Полномочия Прокуратуры не ограничиваются по числу и виду лиц, подлежащих проверке. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является в том числе исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьи 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ содержат перечень субъектов, обязанных исполнять нормы антиотмывочного законодательства. Все указанные субъекты могут подвергаться проверке со стороны Прокуратуры РФ независимо от того, что их проверяют надзорные органы и Федеральная служба по финансовому мониторингу. При этом такие проверки не включаются в план, и информация о них в открытом доступе отсутствует.
Что делать, если вы получили требование Прокуратуры РФ о предоставлении документов и информации по финансовому мониторингу?
Внимательно изучите список требуемых документов и оцените их наличие у вас.
Проверьте правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на соответствие действующим нормам закона на момент предоставления в Прокуратуру РФ и требованиям к ним, установленным нормативными актами.
Уточните у проверяющего, что имеется в виду под тем или иным документом, если в требовании содержится размытая формулировка.
Изучите все обязанности, которые должны исполняться с вашей стороны в соответствии с законодательством сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ, чтобы ответить на все вопросы проверяющего при встрече.
Если в требовании не указан период, за который проверяющий требует документы и информацию, уточните у проверяющего по телефону период проверки.
Если вы сомневаетесь в правильности организации внутреннего контроля и в соответствии документов нормам законодательства, обратитесь сначала к специалисту по ПОД/ФТ.
Специалист по ПОД/ФТ:
проведет анализ всех имеющихся документов в организации или у ИП, входящих в перечень истребуемых для проверки;
при необходимости исправит допущенные ошибки в документах и рекомендует подготовить недостающие;
проверит правильность и периодичность отчетности в Росфинмониторинг;
проведет подробную консультацию о порядке проведения проверки Прокуратурой РФ;
подготовит ответственного сотрудника или руководителя к ответам на типовые вопросы, которые может задавать проверяющий устно при предоставлении документов;
подготовит ответ на требование Прокуратуры, содержащий перечень всех документов и информацию по вопросам, поставленным в запросе.
Частые ошибки, допускаемые предпринимателями при проверке со стороны Прокуратуры РФ
Последствия в виде административного наказания происходят чаще всего по следующим причинам:
Предоставление неполного пакета документов по причине непонимания формулировки, изложенной в требовании.
Например, в перечне истребуемых документов, как правило, содержится требование предоставить документы, подтверждающие прохождение сотрудниками обучения. Под этим требованием стоит понимать не только документ, подтверждающий прохождение обучения (целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний) специальным должностным лицом, но и документы, подтверждающие прохождение всеми сотрудниками организации вводного и дополнительного инструктажа.
Если вы не фиксировали факт прохождения сотрудниками обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, или фиксировали, но не предоставили на проверку подтверждающие документы, будет выявлено нарушение в части осуществления внутреннего контроля.
То же касается и распространенного заблуждения о том, что если в организации нет сотрудников кроме директора или ИП работает один, то документы по обучению составлять нет необходимости. Однако нормативные акты сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ не содержат исключений о том, что единственный сотрудник или предприниматель не должны фиксировать факт своего обучения при изменении законодательства или при утверждении правил внутреннего контроля.
Не знание обязанностей по ПОД/ФТ приводит к тому, что при опросе проверяющим руководителя и ответственного сотрудника, последние не могут ответить правильно на вопросы о порядке исполнения обязанностей.
Например, о порядке предоставления информации в Росфинмониторинг, периодичности предоставления информации или о причинах непредоставления, обоснованных нормативными актами.
Предоставление правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакции не актуальной на дату предоставления.
Прокуратура всегда готовится к проверкам в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и проверяющий предварительно изучает изменения в законодательство, вступившие в силу за проверяемый им период. Представленные на проверку ПВК будут проанализированы на их соответствие действующим нормам и соблюдение сроков утверждения правил в новой редакции.
Предоставление документов, оформленных задним числом без учета действующего законодательства и специальных требований к срокам их издания.
Например, в организации отсутствовал приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. На проверку был представлен приказ, подготовленный задним числом с указанием даты в 2022 году. Однако обучение в форме целевого инструктажа специальное должностное лицо проходило только в 2023 году и не могло быть назначено на должность до прохождения обучения. По результатам проверки организация получила не только протест прокурора на приказ, представление об устранении нарушений, но и административное производство по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Мы описали только некоторые ошибки.
Если вы не уверены на 100%, что правильно и в полной мере исполняете требования закона, рекомендуем предварительно обратиться за консультацией эксперта или сопровождением проверки https://115fz.pro/uslugi/proverka-pod-ft/proverka-prokuraturoy-po-finansovomu-monitoringu-i-pod-ft/
Какие документы необходимо подготовить в ответ на представление прокурора в случае выявленных нарушений в части организации и осуществления внутреннего контроля?
По результатам проверки Прокуратурой выносится представление об устранении выявленных нарушений законодательства сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Представление должно быть рассмотрено руководителем организации или предпринимателем в присутствии проверяющего. Для рассмотрения представления необходимо уведомить проверяющего о месте, дате и времени рассмотрения. По итогам рассмотрения представления составляется протокол (как правило нарушителем самостоятельно заранее составляется протокол, отражающий результат рассмотрения представления по всем вопросам). В ответ на представление необходимо предоставить информацию о мерах, принятых в целях устранения нарушений и недопущения их в будущем. Если выявлены сотрудники, по чьей вине было допущено нарушение, они привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствие с ТК РФ. Приказ о применении дисциплинарного взыскания должен быть приложен к ответу на представление.
Подробнее с примером запроса Прокуратуры можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://115fz.pro/uslugi/proverka-pod-ft/proverka-prokuraturoy-po-finansovomu-monitoringu-i-pod-ft/