Федеральный закон №115-ФЗ о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма (далее – ПОД/ФТ) обязывает некредитные финансовые организации (далее – НФО) проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, при этом устанавливать сведения, установленные п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ.
Отдельно требования к идентификации указанных лиц установлены Положением Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно Положению № 444-П, НФО обязаны в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ определить порядок фиксирования полученной информации по форме анкет. Положение устанавливает требования к сведениям, которые обязательно должны быть зафиксированы НФО в анкете клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
В процессе работы с НФО, после проведения проверок деятельности по ПОД/ФТ некредитных организаций со стороны Центрального Банка, нами были установлены типичные нарушения со стороны НФО при фиксировании информации, полученной в результате проведения идентификации. Исходя из замечаний Банка России к формированию анкет, можно выделить следующие типичные нарушения:
1. Отсутствие обязательных полей со сведениями, которые необходимо указать в анкете клиента согласно Положению Банка России № 444-П.
Так, например одной из НФО в анкете клиента не указан результат принятия мер о выявлении у клиента статуса публичного должностного лица (ПДЛ), и его отнесения к родственникам, супругу (супруге) публичного должностного лица. ЦБ рекомендует при отсутствии у клиента такого статуса или родства указывать в анкете результат. При этом результат необходимо указывать конкретно. Например, указание в поле слов «Не выявлено» или «Не установлено», может свидетельствовать о непринятии НФО мер по установлению. Рекомендуем заполнять результат подробно, например «У клиента отсутствует статус ПДЛ», «Клиент не является родственником, супругом (супругой) ПДЛ».
Некоторые НФО вообще не включают в анкету клиенту поля, содержащие такие сведения, если в результате принятых мер статус ПДЛ, или родство с ПДЛ у клиента отсутствует. ЦБ считает это недостатком.
2. Неправильное понимание содержания поля «Сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Типичной ошибкой НФО является указание в этом поле сведений о результатах сверок клиента по Перечням и Решениям межведомственной комиссии по ПОД/ФТ о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества клиента, проводимых до приема клиента на обслуживание и при обновлении Перечней и Решений МВК.
Как правило НФО указывает в этом поле даты сверок и результат выявлен/не выявлен. Однако, согласно Письма ДФМиВК Банка России от 22.04.2019 № 12–4/2871 в анкету (досье) клиента в том числе включаются сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Таким образом, в указанном поле необходимо указывать даты проведения проверок, которые НФО проводит не реже чем один раз в три месяца в соответствии с пп. 7 п.1 ст.7 и п. 6 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
При этом, как отмечает Банк России, порядок фиксирования результатов сверки клиента с Перечнем экстремистов и Перечнем ФРОМУ НФО определяет самостоятельно, в том числе принимая во внимание норму пункта 7 приложения 3 к Положению № 444-П (имеется в виду поле «Иные сведения по усмотрению некредитной финансовой организации).
Банк России обращает внимание на то, что при указании дат проверок и результатов проверок, проводимых раз в три месяца не требуется указывать номер и дату Перечней и Решений МВК т. к. эта информация указывается только при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму, и указание такой информации в анкете является излишней.
3. В случае отсутствия у клиента представителя, в анкете клиента НФО не указывает сведения об отсутствии такого представителя у клиента. Как указывает ЦБ в своих рекомендациях, в анкете клиента целесообразно предусмотреть пункт с наименованием: «Сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента: наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента» или пункт с наименованием: «Сведения о представителе Имеется ли у клиента представитель - лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счёт клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе?» Кроме того, в содержании данного пункта слово «нет» целесообразно заменить информацией «Клиент действует от своего имени и в своих интересах».
Мы рассмотрели только некоторые рекомендации ЦБ по формированию анкет некредитными финансовыми организациями. Клиенты МЭЦФМ «Национальное достояние», состоящие на юридическом обслуживании центра, уведомляются нами своевременно обо всех рекомендациях ЦБ, что исключает в будущем получение замечаний. В случае получения рекомендаций или замечаний со стороны Банка России наши специалисты оперативно помогают клиентам устранить выявленные недоставки в работе некредитной финансовой организации.
Услуги МЭЦФМ «Национальное достояние», которые могут вам понадобиться:
https://115fz.pro/obuchenie-po-pod-ft/instruktazh/tselevoy-instruktazh-dlya-nfo/
https://115fz.pro/uslugi/pd-zakon-152-fz/dokumenty-zakona-152-fz-o-personalnykh-dannykh/
https://115fz.pro/uslugi/pod-ft/abonentskoe-obsluzhivanie-po-finansovomu-monitoringu-i-pod-ft/