Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ожившие драгоценности

31 мая 2015
Редакция

Ожившие драгоценности

Российской ювелирный рынок, как ограненный алмаз, уже много лет сверкает гранями своей продукции на богатых прилавках своих магазинов. Поражает разнообразие форм, дизайна, стилей украшений. Чтобы привлечь внимание покупателя, модельеры разрабатывают модели с применением новых материалов, новых технологий.

Автор: Дмитрий Захаров

Не последнее место под солнцем занимают изделия, где их составные элементы получили некоторую степень подвижности. На серьгах, на колье или брошах, играют, переливаются подвешенные на колечках камни, скользят в кольцах зажатые меж двух стекол золотые пуговки с вкрапленными в них бриллиантинами, качаются на продетой в них проволоке кастики...

Подобные "ожившие" украшения привлекают внимание покупателя и, как мне кажется, намного конкурентоспособнее остальных.

Если с такими изделиями, как серьги, подвески, броши, имеющими естественное вертикальное положение, более-менее все просто и вопрос об их подвижности уже давно решен, то с кольцами, т.е. с украшениями, что имеют естественное горизонтальное положение, дело обстоит иначе.

Дело в том, что все ранее применяемые виды подвижности имеют ряд недостатков, к ним относится запрет на нагрев в случае с пружинным креплением, скоротечный поверхностный износ в случае с проволочным подвесным шарниром, невысокий зрительный эффект и низкие потребительские свойства - со скользящими элементами. Вопрос о технологичности подобных изделий тоже довольно спорный!...

По-моему, мне удалось открыть новую страничку в развитии потребительского рынка и вдохнуть свежую струю в жизнь ювелирных украшений.

Принцип моего изобретения состоит в следующем.

Представьте себе усеченную сферу с вкрепленным в нее декоративным элементом ( ДЭ), - пусть это будет каст с камнем.

См. рис. 1.:

Поместим эту полусферу на жесткую ровную площадку-подложку. При внешнем возмущении, то есть от толчка, эта конструкция получает свободные колебательные движения...

Расположим эту конструкцию в кольце. Из-за непроизвольного подрагивания пальцев человека наш ДЭ, перекатываясь на подложке, как бы вибрирует, исполняя свой замысловатый танец, чем вызывает изумительный зрительный эффект! Стоит обратить внимание на вид трения присутствующий в этой форме подвижности - трение качения, - самый минимальный вид трения в природе! Такая конструкция, такой принцип подвижности характеризуется высокой чувствительностью и продолжительными незатухающими колебаниями.

Мы в силах регулировать амплитуду и частоту колебаний ДЭ, для чего достаточно изменить кривизну полусферы и координаты его центра тяжести.

От выпадения ДЭ из кольца, в модели задается заведомо больший диаметр полусферы, чем диаметр отверстия в крышке каста.

Мною было обнаружено, что подобную подвижность можно придать практически любому элементу, независимо от его размеров. Так, изготавливалась модель с подвижными камнями диаметром не более 1.5 мм. Уверен, при достаточной точности и аккуратности исполнения возможно "оживить" и более мелкие камни.

Если не останавливаться на достигнутом и рассматривать полусферу как математическую модель и перейти к ее частным случаям, то здесь открываются новые горизонты ее применения.

Выделим из полусферы плоский сегмент и, воспользовавшись им как опорой, наделим конструкцию только одним вектором перемещения. См. рис. 2.:

Такие конструкции удобно применять в тех случаях, где нужно подчеркнуть геометрию их колебаний.

На рисунке я изобразил некоторые возможные элементы, объединённые одним принципом подвижности, но различные по форме. Их вполне можно использовать в разработках новых декоративных подвижных орнаментов на горизонтальных плоскостях. Решения технического плана по проблеме их крепления в украшениях я предоставляю самим разработчикам.

Хочу осветить еще один аспект, помогающий существенно расширить возможности моей конструкции. При усечении полусферы с одной или нескольких сторон, удается сократить расстояние между двумя ДЭ до минимума. Усечение полусферы существенно не влияет на вибрационные характеристики всего декоративного элемента (ДЭ) и позволяет закрепить от 9 до 12 "плавающих" камней в перстне.

Стоит обратить внимание на тот факт, что крепление камней в каст вызывает некоторую неловкость, деликатную такую проблему - ведь пайка с камнем всегда была проблемной операцией, а при закрепке в уже собранное изделие не всегда удается зафиксировать "плавающий" декоративный элемент! Поэтому надо очень скрупулёзно продумывать саму конструкцию модели и технологию её сборки.

Позже у меня появилась еще одна проблема.

Большинство клиентов хотели бы видеть на себе не только кольцо, но и в гарнитуре с ним серьги, брошь... Как использовать накопленные данные с предыдущего проекта в решении поставленной задачи - сконструировать декоративный элемент так, чтобы он свободно вибрировал и на вертикальной и на горизонтальной плоскости?!

И эта задача оказалась разрешимой. Я просто подвесил уже готовый каст-полусферу и снабдил серьгу вертикальной площадкой-подложкой. В строго вертикальном положении декоративный элемент (каст-полусфера) свободно вибрирует на шарнире. В случае наклона серьги в сторону подложки, каст опирается своей полусферой на вертикальную площадку и не теряет возможность к колебательным движениям. Это позволяет существенно расширить область применения данного новшества.

Остается добавить, что я ознакомил читателя только с основами принципа заложенного мной в конструкцию подвижных элементов. Художественная часть моделирования и декоративные формы украшений придется осуществлять самим разработчикам, опираясь на свой вкус и художественное мышление.

Думаю, что применение такого принципа подвижности не может быть ограничена только в одной ювелирной промышленности, внедрение подобных "плавающих" элементов может быть полезно и в рекламном бизнесе, и в развлекательной индустрии.

Опубоиковано в журнале "Русский Ювелир" "6_2008

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом