Автор: Рашель Тейлор (Rachael Taylor)
Когда покупаете драгоценности, вам редко продадут бриллиант круглой огранки. Вместо этого вы купите камень круглой огранки под названием «бриллиант» - дополнительное определение относится к огранке, изобретенной в 1919 году Марселем Толковски (Marcel Tolkowsky), который изменил игру света в бриллиантах и способ их продажи. Но век спустя мы наблюдаем появление поколения новых огранок.
Современная круглая огранка «бриллиант» Толковски стала революционной. В ней используются 58 граней для достижения максимально полного отражения света, и она обеспечивает блеск и сверкание камня - порождая игру цветов радуги и ледяное мерцание, – чего нет у старых огранок. К середине века большинство новых бриллиантовых ювелирных изделий перешло к этому стилю создания граней, согласно данным Геммологического института Америки (Gemological Institute of America).
Круглая огранка «бриллиант» оставалась по существу непревзойдённый до начала этого века, когда ценовые войны, начавшиеся с появлением диамантеров, торгующих только по интернету и предлагающих минимальные цены, вызвали появление инноваций. Ювелиры из сегмента розничной торговли в магазинах, имеющие высокие накладные расходы, не смогли конкурировать по ценам, исходя лишь из веса в каратах, чистоты и цвета, и поэтому производители бриллиантов решили добавить последнюю характеристику из 4С - огранку. Они изобрели брендированные камни премиум-класса, которые блистали ярче за счет дополнительных граней.
«Новое тысячелетие принесло много фирменных огранок бриллиантов», - вспоминает Уилли Гамильтон (Willie Hamilton), главный исполнительный директор Company of Master Jewellers - сети самостоятельных ювелирных ритейлеров. Одной из причин такого обилия, по мнению одного руководителя отрасли, было желание отметить новое тысячелетие долговечностью, которую олицетворяет собой бриллиант.
Организация г-на Гамильтона присоединилась к тренду, создав Mastercut, бренд ювелирных изделий исключительно для группы, которая заявляет, что придает бриллиантам способность сверкать на 30 процентов ярче за счет увеличения числа граней в огранке «бриллиант» до 89. «Средние расходы на бриллиантовое обручальное кольцо в Великобритании все еще ниже £1 500, это означает, что производители бриллиантов постоянно жалуются на падение прибылей, - говорит он. – Когда происходит такое снижение, производители бриллиантов вынуждены начинать искать пути увеличения добавленной стоимости, а не пытаться сократить расходы… Это можно сделать за счет особых огранок и брендированных бриллиантов, но на это требуются значительные инвестиции».
Многие из брендов, предлагающие модифицированные круглые огранки «бриллиант», с тех пор исчезли из сегмента реального рынка, порождая вопрос, не было ли это просто рекламным ходом. «На мой взгляд, одни только дополнительные грани – это маркетинговый трюк, и к нему нужно относиться с подозрением, - говорит Эндрю Коксон (Andrew Coxon), президент Института алмазов компании De Beers (De Beers Institute of Diamonds). – Правда заключается в том, что дополнительные грани сами по себе не гарантируют дополнительной игры света в камне. Более важное значение имеет правильность расположения каждой грани. То, что большие грани делают меньше, разделяя их и увеличивая их число, часто приводит к уменьшению сверкания бриллианта, а не к его усилению».
De Beers Diamond Jewellers, подразделение розничной торговли алмазодобывающей корпорации, которая была создана в виде совместного предприятия с LVMH, предложила запатентованную огранку, когда начала свою работу в 2001 году - восьмигранный квадратный бриллиант, но концепция не смогла войти в моду, и г-н Коксон по этому поводу говорит: «Наш опыт показывает, что покупатели могут с удовольствием смотреть на новые огранки, но они обычно покупают камни с прекрасно выстроенными классическими огранками, которые сильнее сверкают под любым углом и при любом освещении».
Другие огранки нового тысячелетия выдержали испытание временем. Как и De Beers, Tiffany & Co и Garrard предпочли разработать к 2000 году специальные фантазийные огранки (фантазийная огранка – это та, что отличается от круглой огранки «бриллиант»), а не просто модифицировать круглые огранки. Квадратная огранка Lucida, у которой есть торговая марка компании Tiffany, была запущена в 1999 году и до сих пор является краеугольным камнем в рамках ее предложения свадебных колец, как и огранка Eternal компании Garrard. Это ограночный шаблон с 81 гранью для большей игры света, который был разработан Габи Толковски (Gabi Tolkowsky), внучатым племянником Марселя Толковски и может быть применен в ряде огранок, таких, например, как «маркиз» или «сердечко», а также в круглых формах огранки.
Последние инновации сосредоточены как раз на фантазийных огранках, но это более дорогостоящее занятие, чем внесение небольших изменений в современную круглую огранку «бриллиант». «Было сложно, - признает Джонатан Кендалл (Jonathan Kendall), директор по глобальному производству компании Forevermark, бренда розничной торговли компании De Beers, которая в этом году запустила коллекцию бриллиантов модифицированных фантазийных огранок Black Label. – Мы вложили огромные ресурсы в разработку этих огранок. У нас 60 или 70 ученых в Мейденхеде работают над алмазными проектами – очень мало людей в отрасли имеют такую возможность».
Хотя процесс разработки коллекции Black Label требует участия ученых, это не означает, что результат будет связан с количеством граней или процентами дополнительной игры света в бриллиантах. «Многие рассуждают о показателях света, графиках и средствах измерения, но реальность такова, что потребители хотят иметь визуально самый красивый бриллиант», - говорит г-н Кендалл.
Коллекция Black Label в настоящее время насчитывает пять форм огранки – «кушон», «сердечко», «квадрат», «овал» и «круг», причем г-н Кендалл намекает, что могут быть еще. Хотя цены на бриллианты фантазийной огранки из коллекции Black Label на 30 процентов выше, чем на бриллианты ее стандартных фантазийных огранок - отчасти из-за увеличения количества камня, уходящего в отходы, - мягкие запуски их в продажу в этом году хорошо были встречены в Соединенных Штатах, Японии, Китае и Великобритании. Самой популярной стала «овальная» огранка, первая партия которой была продана за четыре месяца с момента запуска, и ритейлеры ожидают новых стоков. «Я на самом деле не удивлен, - говорит г-н Кендалл. – Отрасль отчаянно нуждается в инновациях как в дизайне ювелирных изделий, так и в огранках бриллиантов».
Все-таки для некоторых ювелиров – и их покупателей – вопрос соответствия цены и качества отходит на второй план перед красотой. Нирав Моди (Nirav Modi), открывший магазин на Бонд Стрит в этом году, разработал свою запатентованную огранку. «Я думаю, она вызовет большой интерес, - говорит основатель и креативный директор Нирав Моди. – Когда вы можете предложить что-то новое, что-то отличное, то клиентов это интересует».
Хотя его огранки «Жасмин» («Jasmine») и «Фиалка моголов» («Mughal»), навеянные цветочной темой, являются самым популярными, г-н Моди больше всего гордится своей огранкой «Бесконечное» («Endless»), в которой бриллианты так «изогнуты», что их ряд может огибать палец, создавая непрерывное бриллиантовое кольцо без видимой металлической оправы. «Ее невероятно трудно делать – не бывает алмазов такой формы, поэтому выход бриллиантов очень низкий, 85 процентов алмаза уходит в отходы», - говорит г-н Моди, который вынашивал мечту о такой огранке в течение 20 лет. И, конечно, созданное ради любимого дела творение - первое «бесконечное» кольцо - стало подарком для жены г-на Моди.
Бросят ли какие-то из этих огранок 21-го века вызов превосходству современной круглой огранки «бриллиант» или нет, покажет будущее, но они поддерживают искусство огранщика драгоценных камней на высшей грани совершенства.