Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ювелирный выход — обзор Sokolov в преддверии возможного IPO

22 декабря 2022
Михаил Болдов

Sokolov — ведущий производитель на рынке ювелирных изделий в России. Компания занимает первое место в Европе по объёму изготовления украшений и управляет самой быстрорастущей розничной сетью в России.

В октябре 2022 г. стало известно, что Sokolov не отказывается от планов размещения на бирже, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, однако точные сроки и площадки пока остаются под вопросом. Ранее, в августе этого года, управляющий партнёр компании Артём Соколов заявлял, что IPO может состояться на горизонте ближайших одного-двух лет.

В этом обзоре предлагаем рассмотреть, что представляет собой ювелирный холдинг Sokolov.

История компании

Компания возникла в 1993 г. как небольшое семейное предприятие супругов Алексея и Елены Соколовых. В начале 2000-х они начали строительство собственного ювелирного завода в посёлке Красное-на-Волге Костромской области. Завод получил название «Диамант», бренд Sokolov появился позже.

Кострому можно считать ювелирной столицей России. До сих пор более трети всей ювелирной продукции нашей страны и около половины золотых и серебряных украшений производятся в Костромской области, а основные ювелирные производственные мощности находятся в Красном-на-Волге.

В 2003 г. на заводе «Диамант» началось производство ювелирных изделий с полудрагоценными вставками и бриллиантами.

В 2007 г. производственные мощности выросли до 10 тыс. м2.

В 2009 г. компания запустила производство серебряных украшений и открыла офис в Москве.

В 2011–2013 г. был открыт офис в Швейцарии. Компания начала развивать розничную ювелирную сеть в этой стране. В 2016 г. открывается офис в Германии.

В 2017 г. производственная площадка ювелирного завода занимает уже около 40 тыс. м2.

С 2018 г. начинается развитие флагманской сети Sokolov и запуск бренда SKLV.

В 2022 г. Sokolov стал первым ювелирным брендом, который вышел на рынок Китая.

Сейчас компания является холдинговой структурой, в которую входит крупнейшее в Европе производство ювелирных изделий, аффинажный завод, широкая дистрибьюторская сеть в России и за её пределами, а также омниканальная розница, представленная сетью брендовых магазинов, веб-сайтом и мобильным приложением.

Что представляет собой бизнес

За брендом Sokolov стоит группа компаний АО «Лакса Трейдинг», АО «Ювелит», ООО «Кварт», ООО «СВ Ритейл», ООО «Автолюкс» и ООО «Часовой завод «Соколов».

Основная деятельность Sokolov связана с производством и реализацией ювелирных изделий из золота и серебра через оптовую дистрибуцию, а также розничные онлайн- и офлайн-продажи.

Компания контролируют весь процесс изготовления ювелирных украшений — от набросков на бумаге и 3D-моделирования до гальванизации и инкрустации драгоценных камней.

Рис. 2. Источник: сайт Sokolov

Источник: сайт Sokolov

Драгоценные металлы для изготовления ювелирных украшений закупаются у банков, а драгоценные и полудрагоценные камни импортируются из Индии и Таиланда. Бриллианты в украшениях Sokolov холдинг приобретает у мировой корпорации KGK Group.

Золотые украшения Sokolov имеют три клейма, которые гарантируют их подлинность. На серебряные изделия компания ставит логотип S, подтверждающий, что изделие выпущено под брендом Sokolov и содержит в сплаве не менее 92,5% серебра.

Мощность предприятий холдинга позволяет выпускать около 20 млн украшений в год, что делает компанию крупнейшей на европейском рынке по объёму производства.

Sokolov имеет разветвлённую сеть оптовых и розничных представителей, которые предлагают продукцию бренда широкому кругу покупателей. Согласно данным самой компании, на конец 2021 г. Sokolov присутствовал в 100 городах на территории России и в 24 странах мира. Количество оптовых партнёров составило около 4 тыс., а количество партнёрских торговых точек — 11 тыс.

В последние годы бизнес активно развивает собственную розничную сеть, которая за 2021 г. выросла в три раза, а за 9 месяцев прошлого года было открыто 170 новых магазинов. В первой половине 2022 г. компания продолжила расширять свою розничную сеть, которая достигла 437 торговых точек. При этом менеджмент имеет амбициозные планы по дальнейшему увеличению федеральной сети монобрендовых магазинов до 1000 торговых точек уже в 2023 г., в том числе за счёт внешних инвестиций, которые могут составить около 5 млрд руб.

 

Одновременно с этим компания активно развивает онлайн-продажи через собственные и партнёрские каналы. Количество пользователей мобильного приложения Sokolov составляет около 7 млн, а аудитория сайта насчитывает примерно 3 млн посетителей.

Сегодня группа компаний Sokolov занимает более 20% российского рынка ювелирных изделий, который по итогам 2021 г. оценивается примерно в 99 млрд руб.

Ключевые финансовые показатели

По итогам 2021 г. торговый оборот группы достиг 22 млрд руб. Около 16,8 млрд руб. от этой суммы пришлось на продажу серебряных ювелирных изделий и лишь 3,2 млрд — на золотые украшения, что объясняется более низкой стоимостью серебра, делающей украшения из него доступнее для широкого круга покупателей.

Динамика торгового оборота Sokolov по годам, %

Рис. 4. Источник: данные Sokolov

 Источник: данные Sokolov

По итогам 2021 г. около 40% общего торгового оборота пришлось на розничные онлайн-продажи, и по 30% — на офлайн-продажи и оптовую дистрибуцию.

Структура торгового оборота Sokolov, %

Рис. 5. Источник: данные Sokolov

 Источник: данные Sokolov

Согласно данным из открытых источников, выручка группы по итогам I полугодия 2022 г. достигла 13,3 млрд руб., увеличившись на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., что связано с расширением розничной сети и увеличением онлайн-продаж.

Розничный оборот компании по итогам января — июня 2022 г. вырос в три раза и достиг 9,6 млрд руб. Примерно половина от этой суммы пришлась на продажи через мобильное приложение и сайт.

Когда состоится IPO компании

На протяжении нескольких лет бренд Sokolov удерживает лидирующую позицию на ювелирном рынке России. Судя по динамике ключевых финансовых показателей, ставка менеджмента на развитие розничных продаж через онлайн-инструменты и расширение собственной розничной сети оказалась верной — в 2021 г. и первой половине 2022 произошёл резкий рост торгового оборота компании.

На российском фондовом рынке пока нет аналогов ювелирному холдингу, поэтому можно ожидать повышенный интерес к IPO Sokolov со стороны инвесторов, но компании стоит дождаться нормализации общей ситуации на финансовых рынках и завершения острой фазы кризиса, который привёл к падению российских индексов до локальных минимумов.

Собственники и менеджмент Sokolov понимают, что сейчас не лучшее время для того, чтобы разместить акции компании по привлекательной для продавца цене, поэтому, вероятно, не будут спешить с IPO. Однако бизнесу нужны средства, чтобы реализовать амбициозные планы по дальнейшему расширению розничной сети, поэтому первичное размещение может состояться, как только ситуация на фондовом рынке стабилизируется.

Источник: © «Открытый журнал»
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом