Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Какие опасности таит в себе ремонт золотых изделий?

30 декабря 2016
Редакция

Профессия ювелира по праву считается одной из самых закрытых, таинственных в России. В Ульяновске мастеров по работе с драгоценными металлами и камнями не наберется и десятка, давать интервью, тем более пускать посторонних в свои мастерские, они не любят. К счастью, для «Народной» один из мастеров сделал исключение.

«Позвольте, - скажете вы, - да ювелирных мастерских много!». Но вот только занимаются они лишь ремонтом украшений да работой по готовым шаблонам. А вот мастеров, способных вручную сделать украшения с нуля, единицы. Один из них - Максим Бельский. Сам мужчина называет себя «мастером по эксклюзивным украшениям». Занимается ювелирным делом вот уже десять лет.

За ширму нельзя!

Ювелирная мастерская выглядит как обыкновенный кабинет для приема посетителей. Ни инструментов, ни драгоценностей. Мастер встречает за столиком, позади него - огромная красная ширма. «Туда нельзя, у нас не принято пускать посторонних в собственно мастерскую, - извиняясь, говорит Максим. - Поговорим здесь». Ну здесь так здесь.

- Вас интересует, как становятся ювелирами? В 2007 году в Ульяновск приехал мастер из Петербурга, набирал учеников. Я и еще четверо вызвались, - рассказал мужчина. - Никакого отбора не было. Он начался уже в процессе обучения. Люди не выдерживали и уходили через неделю после начала. Из ульяновских учеников остался я один.

Сейчас он с улыбкой вспоминает, что заниматься в мастерской приходилось буквально по двое суток без сна. Требовались огромное терпение, аккуратность, усидчивость, а главное - громадное желание стать ювелиром. Ведь изготавливать украшения едва ли проще, чем управлять самолетом!

- Нет, конечно, научиться можно всему, но и от рождения нужны твердая рука и особый склад характера, иначе ничего не получится, - признался мастер. - Я работаю без перерыва 10 лет. Выходной бывает один раз в полгода - и то хорошо. Этим нужно болеть, нужно заставлять себя, иначе никак. Заказчику не скажешь: «Я устал, кольцо будет позже». Максим вздыхает и все-таки проводит нас в святая святых мастерской - за ширму.

Золото - это земля

Тут и там - золотые украшения, с верстака аккуратно свисает золотая цепь, посередине стола - микроскоп, а чуть дальше - шлифовальный станок. Оборудования не просто много, а очень много! Сев за стол, Максим начинает рассказывать.

- Страшно ли работать с настолько дорогими материалами? Нет, и золото - это всего лишь земля, - смеется мастер. - Именно с золотом приходится работать чаще всего. Вообще этот металл в чистейшем виде (999-я проба) очень мягкий и податливый. Чем ниже проба, тем жестче металл. Однако 999-я проба стоит в десятки раз дороже. Ее массово использовали только в древности, да и тогда у людей, не знавших технологий, были примеси в металле. Уже в XV веке мастера начали снижать пробу, а теперь ее снижают до 375-й!

Максим долго и увлеченно рассказывает о металлах и пробах. Да, он действительно болеет своим делом! И все-таки, почему золото заказывают чаще, чем серебро? Оказывается, потому что себестоимость работ по изготовлению эксклюзивного украшения и так высока, так что материалы стараются выбирать подороже. Впрочем, прослойка клиентов, которые попросту не любят золото, есть всегда, так что серебро в мастерской не переводится. Разница в цене материалов огромна - цена на одно и то же украшение может отличаться в 100 раз!

- Хотите, покажу одно из самых дорогих украшений, что у меня сейчас в работе, - говорит Максим. - Я работаю над этим заказом уже несколько месяцев.

Заказ - это огромный золотой браслет с гербом России, украшенный драгоценными камнями. Стоит такое украшение, как небольшая квартира. Впрочем, никакого трепета перед дороговизной ювелир не испытывает - заказ как заказ!

Сердце. Натурально

Вообще за десять лет работы он столкнулся с массой необычных заказов. Люди платили за оккультные символы из золота и серебра. В последние годы появилась прослойка неоязычников - они платят большие деньги за славянские солярные символы и прочее.

- Однажды медики заказали сделать сердце из серебра, вот только это оказалось не такое сердце, как вы привыкли, какие дарят любимым, а… натурально сердце, - смеется Максим. - Я и сделал его - со всеми сосудами, с чернением и так далее. Интересный был заказ!

С другими клиентами не так приятно работать - люди в возрасте, например, постоянно боятся, что ювелир «разбавит» их украшение и проба изменится. А у нас, мол, 583-я, такую только в СССР делали!

Сейчас выполнять интересные заказы стало намного проще - помогают современные технологии. Например, 3D-моделирование, которое Максим активно осваивает прямо сейчас. А вот в 3D-печати, кстати, конкуренции ювелир не видит. - Да, технологии шагают вперед, и, возможно, скоро ювелиров станет в разы меньше, - признается он. - Но это не коснется лучших, ведь наше мастерство - это искусство. Фотография ведь не вытеснила живопись?

Опасности ювелирного ремонта

Эксперты утверждают: самый распространенный обман в ювелирных мастерских - обвес. Недобросовестный ювелир с одного изделия может спилить до полуграмма золота. Это легко сделать, если нужно, например, уменьшить кольцо на размер. Если ювелир уходит от взвешивания после ремонта, есть подозрения, что он присвоил ваше золото. Еще проще уменьшить вес золотой цепочки. Достаточно удалить пару звеньев.

Мастера-мошенники знают, как скрыть недостающий вес золота. После пайки все украшения кипятятся в кислотном растворе, а затем промываются водой. Мокрое изделие набирает вес и компенсирует украденное золото.

Обеднение золотого сплава - еще один вид мошенничества. Например, в изделие 750-й пробы, где 75% золота, ювелир может добавить сплав 375-й пробы. А там дорогого металла всего 37%. Чаще всего такая подмена происходит на золотых цепочках со сломанными замками, где сам замок очень легко заменить на более дешевый.

Ничего не стоит мастеру подменить в изделии и драгоценные камни. Обычный человек вряд ли отличит на глаз бриллиант от искусственно выращенного муссанита. А еще мастер может заменить хороший кристалл на сколотый.

Конечно, большинство мастеров работают честно. Но в любом случае перед и после ремонтом обязательно взвесьте изделие. Проверьте, чтобы оно было сухим. Не забудьте указать наличие сколов и повреждений. Если в украшении есть камни, лучше их вытащить. Нет такой возможности, попросите кристалл замерить. Если это бриллиант, мастер должен проверить его подлинность специальным прибором до и после ремонта. Соблюдая эти правила, вы получите свое украшение обратно в целости и сохранности.

'''КСТАТИ

Ювелирная история Симбирска '''

С Ульяновской областью связаны многие известные ювелиры Российской империи. Самый яркий из них - придворный миниатюрист дома Романовых Василий Зуев. На его малой родине - в поселке Чердаклы - даже был создан музей мастера, приложившего руку к знаменитым яйцам Фаберже. Но Зуевым ювелирная история Симбирска не ограничивается. Самым крупным ювелиром старого Симбирска считался мастер Шиноблогер, он держал свою фирму и магазин на улице Гончарова. Богатый предприниматель десятилетиями занимался своим ремеслом и передал его наследникам. Революция ювелирные традиции Симбирска практически уничтожила: дело в том, что при советской власти это искусство было объявлено вне закона. - Это было связано с тем, что золото, серебро и драгоценные камни должны были находиться под контролем государства, - рассказал краевед Сергей Петров. - Так что всех тех, кто организовывал мастерские, объявляли валютчиками. Я знал женщину, которая подпольно изготавливала ювелирные украшения, - она всегда висела на волоске. А полноценные мастерские были только в период НЭПа (новой экономической политики) или на государственных фабриках - такой в Ульяновске не было. Ну а в целом ювелирное мастерство в Симбирске распространено было не так, как прочие ремесла, например, часовые. Виной тому - уровень достатка местных жителей. - Город был небольшой, так что широкой потребности в собственных мастерах по украшениям не было, - рассказала исследователь Татьяна Громова. - Люди среднего достатка (а тут проживали именно они) не пользовались услугами ювелиров, а немногие более богатые могли позволить себе украшения из столицы. Именно в столице ведь и работал известнейший симбирский ювелир Василий Зуев. Не так ли?

Источник: ulpravda.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом