XIX век ознаменовался промышленной революцией, коренным образом изменившей облик ювелирного дела. На смену штучному производству пришло массовое, удешевившее изделия и сделавшее их более доступными для растущего среднего класса.
Именно в начале XIX века, около 1800 года, получили распространение крапановая и паве закрепки. Крапановая закрепка, часто используемая для акцентирования центрального камня, предполагает фиксацию драгоценного камня в оправе посредством крапанов – металлических стоек, загнутых над камнем и сформированных в декоративные элементы, зачастую в виде шариков. При этом, если смотреть на украшение сверху, видна лишь верхушка крапанов, что позволяет максимально продемонстрировать красоту камня. Крапановая закрепка, эволюционировавшая из глухой ободковой закрепки, приобрела особую популярность благодаря Чарльзу Льюису Тиффани, который в 1886 году представил миру кольцо с бриллиантом, "парящим" над ободком посредством шести крапанов, ставшее впоследствии классикой ювелирного дизайна [источник: Tiffany & Co. archives].
Крапановая закрепка Тиффани
кольцо с крапановой закрепкой
Закрепка "паве" (от фр. "pavé" – мостовая) получила своё название благодаря визуальному сходству множества мелких бриллиантов, плотно расположенных друг к другу, с мостовой. В данном типе закрепки небольшие бриллианты фиксируются миниатюрными крапанами, выполненными непосредственно из металла оправы, что создает эффект сплошного бриллиантового покрытия, где металл практически незаметен.
пример закрепки паве
В 1802 году итальянский химик Луиджи Валентино Бругнателли (Luigi Valentino Brugnatelli) совершил прорыв в области гальванотехники, открыв электролизную ванну, что впоследствии нашло широкое применение в ювелирном деле.
Лаборатория, в которой Луиджи Гальвани проводил свои опыты. Слева на столе — электрофорная машина. Иллюстрация: Wikimedia Commons / PD
Освоение обработки платины стало возможным лишь в XIX веке, благодаря изобретению кислородно-водородной горелки, обеспечивающей необходимые для плавления платины высокие температуры.
В 1819 году лионские промышленники Майе (Maillot) и Шорье (Chorier) представили мельхиор – сплав меди, цинка и никеля, имитирующий серебро. Благодаря своей ковкости, простоте полировки, устойчивости к коррозии и относительно невысокой стоимости, мельхиор быстро завоевал популярность в качестве заменителя серебра.
Брошь Repoussé с розовым топазом и хризобериллом в георгианском стиле с мотивами Cuir Roulé.
Эдуард Маршан в 1835 году создал "Cuirs Roulés" ("свёрнутая кожа") – миниатюрные золотые свитки, имитирующие рулоны кожи, предназначенные для украшения оправ камей. Термин "cuir roulé" (от французского "cuir" – кожа и "roulé" – свёрнутый) обозначает декоративные элементы в форме волют, использовавшиеся в ювелирном деле начиная с 1835 года. Происхождение этих завитков восходит к архитектуре ионического ордера Древней Греции и было возрождено в ювелирном искусстве около 1835 года парижским ювелиром Эдуардом Маршаном [источник: Henri Vever, "La Bijouterie Française au XIXe Siècle"].
Пример вышивки золотом: Слева: часы «Piaget», вышитые Сильви Дешам © Le Bégonia d'or / Справа: фрагмент розы, выполненной Матильдой Легран © Mathilde Legrand
Также в XIX веке была заново «изобретена» каннетиль – тонкая металлическая нить, используемая для создания ажурных узоров в ювелирных изделиях. Каннетиль — близкий родственник филигранной работы. Обычно она представляет собой тонкую золотую проволоку или тонко кованые листы. Простые филигранные узоры, появившиеся в мире моды и ювелирных изделий около 1820 года, в течение следующего десятилетия трансформировались в каннетиль. В 1820-х и 1830-х годах работы в технике каннетиль можно было встретить практически во всех европейских странах.
Брошь начала XIX века, выполненная в технике канитель, с овальным цитрином смешанной огранки в фольгированной оправе с закрытой задней частью, в обрамлении из завитков и канителью. 1835 г.
С одной стороны, расцвет каннетильских украшений объясняется «золотой бедностью» начала XIX века. После Наполеоновских войн драгоценные металлы стали крайне редкими на европейском континенте. В начале XIX века экономика была парализована, и даже высшие классы с трудом пережили депрессию. Тем не менее, роскошные ювелирные изделия были в моде. Украшения с каннетилью могли быть очень большими, но для их изготовления использовалось лишь небольшое количество золота. Хотя их изготовление, как правило, было довольно трудоёмким (ювелиры изготавливали сложную проволочную арматуру полностью вручную), эти украшения оставались доступными по цене благодаря низкой стоимости рабочей силы.
Золотой крест с розовыми топазами и хризобериллами, ок. 1830 г.
Расцвет траурных украшений. Смерть мужа английской королевы Виктории, принца- консорта Альберта в 1861 году привела к распространению траурных украшений, в частности, из гагата, символизирующих скорбь и память об ушедших. Однако, в 1884 году чёрное стекло стало альтернативой гагату, а впоследствии ему на смену пришли черное дубовое дерево и черная эмаль, предложившие более доступные и разнообразные варианты траурной бижутерии.