Эрнест Блом: Наш бизнес строится на полном доверии, и поэтому для нас важно оставаться оптимистами
Эрни Блом (Ernie Blom), диамантер в третьем поколении, в настоящее время уже третий срок является президентом Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB). В течение многих лет он работал в разных организациях отрасли в качестве исполнительного директора или председателя правления, включая должность председателя Клуба дилеров алмазами ЮАР (Diamond Dealers Club of South Africa), председателя правления Ассоциации дилеров алмазами (Rough Diamond Dealers Association), председателя правления Ассоциации мастеров огранки бриллиантов (Master Diamond Cutters Association), председателя правления Ювелирного совета ЮАР (Jewellery Council of South Africa), Южноафриканской комиссии по алмазам (South African Diamond Board) и был особым дипломатическим советником бельгийского правительства по торговле с Африкой.
Дед Эрни Блома стал работать в этой отрасли в 1800-х годах. Его сын в настоящее время работает с ним в этом бизнесе как наследник в четвертом поколении. В возрасте 23 лет Эрни Блом стал избранным представителем профсоюзной организации компании в Южноафриканском профсоюзе рабочих алмазной отрасли (South African Diamond Workers Union, SADWU). Он продвигался по службе и стал самым молодым вице-президентом и руководителем забастовки в середине 1970-х годов.
В интервью отраслевому аналитическому агентству Rough&Polished Эрни Блом говорит о разных вопросах, вызывающих обеспокоенность глобальной алмазно-бриллиантовой отрасли в настоящее время.
Наступили трудные времена для глобальной алмазно-бриллиантовой отрасли – высокие цены на алмазы, застывшие цены на бриллианты и множество других вызовов, включая спад на большинстве потребительских рынков, например, в Китае, Японии, Индии и т. д. Видите ли Вы «свет в конце тоннеля»?
Конечно. Наш бизнес построен на полном доверии, поэтому для нас важно оставаться оптимистами. Отрасль видела спады и в прошлом и успешно пережила их. Это потому что мы являемся несгибаемым бизнесом. Нам нужно посмотреть на то, как мы управляем своими компаниями и работать осторожно, и это позволит нам преодолеть нынешние трудности.
Бизнес во всем мире с нетерпением ждал поддержки от недавно прошедшей выставки JCK Show в Лас-Вегасе, но был разочарован. Ждете ли Вы изменений на рынке Соединенных Штатов в ближайшие месяцы?
Я считаю рынок Соединенных Штатов устойчивым. Он не демонстрирует стремительное развитие, и я бы не ожидал какого-либо прорыва. Но он является крупнейшим и важнейшим рынком в мире, и важно, чтобы он оставался устойчивым, особенно во времена, когда со стороны второго по величине потребителя – Китая – наблюдается снижение спроса. Мы должны помнить, что впереди у нас сезон летних отпусков, в который обычно наступает затишье.
В новостях упоминается алмазно-бриллиантовая отрасль ЮАР, но не всегда обоснованно. Как на Ваш взгляд будет продвигаться работа в центрах алмазодобычи ЮАР в будущем году? Можете ли Вы дать анализ ее отрасли в настоящее время?
К сожалению, алмазно-бриллиантовый сектор ЮАР столкнулся и продолжает сталкиваться с широким рядом вызовов. Крупнейшие из них – это спад в секторе производства бриллиантов. Чрезвычайно важно, чтобы правительство и отрасль работали вместе с целью изменить эту тенденцию.
Но мы должны также иметь в виду, что ЮАР остается четвертым в мире производителем с точки зрения объемов и важным членом группы стран-производителей алмазов.
Некоторые секторы отрасли считают, что алмазы, продаваемые с большими скидками некоторыми африканскими странами, являются причиной снижения цен на бриллианты во всем мире. Каково Ваше мнение?
Я должен сказать, что я не знаком с этой точкой зрения. Огромное большинство африканских алмазов добываются с участием De Beers и продаются через ее каналы в странах, где она работает. Объемы производства в других алмазодобывающих странах довольно невелики в сравнении с этими объемами, поэтому, даже если бы они продавали с большой скидкой, это оказывало бы довольно небольшое влияние. Большинство других производителей продают через систему тендеров, что позволяет им иметь справедливую рыночную стоимость.
После недавней Президентской встречи (Presidents Meeting) должна была появиться более крупная картина глобального рынка. Обозначены ли какие-либо рекомендации для участников отрасли, необходимые для того, чтобы справиться со многими вызовами, включая низкую прибыльность, банковское финансирование и т. д.?
Мы обсуждали широкий круг вопросов на Президентской встрече в Тель-Авиве. Самыми неотложными вопросами являются, конечно, падение прибыльности, сокращение банковских кредитов, проблемы ликвидности, завышенная оценка бриллиантов и синтетические бриллианты.
Мы проводим постоянные встречи с производителями алмазов и банковскими официальными лицами, как мы делали это на Президентской встрече. Мы стремимся убедить этих очень важных игроков, что так же, как алмазно-бриллиантовые компании нуждаются в них, они тоже нуждаются в алмазно-бриллиантовой отрасли. В области банковских услуг мы работаем по принципу «Знай своего клиента» (Know Your Client) с банком ABN Amro Bank. Важно, чтобы обе стороны понимали вызовы и потребности другой стороны, и это является нашей целью.
Заявление GIA по необъявленным облагороженным бриллиантам, предъявленным в Израиле, вызывает большую озабоченность глобальной алмазно-бриллиантовой отрасли. Были отмечены также и случаи «завышенной оценки» лабораториями. Есть ли решение, способное прекратить эти беспокоящие тренды, чтобы не потерять доверие потребителей навсегда?
Конечно, доверие потребителей является в данном случае основным. WFDB была очень рада увидеть незамедлительные меры, предпринятые Израильской алмазной биржей (Israel Diamond Exchange) и ее президентом Шмуэлем Шнитцером (Shmuel Schnitzer). Это показывает всем сторонним наблюдателям ту серьезность, с которой мы относимся к этим вопросам.
Нет места обману, и WFDB, конечно, имеет полномочия исключить тех членов, которых уличили в противозаконных действиях, из биржи, к которой они принадлежали, и запретить им торговать на любой из 30 филиалов бирж по всему миру.
Не так давно алмазная отрасль была наполнена сообщениями о синтетических бриллиантах или выращенных в лаборатории бриллиантах, которые смешивались с природными бриллиантами, особенно в Индии. Но в ходе последних проведенных проверок не было обнаружено никаких синтетических бриллиантов, что снимает подозрения с индийской отрасли. Какими должны быть планы действий алмазно-бриллиантовой отрасли по своей защите?
Возможно, что проблема не так велика, как первоначально считали. Трудно дать количественную оценку. Но так ли это или нет, имеет меньшее значение, чем необходимость участников бриллиантовой отрасли в пристальном отслеживании бриллиантов, которые она покупает.
Нет сомнения в том, что производственные мощности сектора производства выращенных в лаборатории бриллиантов растут очень быстро, и качество камней, которые он выращивает, постоянно повышается. Приборы по выявлению есть во всех алмазно-бриллиантовых центрах, что позволяет выявить подозрительные бриллианты и отправить их на дальнейшую проверку.
На всевозможных встречах глобальными лидерами обсуждается необходимость видового маркетинга, но не достигнут консенсус по этому вопросу. Считаете ли Вы, что Ассоциация производителей алмазов (DPA) должна взять инициативу в свои руки, чтобы другие участники алмазопровода тоже могли сотрудничать и поддерживать эту работу? Что еще стоит в повестке дня WFDB, принимая во внимание то, что глобальная алмазно-бриллиантовой отрасль сейчас переживает самые трудные времена?
Мало сомнения в том, что алмазно-бриллиантовой отрасль отстала от тренда, что касается видового маркетинга, поскольку De Beers закончила свою программу видового маркетинга почти десять лет назад. Это вызывает сожаление, потому что другие продукты очень быстро создали конкуренцию в борьбе за наличным располагаемым доходом потребителей, в частности, электронные гаджеты. Как я упоминал на Президентской встрече, я никогда не слышал о людях, выстаивающих всю ночь, чтобы купить бриллиантовое ювелирное изделие, как они выстаивают за новейшими вариантами iPhone(ов), iPad(ов) и другими подобными устройствами.
WFDB всецело стоит за работой по Всемирному фонду алмазной марки (World Diamond Mark Foundation), который предпринимает большие усилия по формированию общественного интереса к бриллиантовым ювелирным изделиям и резкому увеличению объемов продаж. Мы очень рады были узнать о создании Ассоциации производителей алмазов (Diamond Producers Association) группой алмазодобывающих компаний. Мы стремимся работать с DPA, так как это огромный вызов, с которым не может справиться одна группа в одиночку.
Алмазодобывающие отрасли Намибии и Ботсваны добились успеха, но, как Вы считаете, смогут ли они сохранить долгосрочный рост? Хотя инициативы по бенефикации приветствуются, повлияет ли это отрицательно на другие центры огранки? На каких областях, на Ваш взгляд, должен сосредоточиться сектор производства бриллиантов для того, чтобы сохранить свое положение крупнейшего в мире?
Бенефикация была хорошим шагом и должна была начаться гораздо раньше. Вообще не должно стоять вопроса о том, что алмазодобывающие страны имеют право на проведение бенефикации своих собственных бриллиантов с целью получения добавленной стоимости для обеспечения столь необходимой занятости.
Но создание центра огранки и полировки и центра производства ювелирных изделий – это длительный и дорогостоящий бизнес. И не случайно, что Индия создала такую огромную и важную в мировом масштабе торговлю драгоценными камнями и ювелирными изделиями, которая играет жизненно важную роль в объемах экспорта этого полуострова. Каждая страна должна максимально использовать свои навыки и посмотреть, на чем она может создавать добавленную стоимость для своих людей.
Аруна Гаитонде, шеф-редактор Индийского бюро, Rough&Polished