаточности основного капитала (CAD), министерство финансов чрезвычайно заинтересовано в снижении пошлины на золото с целью оказания помощи местным производителям ювелирных изделий в получении поставок сырья по более дешевой цене.
Но показатели экспорта бриллиантовой отрасли за последние несколько месяцев удручающие, так как существует проблема сокращения или отсутствия покупателей из-за рубежа. Спад продолжался, и Индия зарегистрировала снижение объема экспорта бриллиантов в октябре 2015 года на 17,10 процентов до $ 1839 млн по сравнению с $ 2218,81 млн в октябре 2014 года согласно предварительным данным, объявленным Советом по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC) Индии. Объем импорта алмазов составил $ 1072,73 млн в октябре 2015 года по сравнению с $ 935 млн в октябре 2014 года, что на 14,61 процента выше, так как отмечалось снижение объемов производства у индийских производителей бриллиантов, что привело к ограниченным закупками алмазов.
Но ничто не остановит индийскую бриллиантовую отрасль в ее движении вперед по своим программам. Rio Tinto закончила свой показ алмазов в честь открытия Индийского центра торговли алмазами (India Diamond Trading Centre) на Индийской алмазной бирже (Bharat Diamond Bourse, BDB) в Мумбаи. Отборные алмазы с рудников Аргайл (Argyle) и Даявик (Diavik) были показаны в Мумбаи с 23 по 25 ноября перед возвращением на аукцион в Антверпен.
Кроме того, Геммологический институт Америки (Gemological Institute of America, GIA) аннулировал сертификаты на 1 042 бриллианта после того, как обнаружили, что цвет и чистота этих камней были мошенническим образом изменены. Впоследствии он опубликовал перечень клиентов, предоставивших эти камни, и их счета тоже были приостановлены.
5 ноября премьер-министр Моди (Modi) запустил три инициативы по монетизации золота, которое не используется, и сделал это частью банковской системы. У индийцев на руках золота, хранящегося в семейных шкафах и в храмах, на $800 миллиардов.
Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий принял решение запустить рекламную кампанию для бриллиантов на своих ключевых экспортных рынках бриллиантов, например, в Китае, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, которая была объявлена Правиншакаром Пандья (Praveenshakar Pandya), председателем GJEPC.
Ожидается, что маркетинговая инициатива, которая будет запущена скоро Ассоциацией производителей алмазов (Diamond Producers Association, DPA), вернет блеск сектору огранки и полировки Сурата по меньшей мере в следующем году. Ассоциация производителей алмазов, консорциум ведущих в мире алмазодобывающих компаний, должна начать глобальный маркетинговый блицкриг стоимостью $6 млн для резкого повышения объема продаж бриллиантов.
GJEPC поднимает флаг отрасли, организуя компании к участию во всех ярмарках и выставках по всему миру. Это было на выставке Jewellery Arabia 2015 с 24 по 28 ноября 2015 года в Бахрейнском международном дворце выставок и съездов. GJEPC, представленная 57 ведущими компаниями индийской отрасли драгоценных камней и ювелирных изделий, по-новому выглядела в индийском павильоне на выставке Jewellery Arabia 2015.
Когда индийское правительство 5 ноября объявило о своих Схемах монетизации золота (GMS), многие отнеслись к этому скептически, и правильно, так как работа по GMS началась вяло, а на Схему золотых облигаций (Gold Bond Scheme) реакция была очень хорошей. Так как все только в самом начале, поэтому золотая отрасль ждет, что повысится осведомленность людей, пока эти схемы будут набирать силу.
Индийские ювелирные компании охватили своей деятельностью весь мир. PC Jeweller Limited, которая является одной из крупных ювелирных компаний в Индии, недавно заключила соглашение с базирующимся в Калифорнии производителем часов Martian Watches по выпуску «умных ювелирных изделий». Она будет первой индийской компанией, производящей «умные ювелирные изделия» в Индии. Компания PNG Jewellers, индийский ювелирный бренд, была награждена WCRC (Всемирной консультационной и исследовательской корпорацией), как самый перспективный бренд в Индии в секторе ювелирных изделий и образа жизни. Несмотря на сырой период в Бангалоре из-за сильных ливней, объем продаж ювелирных изделий и часов компании Titan с середины октября увеличился на 15 – 20 процентов. Во время праздничного сезона Навратри – Дивали произошло значительное увеличение объема продаж не только золотых ювелирных изделий, но и бриллиантовых ювелирных украшений. Сейчас недавно группа KGK открыла еще одно предприятие по производству серебряных ювелирных изделий в Бангкоке под названием Trinity Creations Co. Ltd.
Как ожидалось, внутренний сектор довольно хорошо сработал во время праздничного сезона, и были достигнуты высокие объемы продаж по всей стране. Этот сектор получил прекрасные результаты во время долгожданного праздничного сезона Дивали в этом году. Отрасль достигла 15 – 20 процентов роста объема продаж ювелирных изделий по сравнению с прошлым годом. Преобладание низких цен на золото послужило прекрасным катализатором, вызвавшим резкий рост объемов продаж главным образом в западных и северных регионах, а в восточных и южных регионах наблюдался умеренный рост. Объем продаж золота на праздник Дхантерас вырос на 25 процентов по сравнению с прошлым годом.
Некоторые ювелиры в Мумбаи говорили, что, хотя продажи начались вяло, позже они пошли очень хорошо. На рынке наблюдался большой спрос на ювелирные изделия в отличие от обычной «лихорадки» в отношении слитков. У многих ритейлеров отмечался рост объемов продаж на 30 процентов по сравнению с прошлым годом, и есть надежда, что этот тренд сохранится благодаря свадебному сезону, который наступит через несколько месяцев.
Объемы продаж в южных регионах Индии были на низком уровне из-за сильных ливней, обрушившихся на регион. Кроме того, так как праздник Дивали не является основным поводом для покупки ювелирных изделий в этом регионе, то это и было видно, судя по сокращению числа покупателей в ювелирных магазинах.
В этот праздник Дивали у покупателей вырос аппетит на золото. По сравнению с прошлым годом наблюдался рост объемов продаж ювелирных изделий на 20% – 25% по всей Индии. На юге отмечалось умеренное повышение объемов продаж по сравнению с прошлым годом. Дхантерас является большим праздником на севере страны, а Акшая Трития – большой праздник на юге, служащий поводом для покупки золота.
Цены на золото в Мумбаи упали почти на 5 процентов со времени последнего Дхантерас 21 октября 2014 года. Корпорация Metals and Minerals Trading Corporation (MMTC), предприятие правительства Индии, сделала отличный бизнес на золотых и серебряных монетах, которые покупались в качестве подарков на этот Дхантерас через онлайновые магазины, как сообщают средства массовой информации. В этот праздничный сезон основные магазины, например, Amazon, Snapdeal и Flipkart, предложили покупателям золота новую широкую рекламу товаров на своих платформах. Некоторые магазины сообщали, что число покупателей выросло в пять раз во время Дхантерас, и отмечался рост поступлений почти в 8 раз, что говорит о покупке людьми дорогостоящих ювелирных изделий. Есть также свидетельства тому, что бόльшая часть объемов продаж обеспечивается существующей базой покупателей на рынке.
Потребительский интерес к бриллиантам набирает силу по всей Индии. И в отличие от прошлого года, наблюдался рост объема продаж бриллиантовых ювелирных изделий в это праздник Дивали, согласно данным ведущих ювелирных ритейлеров. По мнению трейдеров, для бриллиантов в этом году был довольно хороший год. Так как розничная торговля ювелирными изделиями была успешной вовремя Дхантерас и Дивали, то индийская бриллиантовая отрасль работает сверхурочно для того, чтобы удовлетворить спрос после Дивали, который всегда является лучшим временем для объемов продаж в Индии.
Аруна Гаитонде, шеф-редактор Азиатского бюро Rough&Polished