Яспис, подвес Love and death, арт 943
Сенаторы Российской Федерации П.В.Тараканов, А.Д.Артамонов, А.Н.Епишин, А.В.Шендерюк-Жидков, С.В.Калашник и Депутат Государственной Думы Д.Б.Кравченко подготовили пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»:
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее - Законопроект) разработан в целях реализации подпункта «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в части предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию ювелирных и других изделий из серебра, права на применение специальных налоговых режимов.
В целях урегулирования вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами Федеральным законом от 9 марта 2022 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
Указанным Федеральным законом также внесены изменения в пункт 3 статьи 34612 и пункт 6 статьи З4643 РЖ РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и патентную систему налогообложения (далее - ПСН) налогоплательщики, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Аналогичные изменения были внесены Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в часть 2 статьи 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее-АУСН).
Вместе с тем переходу производителей ювелирных изделий на общий режим налогообложения сопутствует рост издержек у таких субъектов предпринимательской деятельности, что приводит к сокращению численности работников, а в ряде случаев - к прекращению деятельности. При этом наибольший рост издержек у производителей ювелирных изделий из серебра, так как маржинальность бизнеса при производстве и торговле изделиями из серебра существенно меньше, чем при производстве и торговле изделиями из золота.
С учетом низкой стоимости серебра по сравнению с другими драгоценными металлами налоговые риски в виде уклонения от налогообложения путем «дробления» бизнеса участниками оборота драгоценных металлов, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра, при применении УСН, ПСН и АУСН незначительны.
В связи с этим Законопроектом предлагается восстановить право на применение УСН, ПСН и АУСН налогоплательщиками, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра.
При этом в целях исключения перетока серебра в слитках, при приобретении которых НДС не уплачивался, в производство Законопроектом предлагается отменить освобождение от НДС при реализации серебра в слитках банками, аффинажными организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам.
Принятие Законопроекта не приведет к негативным социально- экономическим и финансовым последствиям.
В Законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации.