Сложившаяся непростая экономическая ситуация заставляет любого покупателя тратить деньги весьма осмотрительно. Это относится и к приобретению ювелирных изделий, особенно если там присутствуют ограненные камни.
Все производители столкнулись с одной и той же проблемой. С одной стороны, натуральные камни ювелирного качества, как драгоценные, так и полудрагоценные, неуклонно растут в цене ввиду усилившейся инфляции и сокращения их добычи. С другой стороны, покупатель сейчас не готов на траты, которые он мог себе позволить до кризиса, он «требует» снижения цен. Такая тенденция неизбежно заставляет ювелирные компании обратить внимание на более дешевые заменители природных камней. То есть, мы говорим сейчас о синтетике. Нам никуда не уйти от этого, не популярного до недавнего времени, термина. Касательно ювелирных камней, существуют следующие синонимы этого слова: искусственный, воссозданный, прессованный, гидротермальный (ГТ), выращенный и т.д. Как ни назови, суть остается неизменной – исходное сырье изготовлено человеком. Здесь главное не то, как этот материал называется, а какие у него имеются потребительские свойства; насколько точно такой камень копирует природный аналог и сколько он при этом стоит.
Давайте посмотрим, какие варианты синтетики представлены сейчас на рынке.
Стекло. К плюсам можно отнести широкую цветовую гамму и невысокую стоимость. Все остальное – минусы:
— Очень маленькая твердость (5-6 по шкале твердости Мооса). В обычных бытовых условиях это приводит к быстрому «износу» огранки из стекла: царапинам, округлению углов, потере полировки, а значит, блеска и т.д.
— Плохие оптические показатели: очень низкий коэффициент преломления и плохая дисперсия. Существует даже такой термин как «стеклянный блеск», который характеризуется слабой интенсивностью. При этом, как мы отмечали выше, со временем из-за износа полировки камня, происходит дополнительное ухудшение его «игры».
— Наличие внутренних дефектов, например, пузырей и свилей (оптическая неоднородность в виде эффекта «горячих волн»).
— Невозможность использовать технологию «литье с камнем», поскольку материал не выдерживает высоких температур.
Вывод: стекло никак не может быть хорошей(!) имитацией натуральных камней.
В этой связи, проанализируем резкий всплеск потребления стеклянной огранки производителями серебряных изделий.
Понятна мотивация таких фабрик. Себестоимость «стекляшек» низкая, а покупатели, ориентируясь на предлагаемые названия на ярлыках типа – кварц, топаз и т.д., купят изделие польстившись на приемлемую цену. Такая «бизнес-идея», помимо криминальной составляющей (существует вероятность обращения в суд ввиду обмана покупателя), содержит также и большие репутационные риски. Через какое-то время, человек, купивший подобный ювелирный «шедевр», непременно поймет, что деньги потрачены зря. Ограненное стекло поцарапалось, грани скруглились, блеск (если он был) пропал. Ювелирное изделие перестало отвечать главному требованию – быть красивым. В следующий раз, разочарованный покупатель вряд ли вернется к такому производителю.
Поэтому вариант огранки из стекла не может быть приемлем для серьезных ювелирных компаний, заботящихся о своем имидже.
Фианит.Самый популярный материал, т.к. имеет высокие оптические показатели, хорошую твердость, приемлемую гамму цветов, относительно недорог.
Впрочем, за последние годы CZ успел всем надоесть, или даже «приелся».
Популярной является, лишь, «обсыпка» из мелкого бесцветного фианита, как имитация бриллиантов. Если говорить о хорошем копировании цветных натуральных камней, то очень редко в природе встречаются варианты с такими высокими оптическими характеристиками как у бриллианта, и, соответственно, фианита. Неестественный блеск, приводящий к искажению восприятия цвета камня, европейцы назвали «наглым». Сейчас фианит считается признаком дурного тона и отталкивает все большее количество покупателей. Украшения с таким материалом сравнивают с «одноразовой» стеклянной бижутерией. И, наконец, из-за высокой плотности фианита(6 г/см3), камни крупных размеров имеют большой вес, что создает проблемы с использованием такой огранки, например, в серьгах.
Корунд. Цветовой диапазон ограничен 6-8 вариантами. Материал популярен в основном как имитация рубина и синего сапфира. Все варианты, кроме рубина, достаточно дороги. Корунд имеет очень высокую твердость, поэтому есть сложности с его обработкой. Ввиду того, что такие кристаллы ограничены в поперечнике (для синего цвета толщина полубули не превышает 9 мм) и часто имеют неоднородную окраску, производитель сталкивается с проблемой получения качественной огранки, особенно крупных размеров.
Шпинель. Все аспекты, относящиеся к корундам, касаются и этого материала. В основном используются голубые кристаллы.
Кварц. Цветовая гамма насчитывает 6 разновидностей. Интересен в качестве имитаций натуральных аметистов, цитринов, дымчатых и зеленых кварцев. Синтетическое сырье относительно недорогое, однако имеются сложности с его полировкой, что сказывается на стоимости ограненных камней. Кроме того, существует проблема с воспроизведением цвета от партии к партии (слабая повторяемость оттенков). Кристаллы кварца нельзя нагревать, поэтому производитель украшений может использовать только ручную закрепку камней, что, естественно, удорожает изделие.
Гидротермальный изумруд, Александрит Чохральского, муассанит и т.д. Это группа дорогих синтетических кристаллов. Они хорошо имитируют свои натуральные прототипы. Однако и ограниченность цветовой палитры высокая цена не позволяет им найти широкое применение.
Из приведенного обзора следует, что при всём разнообразии предложений остаётся необходимость в более «оптимальном» сырье.
Сформулируем требования производителя ювелирных украшений к синтетическому сырью, учитывая сказанное в начале статьи:
- точное попадание в цвет натурального аналога.
- широкая цветовая гамма.
- хорошие оптические показатели (блеск), как у натурального аналога.
- наличие оптимальной твердости (7 по шкале Моосу), т.е. материал должен быть не очень мягким и не очень твердым.
- возможность нагрева свыше 500̊ С (т.е. примененные технологии «литье с камнями»).
- стабильность окраски в куске и от партии к партии.
- возможность изготавливать камни средних, больших и очень больших размеров.
- оптимальная плотность, как у большинства натуральных камней.
- демократичная цена.
До недавних пор не существовало материала, который бы полностью удовлетворял указанным условиям. В данной статье мы рассмотрим относительно новый синтетический материал «НАНОСИТАЛ». Это наша собственная разработка, которая всецело отвечает требованиям современного рынка и приведенным выше параметрам.
НАНОСИТАЛ - это оптически прозрачный поликристаллический материал. Входит в группу стеклокерамических материалов, которые известны более 50 лет и имеют широкий диапазон составов и сфер применения.
Наши специалисты адаптировали имеющуюся технологию в целях получения именно оптимального ювелирного материала. В результате был создан многокомпонентный высокотемпературный состав на базе двух основных оксидов: SiO2 и Al2O3. Хорошо известно, что такие оксиды являются главными компонентами большинства натуральных ювелирных камней.
Другие составляющие НАНОСИТАЛа подбираются таким образом, чтобы максимально приблизиться к требуемым оптическим характеристикам, а также плотности и твердости. Наша технология позволяет варьировать компоненты состава в достаточно широком диапазоне, каждый раз добиваясь идеального соответствия НАНОСИТАЛаего натуральному аналогу.
Рынок ювелирных камней как никакой другой связан с понятием «красивый». Это во многом субъективный критерий, который в нашем случае объединяет в себе цвет, блеск и прозрачность.
Создавая НАНОСИТАЛ, мы старались получить именно красивый камень, при взгляде на который любой даже искушенный потребитель оценит его по достоинству.
Высокие потребительские свойства НАНОСИТАЛадостигаются как за счет использования собственных разработок, так и за счет передовых достижений в области материалов.
НАНОСИТАЛ синтезируется при Т=1700̊ С. В таблице приводятся его основные свойства в сравнении с широко известными материалами. Очевидно, что по многим показателям НАНОСИТАЛ близок к топазу. Прозрачность и широкая гамма цветов приводят к тому, что данное сырье может имитировать практически все цветные природные камни от топазов и гранатов до изумрудов и сапфиров.
Сейчас на рынке встречаются попытки продать продукт, похожий на НАНОСИТАЛ. При этом зачастую предлагается обычное мягкоекитайское стекло. Но, даже если это действительно оказывается стеклокерамика, то ее свойства остаются далеки от НАНОСИТАЛа: нет яркости и блеска, присутствует мутность внутри камней (см. фото №1), а заявленный цвет не соответствует природным аналогам. В отличие от этой низкосортной продукции, камни из НАНОСИТАЛадаже специалисты не могут визуально отличить от натуральных прототипов:
Фото №1. Представлены две огранки цвета перидот.
Справа – камень из Наноситала, слева – из стеклокерамики
другого производителя. Видна ярко выраженная мутность левого камня.
На фото показаны две огранки: натуральный топаз LondonBlue и его НАНОСИТАЛимитация, отличить по внешнему виду одно от другого просто невозможно, кроме того, и по плотности они практически одинаковы.
Сравнение огранок синего сапфира и лондон-топаза. Слева — камень из натурального сырья, справа — из Наноситала. Присутствует полное визуальное сходство.
Уже сейчас наша компания предлагает более 80 вариантов цветных НАНОСИТАЛов на любой требовательный вкус.
Варьируется не только цвет, но и степень прозрачности: от полупрозрачных опаловидных (розовый, голубой, огненный опал) до молочных или непрозрачных вариантов, имитирующих наиболее известные поделочные камни (бирюза, лазурит, хризопраз, белый агат).
Существует возможность получать даже такие сложные цветовые имитации природных камней как «ПараибаНАНОСИТАЛ» или популярный сейчас «СултанитНАНОСИТАЛ».
СултанитНАНОСИТАЛ
Камень меняет цвет при разном освещении.
Учитывая потребности рынка, разработан НАНОСИТАЛ в цветах кварцевой группы. Теперь появилась
возможность использовать технологию «литье с камнем» для таких популярных камней как цитрин, аметист, дымчатый, зеленый кварц и т.д.Только у нас есть НАНОСИТАЛс эффектом смены цвета, цвет таких камней меняется в зависимости от источника освещения. Мы располагаем 12 вариантами таких НАНОСИТАЛов.
Стоит особо отметить оптические показатели НАНОСИТАЛа. Его блеск соответствует блеску наиболее привлекательных натуральных камней: сапфиру, рубину, топазу. Особенно это становится заметно в средних и крупных огранках.
Если вы производите украшения с камнями, особенно с крупными, то вы понимаете, что решающее значение в таком изделии имеет сам камень: цвет, прозрачность, красота. При его правильном выборе, даже огрехи в дизайне не повлияют на желание покупателя купить это чудо. Центр композиции – привлекательный камень – определяет успех украшения и его реализацию. Поэтому НАНОСИТАЛ, как никакой другой вариант, призван решать эту бизнес-задачу.
В качестве итога: НАНОСИТАЛ уникальный по своим характеристикам продукт, который вобрал в себя всё самое лучшее от натурального прототипа (цвет, игру, красоту, чистоту), оставив в стороне неблагоприятные факторы (трудность обработки, неустойчивость цвета и главное – высокую цену).
Настоящее непростое время требует нестандартных решений, именно сейчас настал нужный момент для ювелирных изделий из нашего НАНОСИТАЛа в сочетании с Вашим дизайном.
Физические параметры
Стекло
Фианит
Кварц
НАНОСИТАЛ
Топаз
Корунд
Твердость по Моосу
5-5,5
8-8,5
7
7
8
9
Показатель преломления
1,45-1,54
2,17
1,54
1,65-1,7
1,62
1,76
Плотность, г/см3
2,2-2,6
5,9-6,3
2,65
3,5-4
3,56
3,99
Дисперсия(игра света)
0,005-0,007
0,060
0,013
0,015
0,014
0,018
Температура плавления, С`
600-700
2800
1700(при 570 происходит разрушение кристаллической решетки)
1700
1800
2050
Проблемы обработки
Слишком мягкое, сложно получить идеальную полировку без «седины»
Сложно получить идеальные полубули, часто остаются мелкие царапины, которые сложно вывести
Сложная технология полировки с использованием полирита
Хорошо полируется на алмазной шайбе 3/2
Хорошо полируется на алмазной шайбе 3/2
Очень твердый, быстрый износ абразивного инструмента
Устойчивость цвета при нагреве (возможность применения в «литье с камнями»
нет
нет
нет
да
нет
да
- Дополнительную информацию смотрите в предыдущей статье, которая доступна по ссылке
Более подробную информацию Вы можете найти на нашем сайте www.nanosital.com'''
'''
Ждем Вас на ювелирных выставках в:
Бангкоке (даты проведения с 7 по 11 сентября; стенд #J29),
'''Гонконге (даты проведения с 13 по 17 сентября; стенд #10K22),
Москве (даты проведения с 28 сентября по 2 октября; стенд №422А) '''
Контакты:г. Москва, ул. Орджоникидзе, д.11, стр.3
Тел.: +7 (495) 789-6759
e-mail: sales@nanosital.com