Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Тарасовы. Время догоняет модель

9 октября 2025
Олег Подгурский

Инопланетные абрисы украшений самых титулованных художников-ювелиров — сестер Натальи и Татьяны ТАРАСОВЫХ (бренд «НЕВСКИЙ-Т»), несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, повторить невозможно, ведь для этого придется найти и приоткрыть тайные двери и самим пройти непростыми тропами к самым границам жанра, при этом умудриться по возвращении не растерять обретенные сокровища. В суматохе выставки нам все же удалось поговорить с Натальей ТАРАСОВОЙ о творчестве и реалиях российского ювелирного рынка. Представляем фрагмент интервью.

ОП: Наталья, ваши премиум-модели берут призы на российских и международных конкурсах и одновременно бренд «НЕВСКИЙ-Т» выпускает серийные ювелирные украшения. Сложно ли одними и теми же руками делать настолько разные вещи?

НТ: Задачи разные, в самом деле. Невозможно сидеть всё время в маленьком масштабе. Иногда хочется сделать что-то совсем другое. А разные направления дают тебе возможность переключиться, если хотите — отдохнуть.

ОП: Но ведь такие вещи вы не продаете?

НТ: Мне не нужно, чтобы меня покупали, мне нужно, чтобы меня коллекционировали. Эти вещи — коллекционные. Они специально сделаны непродажными. На них отрабатываются новые идеи, формообразование, цветообразование… Творишь без ограничений и потом возвращаешься в сферу серийного производства с новыми навыками, технологиями.

FOR FORM. парадоксальная модель, удостоенная ювелирного «Оскара»

ОП: На талантливое произведение нужен продвинутый зритель.

НТ: Есть такое дело. Некоторые наши изделия остаются в тени годами и потом, спустя десять-двадцать лет, выстреливают почти ажиотажным интересом. Время догоняет модель.

ОП: По прошествии десяти лет человек случайно обнаруживает запылившуюся коробочку, открывает и восклицает: «Что же это я тогда купил!»

НТ: Бегать за каждым человеком наших сил не хватит. Здесь должна работать система. Если бы в России было реальное эстетическое воспитание высокого уровня, сегодня мы бы имели продвинутого, точнее, просвещенного покупателя.

ОП: Что мешает его вырастить в нашем уже цивилизованном обществе?

НТ: Начиная со стоимости билетов. Сколько раз в месяц, в год семья из четырех человек в состоянии посетить хотя бы основные музеи? А если речь идет о формировании эстетического мышления, юный человек должен в музеях жить. Вход должен быть бесплатный, и не раз в год, а постоянно и в течение двадцати пяти лет. Причем с экскурсиями, с объяснениями, с ответами на вопросы. И вот тогда эти люди будут понимать, что они берут. Но это — государственная программа. Такие вопросы может решить только государство.

ОП: А до того?

НТ: Работаем. И надеемся, что наработанное по крохам не пропадет втуне. Наша задача и наши возможности — делать то, что должен, что можешь сделать. Делаешь это честно и через какое-то время кому-то это понадобится, тогда ситуация будет побеждена.

Законы, по которым модель становится популярной сразу после выпуска — неведомы

ОП: А рынок может включиться в образовательную историю?

НТ: Рынку это невыгодно. Рынок — это чисто деньги. Он вбрасывает те лозунги и слоганы, которые позволяют продать сейчас, сегодня и задорого.

ОП: Продать — что?

НТ: А вот это неважно. В нашем случае — товар, похожий на ювелирные украшения.

ОП: Есть такая шутка про собак-биглей: «Бигль ест все — в надежде, что что-нибудь из съеденного окажется едой»

НТ: Примерно так.

ОП: Припоминается, что в Японии рисование как предмет обязателен на протяжении всего обучения. Человек учится не столько кисточкой водить, сколько постигает законы гармонии. А, постигнув, уже не в состоянии сделать плохо…

НТ: А у нас сейчас этого вообще нет! У нас чистописания нет! Люди разучились писать, а это значит, что нарушаются основные нейронные связи «голова-рука». Для того чтобы нейронные связи возникли, человек должен лепить, рисовать, шить, играть на музыкальном инструменте, красиво писать. Иначе голова творить не будет.

ОП: Государство это понимает?

НТ: Государству удобнее следить за крупными предприятиями, чем возиться с творческой малышней. Все идет на укрупнение, на усреднение, на то, чтобы всех поставить под один контроль, расчесать одной гребенкой, поэтому поддержку получают известные крупные бренды, а для малых предприятий создаются почти невыносимые условия.

ОП: В российской традиции творческой интеллигенции при таких условиях было принято смотреть на заграницу?

НТ: Грозились, конечно… Да особо никто и не уехал. После нашей вольницы найти себя на Западе очень сложно. У нас реально вольница, свободная страна, много возможностей, которые ограничиваются исключительно совестью человека, его внутренними моральными качествами.

ОП: Вернемся к серебру. Мне не простят, если мы ограничимся высокими материями и забудем про непосредственно украшения. Все-таки есть и модели, которые сразу завоевали внимание покупателей. Это…?

НТ: «Квадраты» с условно-антропоморфным серебряным силуэтом на полированном камне-подушке. Они получают своих покупателей сразу, как только поступают в продажу.

Даже таким моделям порой требуется время, чтобы добраться до сердца покупателя...

Беседовал Олег Подгурский

Источник: Журнал "Русский Ювелир" № 2 2025
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом