«Если уж принимать их [меры по «обелению»],
принимать их нужно сейчас в открытую, прямо, честно.
И здесь ничего такого страшного нет»
Президент РФ В.В.Путин
Президент России Владимир Путин поручил Кабмину в связи с ростом налогов проработать меры по «обелению» экономики. Большую статью об этом опубликовали «Ведомости». Но экономика России – это многоплановый организм, в котором есть очень разные отрасли и сферы деятельности. Сфера ДМДК, как известно, особая, где объекты регулирования – это «объекты повышенной концентрации стоимости», как назвал их в свое время Юрий Зубарев, Руководитель Федеральной пробирной палаты.

Именно в силу этих особенностей ДМДК наша отрасль всегда, с советских времен, была под особым вниманием государства. Много ли в России отраслей, имеющих «собственную» федеральную службу? Наша отрасль ДМИДК имеет. Что такое Федеральная пробирная палата, понимают все – это контрольно-надзорный орган сферы ДМДК. По сути, это «сторона обвинения» в балансе выработки модели регулирования сферы ДМДК, со всеми вытекающими из этого нормативно-правовыми инициативами, исходящими из этого ведомства.
А кто из государственных органов представляет в таком балансе интересов «сторону защиты» участников рынка ДМДК? Увы, никто. Ассоциация много раз говорила об этом и даже обращалась к Правительству РФ с просьбой наделить Минфин России ответственностью за развитие сферы ДМДК. К сожалению, пока ничего добиться здесь не получилось, и лишь проявление доброй воли самого Минфина сказалось на более внимательном отношении ведомства к просьбам ювелирного сообщества об учете интересов бизнеса при принятии новых нормативных правовых актов.
НО! Любой нормативный акт в сфере ДМДК принимается после согласования со всеми заинтересованными ведомствами. ФСБ, МВД и Росфинмониторинг в сфере ДМДК к ним относятся. И, понятно, у силового блока всегда возникают опасения по любому поводу ослабления регуляторных мер. В дополнение к опасениям ФПП, главного контролера сферы ДМДК.
Таким образом, баланса сторон «обвинения и защиты» в деле формирования нормативной правовой базы сферы ДМДК в России нет. Можно ли в таких условиях «и рыбку съесть, и кой-куда сесть»? Вряд ли. Ведь главная проблемы сферы ДМДК – это очень невысокий процент продукции с высокой добавочной стоимостью. По сути, лишь ювелирная отрасль в этой сфере дает такой продукт. Но продукция ювелирной сферы – это ювелирные изделия, товары народного потребления далеко не первой необходимости.
Т.е. в условиях ограниченных доходов населения (кстати, не такого уж и большого по численности), единственный путь развития ювелирной отрасли – это выход на экспорт. Однако для выхода на экспорт требуется создание таких условий для отечественной ювелирной промышленности, при которых она смогла бы в ценовом плане на равных конкурировать на внешних рынках с ювелирной продукцией стран-конкурентов.
Да, кроме ювелирной промышленности, в ювелирной отрасли есть еще и единичные художники-ювелиры, чей продукт – не массовые ювелирные изделия, у которых основа сбыта – наилучшее соотношение цена/качество, а высокий уровень ювелирного искусства. Но эти участники рынка «погоды» в отрасли не делают, хотя их успехи на внешних рынках, безусловно, и создают прекрасный фон для продвижения массовой ювелирной продукции из страны, которую художник-ювелир представляет. Но это не про экономику.
Понятно, что целью любого бизнеса является извлечение прибыли, и налоги платить никому не хочется. Это проблема любого регулятора в любой стране мира. Решается эта проблема всегда нахождением оптимального баланса между регуляторными мерами контроля и необходимостью развития данного сектора экономики. Вот только для достижения баланса нужен диалог «стороны защиты и стороны обвинения». Кто-то должен быть уполномочен в государстве выполнять роль «стороны защиты бизнеса» в сфере ДМДК, иначе баланс неизбежно будет нарушен в сторону «обвинительного уклона». Что и происходит сегодня.
Также необходимо учитывать, что Департамент государственного регулирования сферы ДМДК Минфина, хотя и регулирует товарную сферу (объекты ДМДК), тем не менее, прежде всего думает о сборе налогов. Финансовое ведомство, все-таки. Так что без четкой установки регулятору сферы ДМДК необходимости обеспечения развития данной сферы политика регулятора будет ориентирована скорее на «закручивание гаек», чем на послабление мер регулирования.
Итак, круг замкнулся. Для роста налогов в бюджет нужно развитие отрасли, для развития отрасли нужен выход на экспорт, для выхода на экспорт отрасли нужен оптимальный баланс мер по либерализации оборота и контроля за оборотом, для возникновения оптимального баланса нужно равенство сил воздействия на формирование нормативной правовой базы у сторон, представляющих интересы развития и контроля, для равенства сторон требуется наличие именно двух сторон, а не лишь однобокого «обвинительного уклона», для появления «стороны защиты» нужна добрая воля «арбитра», т.е. появление распоряжений Президента или Председателя Правительства России по созданию такой «стороны защиты», для появления таких распоряжений необходима уверенность в том, что послабление регулирования в отрасли не приведет к уходу бизнеса от налогов, для появления уверенности в налоговой ответственности отраслевого бизнеса нужна «сторона защиты» этого бизнеса во власти, ответственная за развитие сектора. А ее нет, этой «стороны защиты».
Ювелирная отрасль, как известно, неоднократно оказывалась той площадкой, с которой государство начинало проводить эксперименты по введению различных мер осложнения условий деятельности бизнеса. Достаточно вспомнить про 47-ФЗ, принятием которого малый ювелирный бизнес лишили возможности применять специальные налоговые режимы. Первыми из всех отраслей. А ГИИС ДМДК? Разве можно сопоставить по сложности работу в системе маркировки «Честный знак» и в системе ГИИС ДМДК? Ювелиров «обелили» раньше всех, и быть еще «белее» уже просто невозможно!
Так неужели и дальше будет продолжаться «закручивание регуляторных гаек» в ювелирной сфере? Не приведет ли это к вырождению конкурентного рынка и монополии нескольких крупнейших игроков, способных выдержать любой регуляторный прессинг? Доведет ли кто-то до первых лиц информацию о том, что в ювелирной сфере все уже «обелили» и в налоговом плане также ужесточили нормативную базу до предела?
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» вместе с другими общественными бизнес-объединениями бизнеса стремится по возможности защищать интересы отраслевого бизнеса. Только уж больно неравную силу защиты предоставило государство бизнес-объединениям по сравнению с силой «обвинителей». Без предоставления статуса «защитника интересов ювелирной отрасли» (т.е. наделения задачей развития) Минфину, как государственному регулятору отрасли, все труднее будет пытаться сохранять многообразие сегодняшнего российского ювелирного рынка. Но надежда, как известно, умирает последней.