Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Мнение: ГИИС ДМДК внедрена, но пока далека от совершенства

12 марта 2025
Луняшин П.Д., горный инженер

На сайте "ЗОЛОТОДОБЫЧА" размещена статья горного инженера П. Д. Луняшина:

В целях совершенствования учёта Правительство России приняло Постановление от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота», которым были определены Правила функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота — ГИИС ДМДК.

Законодательно создание ГИИС ДМДК было закреплено Федеральным законом от 20.06.2020 г. №188-ФЗ. Цель создания — получение, обработка, хранение и предоставление информации о происхождении и об обращении ДМДК и изделий из них, а также контроль и организация специального учета, а проще говоря, обеспечение прослеживаемости ДМДК. Также предусмотрено формирование аналитической информации о состоянии отрасли ДМДК. Согласно действующим Правилам, первичный ввод в оборот минерального сырья и продуктов его переработки в ГИИС ДМДК предусматривался при их первичной передаче другому лицу, то есть сплава Доре, шлихового золота или самородков. Понятие «оборот драгоценных металлов» означает совокупность гражданско-правовых сделок, непосредственно связанных с регистрацией перехода права собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни и иных имущественных прав.

Следует также расшифровать понятие «Минеральное сырьё при добыче золота», которое включает добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки (концентраты, шлиховое золото и платина, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки).

Первоначально Правилами функционирования ГИИС ДМДК не было предусмотрено представление в ГИИС ДМДК информации о добытом минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы. Однако Минфин предложил внести изменения в Постановление Правительства РФ № 270, которые полностью меняют данный подход. Разработчиком акта предложено вводить в оборот минеральное сырье с момента его добычи.

Во-первых, такой подход противоречит положениям действующих Правил функционирования ГИИС ДМДК.

Во-вторых, предлагаемая мера приведет к непосильной нагрузке на отчётность золотодобывающих предприятий.

В-третьих, в силу специфики технологических процессов добычи, предлагаемая к вводу в ГИИС ДМДК информация не будет являться объективной и достоверной.

Это следует из того, что погрешности подсчёта запасов для рудных месторождений, согласно различным оценкам и нормативным документам, для категории С1 составляет ±40%, а для категории С2 — ±60%. Из-за этого уровень оценки содержания золота за вычетом потерь в «минеральном сырье» никогда не будет соответствовать точному определению.

Высокие погрешности исходной информации не позволят повысить прослеживаемость цепочки производства драгметаллов, а расчетные сведения о добытом минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы, за вычетом потерь драгоценных металлов при извлечении минерального сырья из недр, не будут нести объективную информацию, что, в конечном итоге, ‎ приведет к ненадлежащему функционированию ГИИС ДМДК.

При этом действующим законодательством предусмотрена ответственность ‎за недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в ГИИС ДМДК ‎на всех этапах этого оборота.

При обсуждении нормативного акта совершенно не была учтена позиция золотодобывающих предприятий и Министерства экономического развития, специалисты которого провели тщательный анализ предложений Минфина и дали отрицательное заключение. Поражает беззубое мнение Министерства природы и экологии, которые согласились с предложениями Минфина. Очевидно, что готовили такое заключение специалисты, далёкие от проблем золотодобычи и не понимающие приближенный характер и величину погрешностей данных разведки. А специалисты Департамента металлургии и материалов Минпромторга, ответственные за сферу добычи драгоценных металлов, к оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта вообще НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ.

Можно отметить, что совершенно не затронутой в ГИИС ДМДК осталась тема прослеживания конфискованной продукции, содержащей драгоценные металлы: органы правопорядка (МВД, ФСБ) не вовлечены в систему учёта. В России нет единой системы фиксации и отчётности изъятой у нарушителей продукции. А это как минимум сотни килограммов золота. Теоретически конфискованный металл должен поступать в ГОХРАН, но до этой организации доходит далеко не вся конфискованная продукция. Естественно, вводить данные о конфискате органы правопорядка не будут — им надо зарегистрироваться и создать систему, которая не входит в их структуры, да и специалистов у них нет. Так что из ГИИС ДМДК выпадает определённая часть оборота драгметаллов.

