Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Всемирный золотой совет представил отчет о тенденциях спроса на золото в первом квартале 2022 г.

28 апреля 2022
Редакция

Спрос на ювелирные изделия завершив период роста, наблюдавшийся в течение всего 2021 года, потерял динамику в первом квартале 2022 года.

 

Мировое потребление золотых украшений снизилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 474 тонны, отчасти из-за высоких цен на золото.

Тем не менее, большая часть снижения потребления исходила от Китая, на который повлияли изоляция населения, связанная с эпидемией COVID 19, и Индии, где было относительно мало благоприятных дней. 

В стоимостном выражении спрос в первом квартале был на 3% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 29 млрд долларов США.

(World Gold Council) Спрос на золотые ювелирные изделия в первом квартале в размере 474 т был относительно слабым, особенно по сравнению с высоким показателем предыдущего квартала. (1 ) Но большую часть снижения можно объяснить ситуацией в Китае и Индии, которые в совокупности производят от 55 до 60% от общего квартального потребления ювелирных изделий. Спрос в других местах был относительно высоким, особенно на Ближнем Востоке и в Европе; без учета Китая и Индии спрос на ювелирные изделия вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Производство ювелирных изделий было несколько более устойчивым, снизившись на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 518 тонн. В результате в течение квартала на рынке наблюдалось наращивание запасов (+46 т), так как потребительский спрос не оправдал ожиданий. 

Хотя спрос на ювелирные изделия по-прежнему оставался выше, чем наблюдавшийся в разгар пандемии в 2020 году, ему еще предстоит восстановиться до объемов, которые были нормой на большинстве рынков в допандемийный период. Сравнение с показателями 2019 года говорит о том, что за некоторыми исключениями спрос в последнем квартале ниже, чем в первом квартале 2019 года, особенно в Индии и на небольших рынках Азии. Рынку еще предстоит «нормализоваться» после пандемийного шока, и последующий рост цен на золото может замедлить его восстановление.

Спрос на ювелирные изделия оставался повышенным, несмотря на снижение объемов продаж.

Мировой спрос на ювелирные изделия в первом квартале в натуральном и стоимостном выражении*

Источники: Metals Focus, Refinitiv GFMS, Всемирный совет по золоту; Отказ от ответственности

* Данные на 31 марта 2022 г.

Китай

После многообещающего начала года спрос на ювелирные изделия из золота в Китае в первом квартале упал на 8% до 178 тонн . Учитывая все обстоятельства, первый квартал был на самом деле относительно устойчивым, оказавшись всего на 6 тонн ниже средних показателей  за последние десять лет. Но снижение в годовом исчислении было неизбежным в контексте:

- высоких и волатильных цен на золото

- в сравнении с очень сильным базовым периодом 1 квартала 2021 г.

- введения карантинных мер для борьбы с новой вспышкой COVID-19.

Январь и февраль были отмечены высокими продажами золотых украшений в Китае, чему способствовали распродажи в преддверии новогодних праздников; объемы также увеличились за счет продолжающихся усилий розничных продавцов по продвижению более тяжеловесных золотых изделий .

Но резкий рост цены на золото в конце февраля 2022 года после начала военной спецоперации на Украине повлиял на спрос. Поскольку в марте в ключевых городах, таких как Шанхай и Шэньчжэнь, были введены строгие ограничения, связанные с новой вспышкой COVID-19, спрос практически прекратился.

 

Спрос на золотые украшения в Китае был относительно устойчивым

Спрос на золотые украшения в Китае в первом квартале и средний показатель за 10 лет

Источники: Metals Focus, Refinitiv GFMS, Всемирный совет по золоту; Отказ от ответственности

* Данные на 31 марта 2022 г.

В первом квартале на китайском рынке золотых украшений продолжились тенденции 2021 года: в частности, традиционные золотые украшения продолжали увеличивать долю рынка. Праздничные распродажи, связанные с китайским Новым годом, дали импульс этим продуктам, поскольку в дизайне они воплощают традиционную китайскую культуру. Кроме того, в этом квартале ритейлеры продолжали применять ценообразование «за грамм», наряду с продолжающимся продвижением на рынок и продвижением более тяжеловесны продуктов для обеспечения более высокой маржи.

Забегая вперед, сообщим, перспективы второго квартала довольно зловещи. Обычный сезонный спад во втором квартале, вероятно, будет приумножен негативным влиянием на спрос на ювелирные изделия продолжающимися карантинными ограничениями, а также замедлением экономического роста в Китае. 

Индия

Достигнув рекордного уровня в 4 квартале 2021 года, спрос на ювелирные изделия в Индии упал на 26% в годовом исчислении в 1 квартале до 94 тонн . За отсутствием благоприятных дней для покупки золота и свадеб в январе последовал резкий рост цен на золото в конце февраля/начале марта – сочетание, которое оказалось пагубным для покупки ювелирных изделий.

Цена на золото пробила ключевую психологическую отметку в 50 000 рупий за 10 граммов в конце февраля, прежде чем подняться выше 53 000 рупий за 10 граммов в марте. В ответ потребители отложили покупки золота, надеясь на коррекцию цен… или хотя бы стабилизацию. Вялый спрос в марте привел к увеличению дисконта на местном рынке до 60 долларов США за унцию – самого высокого уровня за 18 месяцев.

Перспективы спроса на второй квартал в Индии положительные, хотя дальнейший рост цен на золото представляет собой риск снижения спроса . Спрос во втором квартале будет поддерживаться праздничными закупками (Акшая Тритья — ключевой фестиваль скупки золота — приходится на первую неделю мая) и покупками, связанными с традиционным свадебным сезоном. Основные потребительские настроения улучшаются, что также должно оказать поддержку: Индекс потребительского доверия Резервного банка Индии увеличился до 71,7 в марте с 64,4 в январе . Однако спрос может столкнуться с встречным сопротивлением в случае дальнейшего повышения – или повышенной волатильности – цены на золото, в то время как широкая инфляция может также сдерживать спрос из-за сокращения располагаемых доходов.

Ближний Восток и Турция

Спрос на ювелирные изделия в Турции повторил свои плохие показатели  четвертого квартала прошлого года. Спрос был на 17% ниже в годовом исчислении - до 7 тонн, так как слабость валюты усилила влияние роста цен на золото и обескуражила потребителей. Среднемесячная цена золота в турецких лирах достигла рекордного уровня в марте и составила 920 турецких лир за 1 грамм. В то время, когда турецкие потребители  борются с безудержной местной инфляцией и падением доходов, неудивительно, что спрос на золото упал.

Напротив, региональный спрос на Ближнем Востоке продлил период восстановления после спада 2020 года, вызванного пандемией, восстановившись до самого высокого уровня, отмеченном в первом квартале 2019 года . Региональный спрос был на 18% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 47 тонн. Наибольший вклад в рост региона внесли ОАЭ и Иран. В ОАЭ потребление ювелирных изделий подскочило на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 12,5 т. Это был самый сильный квартал со второго квартала 2017 года, поскольку спрос вырос благодаря посетителям, привлеченным на выставку в Дубае, а снятие всех ограничений, связанных с COVID, и более высокие цены на энергоносители поддержали настроения внутренних потребителей. Спрос в Иране был на 41% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 8,4 т. Сохраняющийся оптимизм по поводу новой ядерной сделки повысил настроения потребителей, как и высокие цены на нефть и газ.  

Запад

Потребление золотых ювелирных изделий в США не изменилось в годовом исчислении в первом квартале и составило очень хорошие 26 тонн. Спрос, вероятно, продолжал получать выгоду от высоких сбережений и ограниченных расходов на поездки, которые еще не вернулись к допандемическому уровню. Ожидается, что в этом году значительно вырастет количество свадеб, которые представляют собой краеугольный камень спроса на золотые украшения в США.

Однако в марте спрос, похоже, снизился, так как высокая инфляция и цены на энергоносители начали кусаться. Рост цен на бензин, вероятно, оказал значительное влияние на доверие потребителей, особенно потому, что они совпали с окончательным свертыванием большинства федеральных программ поддержки доходов. 

