Мировой рынок алмазов переживает непростую трансформацию: снижение спроса, геополитическая турбулентность и конкуренция с синтетикой. Но именно в таких условиях премиум-сегмент показывает устойчивость.
«Природный бриллиант — это редкость, красота и инвестиционная глубина. Именно поэтому мы принципиально работаем только с ними», — Станислав и Мария Мазурчик, владельцы петербургского завода GRANT, поделились видением производителя: как меняется ситуация в России и победит ли «синтетика» природные бриллианты (спойлер: нет).
Станислав и Мария Мазурчик, собственники Петербургского ювелирного завода GRANT
Глобальные тренды vs Россия: кастомизация и отказ от синтетики
Нестабильность традиционных рынков в последние годы заставила инвесторов пересмотреть привычные стратегии. Результат — рост интереса к альтернативным инструментам — антиквариату, предметам искусства и к сертифицированным бриллиантам. Драгоценные камни и премиальные украшения с ними входят в портфель инвесторов наравне с искусством.
Крупные природные камни (от 0,3 карата) становятся не только символом любви, но и способом инвестировать. По этой же причине клиенты проявляют недоверие и даже осторожность к синтетике.
«В последний год мы наблюдаем перераспределение спроса и отток заказов из среднего ценового сегмента (120–200 тыс. руб. за изделие в рознице) в соседние группы. Клиенты, которые раньше совершали такие покупки, распределились почти в равных частях — одни теперь приобретают более дорогие украшения, другие — более доступные. Сегментация по цене стала ярко выраженной», — приводит аналитику GRANT Станислав Мазурчик, основатель завода.
Массовый сегмент сокращается, а премиум укрепляется: состоятельные клиенты покупают реже, но их средний чек выше — этот мировой тренд характерен и для России.
«Покупатели увидели в отечественных ювелирных производителях то, что ценят мировые бренды: дизайн, редкость и инвестиционную составляющую. Именно поэтому аутентичные локальные бренды становятся героями публикаций и рекомендаций лидеров мнений», — рассказывает о российских трендах Мария Мазурчик.
Россия: новый портрет клиента
На фоне драматичного сокращения трафика в торговые центры и офлайн-магазины, более гибкие производители премиум-сегмента сохраняют позиции и находят новых покупателей за счет необычного дизайна и премиального сырья.
«Мы видим, как меняется портрет клиента. Для многих ювелирные покупки — это способ отметить свои достижения и побаловать себя. Это не про статус, это про удовольствие и личную ценность. Во всех регионах России мы наблюдаем рост спроса на украшения, которые можно адаптировать под себя — будь то ювелирные трансформеры или кастомизированные заказы по собственному дизайну», — говорит Мария Мазурчик.
В поколении 35+ люди, которые сделали себя сами. Они выбирают необычные украшения как альтернативу «традиционным» моделям. Растёт аудитория женщин, которые покупают бриллианты не в подарок, а себе.
GRANT: ставка на дизайн, технологии и крупные бриллианты
Специализация на крупных бриллиантах — это еще и способ отстроиться от того, что предлагают крупные федеральные сети, где редко встретишь «полукаратники» и «каратники». К тому же локальные и региональные сети пользуются большим доверием розничных покупателей. И за золотым украшением с крупным бриллиантом, вероятнее, придут к ним.
«Синтетика не для нас. Когда что-то можно производить бесконечно, оно теряет уникальность — а вместе с ней и ценность. Так происходит и с синтетическими бриллиантами: их стоимость будет неизбежно падать, а доля — смещаться в сторону сегмента фаст-фэшн и бижутерии. GRANT работает с 1999 года, мы не готовы к таким «компромиссам». Наши оптовые и розничные клиенты ценят премиальное качество, которое заключается в сложном дизайне наших изделий и в природном происхождении драгоценных камней», — подчёркивает Мария Мазурчик.
Больше, чем производитель
Турбулентность очищает ювелирный рынок. Стратегия выживания для центральных игроков — розничных сетей и производителей — работать в симбиозе: когда растет один, то будет расти и другой. И наоборот.
GRANT работает с партнёрами не только как производитель. Бренд помогает создавать фото- и видеоконтент для клиентов, разрабатывать сторителлинг коллекций, делится маркетинговыми практиками. Важной миссией собственники завода считают образовательный и просветительский контент — статьи и фильмы о ювелирном наследии и культурных традициях, которые бренд создает в соавторстве с экспертами по истории моды и искусства.
«Сохранение традиций ювелирного искусства, авторский дизайн, натуральные камни, доверительные отношения с клиентами — все это формирует устойчивый спрос. Премиум-сегмент может стать драйвером развития всей отрасли. Поэтому ставка на премиум сегодня — это не риск, а стратегия роста», — резюмирует Станислав Мазурчик.
Бриллианты пережили войны, революции и падения империй. Когда рушились рынки и «сгорали» целые состояния, эти натуральные камни сохраняли ценность и оставались символом вечности. Так и сегодня, в эпоху нестабильности, они вновь опора для тех, кто ищет надёжность и красоту в одном активе.