Объединённая статистика выявленных хищений золота в России не предназначена для широкого пользования, но по многочисленным публикациям в интернете и СМИ можно судить, что теневой оборот только по выявленным случаям оценивается значительными цифрами. Так, в 1999 г. в Магаданской области органами правопорядка было конфисковано 269 кг золота, в Красноярском крае в 2014 г. — 110 кг, в 2015 г. в Забайкальском крае изъяли 28 кг золота, в Республике Саха (Якутия) — 41 кг драгоценного металла. Но в целом чаще всего задерживают небольшие партии, которые потом складываются в сотни килограммов. Известно, что за 1998–2016 гг. в Магаданской области у нелегалов конфисковано 710 кг золота, в Красноярском крае за 2010–2016 гг. — 212 кг.

Но эти цифры меркнут перед погрешностями учета драгметаллов на Колымском аффинажном заводе (КАЗ) — в 2013 г. оказалось, что завод задолжал предприятиям свыше 2 тонн золота и 16 тонн серебра, которые буквально испарились с баланса КАЗа. Пропавшая в Магаданской области продукция почти на 4 млрд рублей не была возвращена потерпевшим, а завод был закрыт.

Несмотря на доводы добывающих предприятий, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2024 № 1605 установлено, что с 1 марта 2025 г. юридические лица, осуществляющие добычу драгоценных металлов, ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, вносят в ГИИС ДМДК посредством личного кабинета с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи следующие расчетные сведения (информацию) о драгоценных металлах, содержащихся в добытом минеральном сырье, за вычетом потерь драгоценных металлов при извлечении минерального сырья из недр: 

- вид (наименование) минерального сырья (руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений); 

- вид (наименование) драгоценных металлов, содержащихся в извлеченном из недр минеральном сырье; 

- расчетная масса химически чистых драгоценных металлов за вычетом потерь при извлечении минерального сырья из недр; 

- календарный месяц, за который представляются сведения.

Допускается корректировка указанных в абзацах восьмом - десятом настоящего пункта сведений (информации) по итогам отчетного квартала не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и на основании данных отчетности федерального государственного статистического наблюдения по итогам отчетного года не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Добывающие предприятия не устраивает такое предложение, поскольку отправка добытого на горных участках драгметалла на аффинажный завод зачастую производится 1-2 раза за промывочный сезон (из-за отдаленности и труднодоступности мест добычи), соответственно корректировка ежемесячных сведений по итогам квартала зачастую является невозможной и нецелесообразной. Поэтому производственники предлагают для россыпных предприятий исключить корректировку внесённой информации по итогам отчетного квартала (не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом), и внести одну корректировку итогам года.

Согласно установленным правилам ГИИС ДМДК, предприятия, зарегистрированные в системе, обязаны ежемесячно вносить данные по каждой лицензии (а их у многих артелей бывает до 20-30) по установленной форме с указанием полученного металла. Но поскольку добыча и движение металла у россыпных предприятий, ведущих промывку золотоносных песков только в тёплое время года (обычно апрель - ноябрь, в северных регионах июнь-сентябрь), может быть показана  в период промывки, а остальное время в графе металл проставляется «0». Это приводит к огромному объёму никому не нужной работы, учитывая большое количество лицензий. Целесообразно было бы упростить это бумаготворчество для предприятий, ведущих сезонную добычу. 

В целом, ГИИС ДМДК могла бы стать эффективным инструментом контроля, однако пока она не охватывает всю цепочку оборота золота и излишне бюрократизирует документооборот. Улучшение системы требует учёта мнений всех заинтересованных сторон и специалистов, знакомых с производством и оборотом драгоценных металлов на практике. 

Источник: zolotodb.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом