Кольца из ниеллия от Atelier Allure Томаса Хаузера. (Atelier Allure)
Покопайтесь в шкатулках с драгоценностями прошлых поколений, и вы найдете вручную ограненные добытые драгоценные камни в золотой оправе, нити натурального жемчуга и, возможно, вырезанную вручную камею или микромозаичную брошь. Однако сегодняшние реликвии, скорее всего, будут включать лазерно ограненные камни в 3D-печатных структурах, богато окрашенный титан и искусственные драгоценные камни в современных сплавах. В отрасли, где экспертиза может приносить исключительную ценность, технологии открывают новые способы мастерства.
Искусство печати
Прямая металлическая печать теперь является устоявшейся ювелирной техникой. Форма аддитивного производства (AM) — при которой 3D-принтер создает готовое изделие послойно, а не вырезает его из более крупного куска материала — этот метод использует порошкообразную версию металла и расплавляет ее лазером для формирования твердой структуры. AM в настоящее время имеет цену на 20–30 % выше, чем традиционные методы производства, и требует передовых знаний.
В то время как бренды класса люкс порой не слишком открыто говорят об использовании прямой металлической печати, независимый ювелирный дом Boltenstern сделал эту технологию частью своей ДНК и добился успеха у потребителей.
«Ювелирные изделия, напечатанные на 3D-принтере, — это растущий сегмент», — говорит Мари Больтенштерн, которая в 2015 году возглавила семейный бизнес в Вене. Архитектор по образованию, она использовала свои навыки для создания алгоритмов печати для бренда, основывая их на геометрии, вдохновленной природой.
«Как и в природе, цель состоит в том, чтобы создавать творения, которые уникальны по форме или поведению», — объясняет она. «3D-модели очень точны. Распространенное заблуждение заключается в том, что технологии могут сделать существующие проекты дешевле или быстрее, но на самом деле неинтересно производить то, что уже можно сделать вручную. Технология печати требует особого набора навыков».
Линия Fabnora на основе полиамида от Boltenstern получила награду «Модные украшения года» на выставке Inhorgenta 2023, а свою коллекцию ювелирных украшений Embrace компания печатает вокруг самих камней, заключая каждый драгоценный камень в паутину из золота, чтобы производить украшения, которые выходят полностью собранными. После более чем десятилетнего тесного сотрудничества с разработчиками принтеров компания Boltenstern недавно доказала масштабируемость своего продукта, поставив 6000 изделий ритейлеру в Гонконге.
Оборудование на заводе Vrai для выращенных в лаборатории алмазов. (Vrai)
Платина плюс
Шотландско-американский дизайнер Мейв Джиллис недавно выпустила коллекцию, напечатанную на 3D-принтере, которая сочетает платину и титан. Напечатанная металлургической компанией Progold при поддержке Platinum Guild International (PGI), коллекция Tùsaire из 30 предметов призвана продемонстрировать возможности дизайна этой техники.
«Мы хотели протестировать 3D-печать платины в надежде ускорить применение этой технологии в ювелирных изделиях», — говорит Тай Вонг, глобальный директор по инновациям PGI. Технология также помогла в установке камней в главном изделии — ожерелье с торсионом, центрирующим кварц Ренфрушир. Ювелир предварительно отсканировал камень, чтобы напечатать ожерелье по размеру.
Мейв Джиллис. Напечатанный на 3D-принтере платино-титановое ожерелье с кварцем Ренфрушира. (Мейв Джиллис)
Изделия в коллекции чтят корни Джиллиса: кельтские узоры выполнены чередованием полированных и неполированных слоев платины. Сложные полые формы, текстурные контрасты и взаимосвязанные структуры создали идеальную игровую площадку для дизайнера, который любит смешивать прошлое и будущее. «Печать непосредственно на драгоценном металле — это ворота в захватывающий новый мир возможностей», — с энтузиазмом говорит Джиллис.
Быстрое прототипирование, сокращение отходов и возможность создания более сложных конструкций — вот некоторые из преимуществ AM. NanoParticle Jetting (NPJ) — запатентованный метод от компании AM XJet — позволяет создавать гораздо более тонкие печатные слои, что позволяет создавать конструкции с высоким разрешением и новые эффекты с металлическими смесями.
Председатель Progold Дамиано Зито считает, что NPJ «имеет потенциал произвести революцию в производстве ювелирных изделий высокого качества, предлагая новые творческие возможности для дизайнеров, обеспечивая при этом устойчивость и экономическую эффективность». Предлагая своим клиентам поддержку в принятии NPJ, он надеется сделать его «стандартным методом производства, а не просто экспериментальным процессом».
Коллекция Cindy Chao 20th Anniversary Брошь в виде листа (Cindy Chao)
Сплавы
Наряду с относительно новыми для ювелирного дела металлами, такими как гибкий алюминий и сверхлегкий титан, все большую популярность приобретают изготовленные на заказ сплавы, поскольку цены на золото стремительно растут.
PGI также стоит за Inoveo, платиновым сплавом, который она разработала совместно с новатором в области металлов Alloyed. С ростом спроса на платину целью было создать версию, с которой было бы легче работать. Смесь Inoveo на 40% тверже и в четыре раза менее пористая, чем стандартные платиновые сплавы, с более низкой температурой плавления и более высокой текучестью — сочетание, которое дает белому золоту возможность побороться за свои деньги на испытательном стенде.
Еще одно недавнее достижение в металлургии принадлежит австрийскому ювелиру Томасу Хаузеру, который создал ниеллий — насыщенный черный неокисляющийся сплав платины, палладия и серебра (верхнее фото).
Серьги из полиамидной линейки Fabnora от Boltenstern. (Boltenstern)
Развитие в новых направлениях
Искусственные драгоценные камни также никуда не денутся, и производители теперь могут выращивать их достаточно большого размера, чтобы изготовить целое бриллиантовое украшение из одного камня — как, например, кольцо с цельным бриллиантом, оцененное Геммологическим институтом Америки (GIA) в 2023 году, или подвеска Solitaire Cross компании Vrai, выращенная в лаборатории.
Ювелир и ученый Софи Бунс считает, что отрасль еще не в полной мере использует эту технологию. Она провела обширные исследования выращенных в лаборатории кристаллов, которые, по ее мнению, «недооценены». Визит к промышленному производителю кристаллов «подчеркнул творческий потенциал этих материалов и отсутствие инноваций в ювелирной промышленности», вспоминает она. С помощью исследовательской стипендии Совета по ремеслам Великобритании она работала с производителями кристаллов над разработкой инноваций, таких как фосфоресцирующие образцы, и исследовала способы повторного использования отходов кристаллов.
В прошлом году она попала в заголовки как первый человек, вырастивший рубин внутри платиновой оправы кольца, используя отходы рубина в качестве затравки. «Выращивание драгоценных камней in situ переосмысливает процесс оправы, соответствуя биодизайну», — объясняет она. «[Во время процесса] появляются естественные грани, и хотя возможна огранка после выращивания, я предпочитаю отдавать должное [естественным]».
Бунс призывает к изменению терминологии, связанной с выращенными в лаборатории камнями, «чтобы идти в ногу со временем» и далее выделять эту категорию в отдельный сегмент рынка. «Я называю эти драгоценные камни «неодрагоценными камнями», — говорит она.
Она также считает, что генеративный искусственный интеллект (ИИ) скоро станет ключевым элементом автоматизированного проектирования (САПР). Такие программы, как Dzine.ai и Meshy.ai, могут генерировать проекты из текстовых или визуальных подсказок и полезны для мозгового штурма. Между тем, некоторые бренды рассматривают возможность оцифровки своих архивов для создания библиотеки ИИ, которая могла бы вдохновлять будущие проекты.
ИИ действительно вызывает опасения по поводу прозрачности, интеллектуальной собственности и однородности дизайна. «Обязанность образовательных учреждений и пользователей — подвергать сомнению этику, влияние и потенциальные приложения ИИ… чтобы гарантировать, что он улучшает наш контекст», — предупреждает Бунс.
Инженерные подвиги
В идеале, достижения в области технологий могут освободить мастеров для большего количества человеческих инноваций.
Автоматизировав простое изготовление и закрепку золота, ювелир-художник Синди Чао смогла освободить время своей команды для исследования новых материалов, таких как ценное дерево и бычий рог. Интеграция органических материалов с золотом и титаном — сложный процесс, и для своей броши Foliage из коллекции 20th Anniversary она обратилась к традиционным архитектурным системам «паз-шип» для бесшовных соединений, которые создают изгиб, повторяющий естественную форму листа.
Одно из самых впечатляющих недавних применений технологий произошло на Вандомской площади в Париже. Вдохновленная воспоминаниями о своем детстве у океана, креативный директор Boucheron Клэр Шуан использовала 5D-наноструктурирование для гравировки индивидуального аудио на стекле для специального выпуска кольца Quatre этого дома, превратив его в сосуд для эмоций (см. ниже).
«Я хотела запечатлеть память на миллиарды лет», — говорит она. «Это украшение доказывает, что мы еще не достигли границ ювелирного искусства, и мы продолжим их расширять, чтобы в полной мере выразить силу нашего творческого видения».
Звуковой дизайн: кольцо памяти Quatre 5D
Чтобы запечатлеть звук океана для своего кольца Quatre 5D Memory, Boucheron сотрудничал с Французским институтом исследований и координации в области акустики/музыки (IRCAM). Получив аудио, ювелир использовал сверхбыструю технологию наноструктурирования, чтобы встроить его в кольцо.
Эта технология, известная как 5D, кодирует информацию в типе стекла, состоящего из двулучепреломляющих микроскопических структур. Проще говоря, это означает, что можно гравировать текст, изображения, видео и звук в — а не на — стекле в двоичном коде с помощью оптического импульсного лазера. Boucheron использовал скульптурное кварцевое стекло Glassomer для создания кольца 5D Memory, поместив звукозапись в один из квадратов Clou de Paris в его многоярусном дизайне Quatre, который представляет собой стеклянные полосы вокруг центральной полосы из бриллиантов.
Кольцо Boucheron Quatre 5D Memory из 18-каратного белого золота, бриллиантов и кварцевого стекла Glassomer. (Boucheron)
Кольцо может содержать до 100 мегабайт данных, которые микроскоп с поляризованным светом может считывать и преобразовывать обратно в исходный формат, что делает его по-настоящему высокотехнологичной реликвией.