В алмазном бизнесе наибольшую отдачу приносят хорошая доля оптимизма, взгляд на перспективу и много упорной работы
Израильская алмазная биржа (Israel Diamond Exchange, IDE) берет свое начало в 1937 году и сегодня является крупнейшим в мире комплексом торговли алмазами и бриллиантами, объединяющим под своей крышей примерно 3 500 членов, представляющих весь спектр предприятий, связанных с этим драгоценным минералом. Располагаясь в Рамат-Гане, биржа доминирует в экономика этого города, и не только. Обеспечивая рабочими местами 55 000 человек, алмазное сообщество Израиля вносит солидную долю в общий объем экспорта промышленной продукции страны - $ 9 324 млн против $ 48 200 млн в 2014 году. Меморандум о взаимопонимании между IDE и российской АЛРОСА, подписанный в ходе недавней Международной алмазной недели в Израиле в присутствии президента Израиля Реувена Ривлина, может способствовать оживлению взаимного товарооборота и росту экономики обеих стран. Шмуэль Шнитцер (Shmuel Schnitzer), президент IDE, в своем интервью агентству Rough & Polished рассказал о роли Израильской алмазной биржи и поделился последними данными о работе алмазной промышленности своей страны.
Израильская алмазная биржа считается одной из крупнейших в мире. Каков ее вклад в экономику Израиля?
Израильская алмазная биржа действительно является самой крупной в мире, насчитывая более 3 500 членов. Наша торговая площадка является крупнейшей в мире и самой активной. Хотя комплекс Израильской алмазной биржи, состоящий из четырех зданий, по своей величине больше не является самым большим, но зато он наиболее эффективный и безопасный.
Для удобства я предлагаю ознакомиться с самой последней презентацией нашей отрасли, содержащей много фактов и цифр о ее производительности. Начнем с того, что ее общий годовой оборот составляет порядка $ 28 млрд. Алмазы и бриллианты составляют около 20 процентов от общего объема промышленного экспорта Израиля. Наш ежегодный экспорт алмазов и бриллиантов достигает примерно $ 10 млрд, а его основными пунктами назначения являются: США - 37 процентов; Гонконг - около 29 процентов; Бельгия - 27 процентов; а также другие страны.
Каковы результаты Международной алмазной недели, состоявшейся в Израиле 8-12 февраля 2015 года, по объему торговли и в плане общего настроения?
Это действительно было лучшим из всех мероприятий, которые мы когда-либо проводили. Я приглашаю взглянуть на нашу видеогалерею и просмотреть многочисленные интервью и отчеты. В последние три года мы многому научились, и нынешняя организация пространства, планировка зала и разнообразие покупателей были фантастическими. Мы принимали делегацию примерно из 40 покупателей бриллиантов из Турции, а также делегации партнерских бирж – из Клуба алмазных дилеров Нью-Йорка (Diamond Dealers Club of New York) и Антверпенской алмазной биржи (Antwerp Diamond Bourse). В общей сложности мероприятие посетили 450 покупателей из 24 стран мира. Что касается продаж, то все участники – это 350 с лишним экспонентов и покупателей - дали положительные отклики. Не забывайте, что для местного рынка - то есть для алмазного торгового сообщества - это важное событие в смысле развития связей. Принимая во внимание, что большей частью торговля алмазами и бриллиантами происходит в 1 200 с лишним офисах в нашем комплексе, площадка была переполнена, поскольку это прекрасная возможность получить представление о том, что могут предложить коллеги. Модель данного мероприятия с учетом ее низкой стоимости - поскольку все происходит на существующей торговой площади - зарекомендовала себя как очень эффективный маркетинговый инструмент, способствующий налаживанию контактов и развитию продаж.
Не могли бы Вы сообщить процентное соотношение бриллиантов, продававшихся на IDE, с точки зрения веса в каратах и цвета в прошлом году?
Я отсылаю вас к цифрам Министерства экономики. Мы не ведем учета по цвету бриллиантов. Посмотрите на таблицу ниже.
Теперь, когда АЛРОСА и Израильская алмазная биржа подписали меморандум о взаимопонимании, что это будет означать для обеих сторон в плане поставок алмазного сырья в 2015 году?
Визит делегации АЛРОСА имел для нас большое значение и, как мы надеемся, для самих топ-менеджеров АЛРОСА. Они получили должное впечатление о том, что увидели в торговом зале во время Международной алмазной недели, и они обещали вернуться, чтобы узнать больше относительно того, что может предложить наша промышленность. Подписание Меморандума о взаимопонимании открыло двери для будущих переговоров, и мы, конечно, хотим вступить в переговоры о модели поставок алмазного сырья компанией АЛРОСА израильской промышленности. Это интервью также является хорошей возможностью поблагодарить АЛРОСА за визит делегации и пригласить приехать снова с визитом для продолжения диалога.
Количество алмазных бирж в мире растет (в последнее время к алмазному сообществу присоединились Дубайская алмазная биржа и Панамская алмазная биржа), в то время как предложение алмазов, как говорят, сокращается. Что Вы думаете по поводу такого разнонаправленного движения?