Спрос на золотые украшения в Европе значительно восстановился по сравнению с прошлым годом, хотя и остался ниже допандемического уровня. Спрос увеличился на 14% до 11,3 тонны, чему в значительной степени способствовало общее восстановление экономики, продолжающееся снятие ограничений по сравнению с первым кварталом 21 года, все еще ограниченные расходы на поездки и возобновление свадеб. Но рост, вероятно, был ограничен украинским кризисом, подорвавшим доверие потребителей, а также косвенным воздействием роста цен на энергоносители, ограничивающим располагаемый доход. Великобритания продемонстрировала самые высокие темпы роста в регионе, увеличившиеся на 33%, хотя объемы остались очень низкими на уровне 2,7 т. Сильный рост годовых данных по клеймению подтверждает позитивную картину первого квартала для Великобритании.
 

рынки АСЕАН

Потребление ювелирных изделий в Индонезии в первом квартале упало на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило чуть менее 6 тонн . На внутренний спрос на ювелирные изделия повлияло распространение штамма короновируса Омикрон. Ежедневные показатели заражения достигли своего пика в феврале, что привело к повторному введению ограниченных мер социального дистанцирования в некоторых районах. Так как уровень заболеваемости в настоящее время падает, то перспективы роста покупок скорее стоит рассматривать в позитивном ключе, а праздничные покупки во втором квартале, вероятно, поддержат спрос. 

Хотя спрос на ювелирные изделия в Таиланде все еще ниже допандемийного уровня, он вырос до немногим более 2 тонн, что на 8% больше, чем в прошлом году . Восстановление экономики и возобновление туризма поддержали спрос, хотя потребители по-прежнему воздерживаются от крупных покупок. 

Потребление ювелирных изделий во Вьетнаме начало восстанавливаться, увеличившись на 10% в годовом исчислении до почти 6 тонн . Это первое увеличение в годовом исчислении после последних двух кварталов снижения в годовом исчислении и самый высокий первый квартал для Вьетнама с 2007 года. Праздники, включая  Новый год, отмечаемый в феврале, День святого Валентина и День Бога удачи поддержали  восстановление деловой активности до уровня, существовавшего до пандемии COVID-19. Это отражено в устойчивом показателе роста ВВП более чем на 5% в первом квартале. 

Спрос на ювелирные изделия в Сингапуре вырос на 18% в годовом исчислении и составил почти 3 тонны . Это самый высокий квартальный показатель с четвертого квартала 2019 года. Дальнейшее ослабление ограничений и повышение доверия потребителей повысят спрос на ювелирные изделия.

Несмотря на более высокие цены на золото, спрос на ювелирные изделия в Малайзии вырос на 23% в годовом исчислении и превысил 3 тонны . Это на 20% выше среднего квартального показателя за пять лет, но темпы роста частично отражают более низкую базу в первом квартале 2021 года, когда ограничения COVID оказали значительное влияние на спрос.

Остальная Азия

Спрос на ювелирные изделия в Японии увеличился на скромные 5% в годовом исчислении до 3 тонн несмотря на заметное повышение среднего уровня цен с 1 квартала 21 года . Потребление ювелирных изделий превзошло ожидания, поскольку продажи на телевидении (телемагазины) и в Интернете поддержали рынок ювелирных изделий. Однако сравнение проводится со слабым 1 кварталом 2021 года, а спрос остается значительно ниже среднего квартального показателя за пять лет, составляющего 4 тонны.

Спрос на ювелирные изделия в Южной Корее снизился на 13% в годовом исчислении до чуть более 4 тонн . Это в основном связано с более высокими ценами на золото, которые отпугивают потребителей. Всплеск случаев COVID в первом квартале, когда в стране распространялся штамм Omicron, ослабил потребительские настроения. Следует отметить, что к концу марта случаи заражения вирусом значительно снизились, и страна находится на пути к снятию большей части оставшихся ограничений.

Австралия

Спрос на ювелирные изделия в Австралии увеличился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 3 тонны. Экономика Австралии была одной из самых быстрорастущих в регионе (и в G20) в первом квартале, что укрепило внутренние экономические настроения — важный фактор спроса. Недавнее открытие границ Австралии будет способствовать восстановлению экономики и, вероятно, поддержит спрос на ювелирные изделия в будущем. Австралийский ювелирный рынок впервые включен в GDT; по нашим оценкам, в 2021 году было закуплено 8,2 т золотых украшений.

Сноски

1. «Спрос на ювелирные изделия» относится к потреблению ювелирных изделий; в соответствующих случаях изготовление ювелирных изделий

 

Источник: Всемирный золотой совет
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом