Конкуренция или партнерство? В современном ювелирном бизнесе вопросы конкуренции стоят особенно остро: отрасль регулярно лихорадит от законодательных перемен, а государство зачастую лоббирует интересы крупных игроков, ущемляя права малого бизнеса. Как выживать? Какая стратегия будет наиболее успешной? Поговорим об этом с человеком, создавшим бизнес, который успешно выдерживает все экономические передряги уже 30 лет.
Наш сегодняшний собеседник - Сергей Владимирович Куколевский - основатель и многолетний руководитель бренда ЦИРКОН С, член Совета Гильдии Ювелиров, сопредседатель Ассоциации малого ювелирного бизнеса.
- Сергей Владимирович, это очень удивительно – в мире, где все мыслят в категориях конкуренции, битвы за покупателя, раздела рынка, вы неизменно говорите о партнерстве и сотрудничестве. Вы эту стратегию считает более успешной?
- 30 лет – достаточный срок, чтобы любую идею проверить на прочность. «Циркон С» был создан в партнерстве с Сергеем Вильевичем Жоссаном. С самого начала нашей работы мы заложили принципы открытых отношений сотрудничества к нашим партнерам, поставщикам и конкурентам. И я не раз убеждался, что готовность договариваться, обсуждать проблемы, находить компромиссные решения и пути для совместной работы вместо противостояния, всегда окупает себя.
- Вы называете себя играющим тренером, и уже передали бразды управления компанией своему сыну – Антону Сергеевичу, который сегодня является генеральным директором «Циркон С». Он готов идти вашим путем?
Антон Сергеевич и Сергей Владимирович Куколевские
- Я очень рад, что мой сын продолжил мое дело и сложилась уже такая династия, но не думайте, что место генерального директора досталось ему просто по праву рождения. Антон закончил Горный институт и аспирантуру, он дипломированный металлург по драгметаллам. Некоторое время работал там преподавателем. Затем перешел на производство, не связанное с ювелирным делом, но в сфере металлообработки, сделал там неплохую карьеру. Решился открыть свое дело, занялся лигатурами – мы успешно сотрудничали с ним, как с поставщиком, потому что он делал реально хорошие лигатуры для серебра.
И в нашей компании он начал свою деятельность не как генеральный директор, а как начальник производства. Если я ювелир, который в жизни не спаял ни одного кольца, только вставки делал, то Антон умеет руками делать все, досконально знает все производственные процессы. Он и в торговле поработал, и бухгалтерией владеет, и ГИИС на себе тянет, и на выставки ездит, чтобы послушать, что говорят клиенты о нашей продукции. Словом, я фундаментально подошел к подготовке своей смены и могу гордиться тем, что передал компанию в надежные руки.
Антон – немного революционер, а я – консерватор, но вместе мы как партнеры умеем находить ту самую золотую середину, которая в итоге и дает самые правильные и взвешенные решения.
- В вашей фирме вы не единственная трудовая династия – среди сотрудников тоже есть те, кто привел к вам на работу своих детей?
- Да, и я это очень ценю, как показатель стабильности, доверия, здоровых, долгосрочных отношений в коллективе, словом, той атмосферы, которая лучше всего способствует развитию и росту компании.
Каждый год я подсчитываю суммарный трудовой стаж коллектива, и нынче он перевалил за 800 лет! У нас есть и молодежь, и люди, с которыми мы начинали 30 лет назад. В нашей команде более 40 человек: дизайнеры, ювелиры, мастера по закрепке и обработке камней, литейщики и монтировщики. Каждый из них – профессионал своего дела, и в целом, наш коллектив – самый ценный актив компании.
Иногда наши сотрудники дорастают до желания создать собственное дело, создать собственную компанию, и мы поддерживаем их в этом начинании, потому что видим в них не конкурентов, а будущих партнеров, с которыми у нас есть все шансы на выгодное сотрудничество.
- «Серебряный Совет», в состав которого входит «Циркон С» - тоже наглядное подтверждение того, какие плоды может приносить сотрудничество компаний, которые работают в одной нише и формально являются прямыми конкурентами. Как это получается?
- В составе Серебряного Совета 4 ювелирные предприятия: «Циркон С», «Филарт», «Невский Т» и «Вега». Каждый из нас – самостоятельная компания со своими стратегиями, целями, планами, стилем работы. Но нас объединяет то, что все мы работаем с серебром. А значит, не только вместе боремся за внимание потребителя, но и полной ложной хлебаем все те проблемы, которые стоят перед ювелирами, работающими в сфере малого бизнеса. И мы давно поняли, что объединение гораздо выгоднее любого противостояния.
Например, на выставках вы всегда выступаем вместе – это позволяет нам сообща приобретать более выгодный и заметный по площади стенд, размещать рекламу. У наших изделий очень разные стилевые направления, поэтому, попадая к нам покупатель может сразу на одном стенде познакомиться со всем разнообразием ювелирного серебра, ему не нужно никуда больше ходить.
-Объединение помогает противостоять и всем тем негативным внешним вызовам, на которые так богата нынче жизнь ювелиров…
- Совершенно верно, по одиночке противостоять медиа-атакам или непродуманным государственным нововведениям точно не получится. А вот когда ювелиры начинают выступать единым фронтом, то удается достучаться до здравого смысла.
Впервые мы эту силу почувствовали еще в 2011 году, когда смогли отбиться от спровоцированной медиа-атаки, которая обвинила российских ювелиров в том, что на прилавках у нас сплошь контрабанда и фальсификат. Тогда сообща с Олегом Подгурским нам удалось защитить доброе имя отрасли.
Важной победой считаю и то, что Ассоциация малого ювелирного бизнеса в сотрудничестве с Гильдией ювелиров добились в прошлом году отмены НДС для серебряной отрасли. Впервые в истории власть признала, что была не права, что нельзя разрабатывать законопроекты с потолка, не прислушиваясь к людям, которые работают в отрасли и могут точно спрогнозировать, чем обернется то или иное нововведение. Да, на эту борьбу ушло полтора года, но вода камень точит и эти полтора года были потрачены не зря. Теперь у нас есть надежда, что нас перестанут мерять общей меркой, и в итоге мы получим правила игры, которые устроят всех – и власть, и ювелирный бизнес.
За последние 4 года было принято немало спорных решений, которые теперь нужно спокойно дорабатывать и пересматривать так, чтобы они начали соответствовать своим задачам - развивать тот огромный производственный, творческий и финансовый потенциал, который есть у российской ювелирной отрасли.
Очень обидно, что, говоря о ювелирном деле, власть предпочитает видеть исключительно производственные показатели и приросты налоговых отчислений. А между тем ювелирная отрасль – это прежде всего творчество: и миенно художники, мастера-ювелиры, небольшие ювелирные предприятия создают всю эту многообразную стилевую палитру российского ювелирного искусства, которым мы по праву гордимся, и которое уже несколько веков так ценится во всем мире.