Вы правы, указывая на то, что природные алмазы – это ограниченный ресурс и что производство алмазного сырья, следовательно, сводится к тому, что добывается в течение календарного года. Тем не менее место для других центров, которые будут способствовать эффективной торговле алмазами, безусловно, имеется при условии, что они будут вносить свою лепту в усилия, направленные на то, чтобы бриллианты попадали в руки потребителей на обслуживаемых и развиваемых такими центрами рынках. Все эти усилия должны преследовать одну цель: повышать востребованность бриллиантов и ювелирных изделий с ними на потребительских рынках, усиливая таким образом экономическую отдачу от бриллиантов, производимых и продаваемых через алмазопровод.
Некоторые израильские диамантеры работают над тем, чтобы расширить производство бриллиантов в Израиле и вернуть его к прежним уровням. Как Вы думаете, в настоящее время это возможно на фоне гигантских ограночных производств в Индии и программ бенефикации, осуществляемых африканскими алмазодобывающими странами?
Мы реалисты. Так что мы не пытаемся вернуть индустрию производства небольших камней, которую мы потеряли, уступив ее производственным центрам с более низкой заработной платой, таким, как Индия. Тем не менее мы сознаем наш собственный потенциал и поэтому инвестируем в расширение и укрепление рабочей силы для производства тех камней, которые мы можем производить с прибылью здесь, в Израиле. Большие камни круглой огранки и фантазийных форм, а также цветные бриллианты могут выпускаться у нас, в Израиле, и мы обладаем самым большим опытом и знанием технологии производства таких камней. Недавнее создание нового комбинированного учебного центра, совмещенного с алмазогранильной фабрикой, является лишь одним из многих шагов, которые мы предпринимаем для увеличения объема производства выпускаемой продукции.
По Вашему мнению, какие меры должны быть приняты, чтобы пробудить интерес молодых поколений к ювелирным изделиям с бриллиантами?
Продвижение, продвижение и продвижение. «Диапазон» потребительских товаров, относящихся к категории роскоши, за последние десятилетия значительно возрос. Мы конкурируем с широким спектром продуктов моды и аксессуаров, таких как роскошные часы, фирменная одежда, кожаные сумки и обувь, а также с целым рядом технологических и коммуникационных продуктов и гаджетов, таких как смартфоны, планшеты и так далее. В то же время мы должны повысить доверие потребителей, представляя бриллианты в качестве продуктов, которые не только позволяют покупателям самим чувствовать себя хорошо, но и в качестве предметов роскоши, которые создают экономическую выгоду для стран и общин, где они добываются и производятся. И последнее, но не менее важное: мы должны продолжать убеждать людей, что наша продукция остается незапятнанной, не причастной к конфликтам и является тем, что она есть - уникальным творением природы, созданным миллионы лет назад в земной толще, которое может быть добыто и огранено – вне зависимости от размера - только один раз!
В последнее время алмазная промышленность, как представляется, не видит вреда в синтетических бриллиантах, если они продаются на отдельном рынке. Как Вы полагаете, когда такой рынок будет окончательно создан с точки зрения отраслевых правил, норм и контроля со стороны властей?
У меня для Вас новость. Правила существуют. Мы - то есть 30 бирж, входящих в состав Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) - соблюдаем правила Международного алмазного совета (International Diamond Council, IDC), установившего кристально четкие правила для номенклатуры синтетических бриллиантов. Что касается надзора, то каждый член отрасли – по всему алмазопроводу - несет ответственность за РАСКРЫТИЕ природы синтетических камней. В Израиле, на Израильской алмазной бирже, мы не разрешаем торговать синтетическими камнями на нашей торговой площадке. Кроме того, специальный механизм импорта и экспорта, который существует для природных алмазов и бриллиантов, не применим для синтетических камней. Синтетические алмазы и бриллианты, а также цветные синтетические драгоценные камни являются, с точки зрения алмазного контролера Израиля, главного представителя министерства экономики в нашем комплексе, иным продуктом и должны импортироваться и экспортироваться как любые другие товары народного потребления.
Каков Ваш прогноз для алмазной промышленности Израиля в 2015 году?
Всякий раз, когда мне задают этот вопрос, мне вспоминается то, что говорил мой покойный отец, Моше Шнитцер (Moshe Schnitzer), возглавлявший Израильскую алмазную биржу не менее 25 лет: «В алмазном бизнесе наибольшую отдачу приносят хорошая доля оптимизма, взгляд на перспективу и много упорной работы». Я тоже придерживаюсь этой философии и одновременно следую его дорогой, настойчиво работая над тем, чтобы по возможности максимально наращивать добавленную стоимость для членов Израильской алмазной биржи. Платформа Международной алмазной недели в Израиле оказалась важным и успешным инструментом, и мы с нетерпением ждем следующей Международной алмазной недели, которая пройдет 31 августа – 4 сентября.
Владимир Малахов, Rough&Polished