Многовековое наследие российской ювелирной школы и ее современные представители нуждаются в надежной охране интеллектуальных прав. Развитие технологий, например, 3D-печати открывает большой простор для творчества, но одновременно упрощает копирование. Регистрация интеллектуальной собственности – патентов и товарных знаков – позволит избежать недобросовестного использования брендов и кражи решений, а также даст возможность зарабатывать на лицензии и франшизе. Роспатент создал для разработчиков и предпринимателей максимально комфортные условия взаимодействия. Получить консультацию, подать заявку и отслеживать ее статус можно в «цифре» – через портал «Онлайн Роспатент» и Госуслуги. А на Интеллектуальной поисковой платформе Роспатента можно найти всю интересующую информацию по зарегистрированным патентам и товарным знакам в ювелирной и любой другой отрасли.
ПЕРВАЯ ПРИВИЛЕГИЯ
Первая «ювелирная» привилегия в Российской Империи была выдана в 1848 году. Это привилегия №359 на машину для окаймления распиленных дощечек малахита и других дорогих камней для приспособления их к наклейке при накладных работах (ajustage) и на машину «для полировки таковых камней». Получил ее иностранный подданный по фамилии Жаффрио. Спустя 20 с лишним лет московский купец Вильгельм Адлер регистрирует особый способ изготовления поверхностей из драгоценных металлов с цветными отливами, а также мозаики из драгоценных металлов (привилегия №1792).
В дальнейшем список ювелирных привилегий пополняется методами оправки драгоценных камней и обработки металлов и непосредственно изделиями вроде кольца-браслета. Одна из последних «ювелирных» привилегий в дореволюционной России была выдана в 1911 году на специальный вагончик для безопасной перевозки драгоценностей, автор М. Горобец.
ТЕХНОЛОГИИ НА СМЕНУ РУЧНОМУ ТРУДУ
В ранний советский период патентование медленно проникало в ювелирное дело. Тогда стране требовались не предметы роскоши. Более того, до 1923 года производство ювелирных изделий было строго ограничено. В 1923 году было создано Московское ювелирное товарищество, организована торговля изделиями из драгоценных металлов и возобновилось их изготовление. Производство было ориентировано на создание предметов, отвечающих вкусам и потребностям нового советского человека, но использовались традиции и достижения мастеров старой школы.
В послевоенные годы стали появляться высокотехнологичные патенты: машинные способы обработки изделий, электрохимической полировки и пассивация металлов. Заявителями чаще всего выступали конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, в том числе ВНИИювелирпром, созданный в 1966 году на базе треста «Русские самоцветы».
Количество людей, занятых в ювелирной промышленности, увеличилось.
В послевоенный период были исследованы алмазоносные россыпи в Якутии, и началась их добыча. В конце 1960-х было налажено международное сотрудничество с зарубежными ювелирными домами, а в обществе возрос интерес к товарам народного потребления, в том числе, к украшениям. Они перестали считаться предметами буржуазной роскоши. Все это форсировало производство ювелирных изделий, а также патентование промышленных образцов, устройств для вставки камней, способов сплавов и пайки металлов и изделий.
Резкое увеличение стоимости драгоценных металлов и камней в 1980-е годы обрушило покупательскую способность и заставило ювелиров заняться производством недорогих украшений. В этот период активно регистрируются патенты на способы выращивания искусственных камней и кристаллов, а также обработку недорогих минералов. Например, янтаря.
Несмотря на мощную промышленность и научную базу, патентование в ювелирном деле СССР не было активным. Количество патентов на ювелирные изделия, а также на технологии для ювелирной промышленности не превышало 200.
ИС ПОМОГЛА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Развитие интеллектуальной собственности в ювелирном деле произошло уже в современной России – в 2000-е годы. Начали активно регистрироваться новые высокотехнологичные способы изготовления ювелирных изделий, а также старые технологии, которые не были запатентованы ранее. Например, Великоустюгское чернение по серебру с его 300-летней историей было зарегистрировано как способ декоративного чернения изделий только в 2003 году.
Значительную долю в последние годы занимают полезные модели: конструкции декоративных элементов, застежек, закрепок. Продолжают регистрироваться и интересные решения. Например, костромские ювелиры придумали способ визуального увеличения размера драгоценного камня.
Всего начиная с 2003 года было выдано 280 патентов на ювелирные изделия и способы их изготовления. Кроме того, активно стали регистрировать технологии искусственного выращивания драгоценных камней, способов получения их за счет сверхвысокого давления, в первую очередь алмазов. С начала 2000 года было выдано более 120 таких патентов. Разработчики также продолжают патентовать смежные технологии, которые могут использоваться также в ювелирной промышленности. К ним относятся около 1000 зарегистрированных патентов.
СТАРЫЕ ШКОЛЫ И НОВЫЕ БРЕНДЫ
С 1994 года Роспатент регистрирует региональные бренды – уникальные товары, полностью или частично производимые на территории субъекта и связанные с его историей или географическими особенностями. Своего рода «визитные карточки» региона. Первым региональным брендом России стало именно ювелирное изделие. С XVI века в селе Красном мастера занимались искусством изготовления скани – ажурного узора из серебряных, мельхиоровых, медных или золотых нитей на металлическом фоне. В 1994 году красносельская скань была зарегистрирована в качестве регбренда, производимого в этом населенном пункте Костромской области.
Помимо скани, в списке региональных брендов также находятся кубачи – изделия златокузнецов из дагестанского одноименного села. К ним относятся женские украшения, серебряная посуда и убранство холодного оружия.
Недавно список ювелирных регбрендов пополнился двумя географическими указаниями – Мордовской ювелирной елочной игрушкой (ее делают из ювелирной смолы и морёного дуба) и Якутскими алмазами (добываются на территории Республики Саха).
Регистрация товарных знаков также стала неотъемлемой частью современного ювелирного бизнеса. Большинство брендов регистрируются на латинице. Например, за последние три года со словом jewelry зарегистрировано 99 товарных знаков (МКТУ-14), в то время как слово «ювелир» использовалось в товарных знаках только 68 раз за все годы, а «самоцветы» – 28 раз.