Правительство рассмотрело законопроект о праве ювелиров, работающих исключительно с серебром, применять упрощенную систему налогообложения (УСН) задним числом с 1 января 2024 года. Комиссия по законопроектной деятельности поддержала документ на заседании 19 февраля при условии внесения технических правок. Законопроект подготовил сенатор Павел Тараканов.
Важно: о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2024 года необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 марта 2024 года.
На сайте "Гильдии ювелиров России" размещен текст законопроекта по специальным налоговым режимам при работе с изделиями из серебра и заключение Правительства. Публикуем его здесь:
На № 77-02.337/ПТ@ от 27 декабря 2023 г.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е на проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусматривающие предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) их реализацию, право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с 1 января 2024 года (при условии подачи налогоплательщиками в налоговый орган уведомления о переходе на УСН до 31 марта 2024 года), патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее - АУСН) с 1 января 2025 года, а также отменить действующие освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации серебра, а также обложение 2 0178488-Уч-2024 (4.0) НДС по ставке 0 процентов операций по реализации серебра в слитках физическим лицам налогоплательщиками, осуществляющими его добычу.
Кроме того, законопроектом предусмотрены особенности применения НДС в переходный период для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) их реализацию, уведомивших налоговый орган не позднее 31 марта 2024 года о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2024 года.
Необходимо уточнить наименование законопроекта, так как законопроектом предусматривается не только внесение изменений в часть вторую Кодекса, но и в статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
В связи с недопустимостью внесения в основной законодательный акт норм временного характера предлагается включить проектируемое положение пункта 2 статьи 346.13 Кодекса в статью 4 законопроекта.
В целях исключения препятствия для применения ПСН и АУСН с 1 января 2025 года налогоплательщиками, осуществляющими производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) их реализацию, предлагается пункт 3 статьи 4 законопроекта изложить в следующей редакции:
"3. Пункт 5 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникающим с 1 января 2025 года.".
Положения законопроекта не противоречат актам более высокой юридической силы, в том числе положениям Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Григоренко
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 51, ст. 4832; № 53, ст. 5015, 5023; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003, № 1, ст. 2, 6, 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517, 3524; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3112, 3128, 3130; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; № 45, ст. 4628; № 50, ст. 5279; 2007, № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991; № 45, ст. 5417; 2008, № 30, ст. 3611, 3616; № 48, ст. 5504, 5519; № 52, ст. 6237; 2009, № 29, ст. 3598, 3641; № 48, ст. 5731, 5737; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 15, ст. 1746; № 19, ст. 2291; JN» 25, ст. 3070; №31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 45, ст. 5756; № 48, ст. 6247, 6250, 6251; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; № 49, ст. 7014; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3447; № 31, ст. 4334; № 49, ст. 6751; № 53, ст. 7596, 7619; 2013, № 23, ст. 2889; № 30, ст. 4031,4048, 4049; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5640; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2936, 2938; № 30, ст. 4245; № 48, ст. 6647, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 17, 32; № 14, ст. 2023, 2024; № 29, ст. 4358; № 48, ст. 6684, 6692; 2016, № 14, ст. 1902; № 23, ст. 3298; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175,41V6,4181; № 49, ст. 6844, 6851; 2017, № 1, ст. 4; № 11, ст. 1534; № 30, ст. 4441; № 45, ст. 6579; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7315, 7318, 7322, 7325; 2018, № 1, ст. 50; № 18, ст. 2565, 2568; № 24, ст. 3410; № 27, ст. 3942; JN〇 32, ст. 5095, 5096; № 45, ст. 6847; № 49, ст. 7496; № 53, ст. 8419; 2019, № 16, ст. 1826; № 18, ст. 2225; № 23, ст. 2906; № 30, ст. 4112, 4ПЗ, 4114; № 31, ст. 4427; № 39, ст. 5372, 5374, 5375; 2020, № 6, ст. 587; № 13, ст. 1857; № 29, ст. 4501, 4505; № 31, ст. 5024, 5025; № 46, ст. 7212; № 48, ст. 7626, 7627; 2021, № 1, ст. 9; 2021, № 24, ст. 4214, 4217; № 27, ст. 5133, 5136; № 49, ст. 8146, 8147; 2022, № 11, ст. 1597; № 13, ст. 1956; № 16, ст. 2598, 2599; № 29, ст. 5288, 5290, 5291; № 45, ст. 7676; № 48, ст. 8310; № 52, ст. 9350, 9353, 9379; 2023, № 1, ст. 43; № 8, ст. 1200; № 18, ст. 3250; № 26, ст. 4669, 4670; № 32, ст. 6121; № 47, ст. 8315; № 49, ст. 8656) следующие изменения:
1) подпункт 9 пункта 3 статьи 149 изложить в следующей редакции:
3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
«9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпунктах 6 и 6.2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации, банкам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков; реализация драгоценных металлов в слитках (за исключением серебра в слитках) банками, аффинажными организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);
2) подпункт 6.2 пункта 1 статьи 164 изложить в следующей редакции:
1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
«6.2) драгоценных металлов в слитках (за исключением серебра в слитках) физическим лицам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу. Положения настоящего подпункта применяются в отношении драгоценных металлов, аффинаж которых осуществлен на территории Российской Федерации и которые реализуются физическим лицам в счет выкупа цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в случае, если решением о выпуске указанных цифровых прав определены срок их выкупа и место отгрузки товаров, указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации;»;
3) подпункт 22 пункта 3 статьи 346.12 изложить в следующей редакции:
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
«22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра.»;
4) пункт 2 статьи З46.13 дополнить абзацем следующего содержания:
346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
«Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2024 года, уведомляют о таком переходе налоговый орган не позднее 31 марта 2024 года.»;
5) подпункт 8 пункта 6 статьи З46.43 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
6. Патентная система налогообложения не применяется в отношении:
«Положения настоящего подпункта не применяются в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из серебра, а также оптовой либо розничной торговли ювелирными и другими изделиями из серебра.»;
Статья 2
Внести Федеральный закон от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (Собрание законодательства Российской Федерации 2022, № 9, ст. 1249; 2022, № 48, ст. 8310; 2023, № 1, ст. 12; 2023, № 32, ст. 6121) следующие изменения: пункт 34 части 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«34) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра.»;
Статья 3
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра, уведомившие налоговый орган не позднее 31 марта 2024 года о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2024 года, налог на добавленную стоимость исчисляют с учетом следующих особенностей:
1) суммы налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществленным в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган соответствующего уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, исчисляется и уплачивается в бюджет по итогам первого налогового периода 2024 года по налогу на добавленную стоимость в порядке, установленном статьями 173 и 174 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в части обязанности по восстановлению сумм налога, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и осуществленных в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, не применяются;
3) суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, использованным при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и осуществленных в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, принимаются к вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до 1 января 2024 года в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществленных в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, и суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществленных в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, принимаются к вычету в первом налоговом периоде 2024 года по налогу на добавленную стоимость;
5) суммы налога с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в период с 1 января 2024 года до даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых с даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, не исчисляются в случае наличия документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения;
6) суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до 1 января 2024 года в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых с даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, принимаются к вычету. Указанные налоговые вычеты производятся в последнем налоговом периоде 2023 года по налогу на добавленную стоимость при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
7) положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в части обязанности по восстановлению сумм налога, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2024 года для операций, осуществляемых с даты подачи в налоговый орган уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, применяются без обязанности по уплате пени и штрафов за несвоевременное восстановление сумм налога.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункты 1 и 2 статьи 1 вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
3. Пункт 5 статьи 1 и статья 2 вступают в силу с 1 января 2025 года.
Президент
Российской Федерации