Представители любой сферы бизнеса в нашей стране могут уверенно заявить, что в их работе хватает своих сложностей. И, конечно, с этим не поспоришь. Но современная ювелирная индустрия отличается чертой, которая, как нам кажется, делает ее уникальной. Некоторые ювелирные направления умудряются развиваться в условиях, когда делать это «не совсем разрешено», либо процесс сопровождают условия, соблюдение которых вероятно приведет к полной остановке деятельности.
Проблему с неясным законодательным обоснованием торговли ювелирными украшениями через интернет мы описывали еще год назад. И после недавней новости об изменениях порядка продажи ювелирных изделий неопределенности только прибавилось.
А сейчас мы хотим рассказать о еще одной сложности, источником которой является закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Идентификация покупателей ювелирных изделий: давно обязательна, «нижних порогов» нет
По нашим наблюдениям, абсолютное большинство как покупателей украшений, так и ювелиров даже не подозревают о том, что ювелирные магазины обязаны собирать паспортные данные и некоторые другие сведения со всех покупателей ювелирных изделий. Никаких «минимальных порогов» покупки не существует — и требование относится как к покупке украшений категории люкс, так и обычных золотых и серебряных сережек.
Законодатели с советских времен продолжают верить, что человек, которому «повезло» незаконно обогатиться, будет рад вложить деньги в «ликвидные» и легко транспортируемые золотые колечки и прочие драгоценности. Все это — несмотря на очевидный факт, что бывшие в употреблении украшения резко теряют в стоимости и не могут считаться выгодным объектом инвестиций.
Ювелирная розничная торговля продолжает функционировать в нормальном режиме только по той причине, что выполняют данное требование закона пока не более 1% продавцов. Ювелирное сообщество поднимает этот вопрос на крупных форумах, надеясь отменить это требование либо ввести высокие пороги. Результат пока отсутствует, но и наказание на невыполнение этих требований пока что не применялось (как минимум, о таком ничего не известно).
Подробнее о требованиях закона
Юрист Павел Смыслов, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ) опубликовал на портале ювелир.инфо достаточно подробную статью «Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения».
Мы решили сделать небольшой «конспект» с основными выводами — для того, чтобы и покупатели, и продавцы ювелирных изделий хотя бы на базовом уровне представляли себе эти требования и последствия как их выполнения, так и отказа от него.
Откуда взялись требования?
Источник требований по обязательной идентификации покупателей ювелирных изделий — «Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А именно, пп. 1 п. 1 ст. 7 этого закона.
Что именно требует закон?
Согласно закона, все ювелиры (как производители, так и оптовые и розничные продавцы) обязаны до совершения сделки
идентифицировать клиента (собрав определенные сведения о своих клиентах — юридических, и важно — физических лицах, которые приобретают их продукцию)
проверить достоверность данных (запрашивая подтверждающие документы)
идентифицировать и проверить достоверность также, если возможно, выгодоприобретателей и «бенефициарных владельцев» — тех, в чьих интересах совершается приобретение
Какие конкретно данные требуется собрать?
По юридическим лицам:
наименование
ИНН или код иностранной организации
государственный регистрационный номер, место государственной регистрации
адрес местонахождения и другие
По физическим лицам:
фамилия, имя, отчество
гражданство
дата рождения
реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации
адрес места жительства (регистрации) или места пребывания
ИНН (идентификационный номер налогоплательщика при его наличии) и другие
Что на самом деле проверяет законодатель?
Подробно раскрывает процедуру идентификации Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Если сформулировать доступно, законодатель хочет убедиться, что покупатель/выгодоприобретатель
не причастен к экстремистской деятельности и терроризму
не принадлежит к числу иностранных публичных должностных лиц (касается только физлиц)
не зарегистрирован, не проживает в государстве или на территории, не выполняющей рекомендации ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), а также не имеет там банковких счетов
По итогам проверки, клиенту должна быть присвоена соответствующая «степень риска».
Каким образом производится сбор данных?
Для сбора данных рекомендуется анкетирование на бумаге или электронно. Анкету, по закону, обязан заполнить именно продавец. Клиент, соответственно, должен дать необходимые сведения для заполнения.
В чем сложность сбора данных в отношении обычных покупателей — физлиц?
Если в отношении юридических лиц сбор любых сведений давно превратился в рутину — каждый имеет в запасе набор необходимых копий документов, то с физическими лицами все намного сложнее.
Как должна выглядеть процедура идентификации в ювелирном магазине:
продавец запрашивает паспорт клиента
заполняет анкету
проверяет клиента на наличие сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму
устанавливает «бенефициарного владельца» у клиента
присваивает «степень риска»
Дополнительные требования (стали распространяться и на физических лиц) после изменений законодательства летом 2015 года:
продавец должен собирать информацию о предполагаемом характере деловых отношений клиента с данной организацией
принимать обоснованные и доступные меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов
а также меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов
и только после этого, если у клиента не испортится настроение, продавец может приступить к продаже изделия.
По информации автора статьи, лишь минимальное количество продавцов проводят полноценную процедуру по всем шагам. Основная же масса либо не делает ничего, либо проводит минимальный объем идентификации. Покупатели, соответственно, часто не берут с собой паспорт, либо наотрез отказываются предоставлять свои данные. В случае, если продавец продолжает настаивать, покупатель скорее всего просто уходит из магазина.
Про пороги
Сведения о том, что существует минимальная пороговая сумма покупки до 15 тысяч рублей, ниже которой идентификация не требуется, ошибочны. Этот порог касался лишь операторов по проведению платежей и страховых организаций.
По словам автора статьи, «у ювелиров в настоящее время нет никакой пороговой суммы, до которой идентификация не проводится. То есть даже при продаже ювелирного изделия стоимостью, к примеру, всего несколько сотен рублей, ювелирный магазин обязан провести полную идентификацию покупателя».
Может ли покупатель настоять на покупке без заполнения анкеты, сославшись на Закон о защите прав потребителей?
По словам Павла Смыслова, «Если покупатель не предоставляет свой паспорт для проведения продавцом идентификации, продавец имеет полное право отказать ему в продаже ювелирного изделия без каких либо негативных для себя последствий». Уже имеется судебный прецедент после иска, поданного покупателем. Суд покупателем был проигран.
Что будет, если продавец не выполняет требования закона по идентификации?
«Ответственность организаций и предпринимателей за нарушение процедуры идентификации предусматривается ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях. Указанное нарушение влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
За административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Есть ли надежда отменить эти требования?
В марте 2015 года в Госдуму был внесен Законопроект № 734802-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части увеличения пороговой суммы операций с ювелирными изделиями).
Законопроектом предусматривается установление двух уровней пороговых значений сумм операций при покупке физическим лицом ювелирных изделий, которые могут осуществляться без процедуры идентификации:
— 150 000 рублей при расчётах наличными денежными средствами;
— 600 000 рублей при расчётах персонифицированными электронными средствами платежа.
В мае 2015 года рассмотрение законопроекта было перенесено.