«Телевизор врать не будет» — эту фразу как мантру повторяли миллионы доверчивых зрителей с того момента, как само телевидение появилось у нас в стране. Верили журналистам, телеведущим, верили целым каналам, но как известно, доверие – ресурс, который трудно заработать, зато можно в одночасье потерять.
Так и произошло с федеральным ныне «5 Пятым каналом» и добрым знакомым питерским каналом «78», включившимися в травлю ювелирных компаний вслед за головным холдингом «Известия».
Началось все с публикации в газете «Известия» материала о том, что среди ювелирных украшений, продающихся в России, какое-то необыкновенное количество подделок. Причем речь шла не о каких-то отдельных компаниях. В торговле контрафактом огульно и бездоказательно обвинялся весь ювелирный сектор, в особенности досталось интернет-платформам. И тут же телевизионные подразделения холдинга занялись раскрытием темы.
Журналисты, выходившие на связь с ювелирными салонами, изначально вооружались посылом «выявить подделки», однако в процессе съемки сюжета были разочарованы отсутствием тех самых «жареных» фактов, на охоту за которыми их отправила редакция. Реальность оказалась такова, что сделать «боевой» репортаж о ювелирах-мошенниках не получалось. Так, корреспондент холдинга «Известия» Роман Ишмухаметов, добросовестно проведя в магазине-музее «СЕЗОН СЕРЕБРА» (Санкт-Петербург) полтора часа, был удивлен объемом информации о пробах драгметаллов, о системе ГИИС ДМДК и других параметрах, сопровождающим каждое изделие с витрин. Более того, он даже побыл в роли придирчивого покупателя, введя на своем смартфоне код с бирки на сайте Пробирной палаты. Когда на экране гаджета появились все характеристики произвольно выбранного из выкладки украшения, камера зафиксировала растерянный голос корреспондента: «Все сходится…»
Но, как выяснилось, «не за этим приходили». Отснятый материал попал в руки редакторов, твердо знающих, что конкретно должно получиться «на выходе». Итоговый материал, появившийся в эфире днем позже на 5-м канале, с интервью не имел ничего общего ни по смыслу, ни по содержанию, ни по контексту. Под рассказ о фейках и подделках на экране демонстрировались выставленные в витринах изделия ведущих петербургских ювелирных компаний… разумеется, подлинные, имеющие именник, пробу и бирку, оформленную в полном соответствии с законодательством.
Впрочем, читатель может самостоятельно оценить происходящее в прилагаемых материалах.
Вряд ли этот эпизод случаен и вряд ли он станет последним. Как и прежде — всё в наших руках, опыт получен, выводы сделаны, «телевизор», как выяснилось, может произвольно трактовать объективную информацию, даже если в шапке программы стоит логотип ведущего федерального канала.