Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Отчётный доклад Союза старателей России на XIX съезде. Москва, 15 февраля 2024 г.

19 февраля 2024
Союз старателей России

Таракановский В.И. - Председатель Совета Союза старателей России:

Прошло три года после 18 съезда Союза старателей, проведённого дистанционно.

21 февраля Союзу старателей, который был создан ещё во времена Советского Союза, исполняется 35 лет. В 1987 г был создан Союз председателей артелей (Лопатюк В.А.), а уже в 1989 г. 1-й учредительный съезд объединил почти 80 тыс. старателей из 180 артелей (в т.ч. из России 155 артелей) в Союз артелей старателей СССР.

Основная цель созданной старателями организации – представление единых, общих интересов при взаимодействии с органами власти любого уровня, а также выработка отраслевых норм и правил, в том числе – для их законодательного воплощения.

В настоящее время участниками Союза старателей России являются 25 компаний и организаций. За отчётный период в состав Союза была принята 1 компания.

Наша страна в мировой золотодобыче занимает ведущую роль: достаточно сказать, что за 6,5 тыс. лет из добытых в мире 209 тыс. т золота почти десятая часть приходится на Россию, которая занимается золотодобычей всего 305 лет. Ныне по добыче золота наша страна занимает второе место вслед за Китаем, опережая такие страны, как Австралия, США, Канада, Перу и ЮАР.

Золотодобывающая промышленность России успешно развивалась и последовательно наращивала объемы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г., если сравнивать с 1991 г., добыча золота в РФ возросла со 143 до 332 т, увеличившись в 2,3 раза. В отрасли занято свыше 60 000 квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удаленных регионах нашей страны - в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах еще сотен тысяч человек. Отрасль производит ликвидную экспортную продукцию на два десятка миллиардов долларов, обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов рублей ежегодно.

За 31 год в современной России (1992-2022 гг.) было добыто 6223 т золота из 20079 тонн (с концентратами), добытых на территории России. Структура золотодобычи за этот период претерпела серьёзные изменения – если в 1992 г. 85% золота добывалось из россыпей и только 15% - из золоторудных месторождений, то в 2022 г. на долю россыпного золота пришлось всего 27%. Но если обратиться к объёмам, мы увидим, что после затяжного спада (с со 108 т в 1992 г. до 53 т в 2009 г.) россыпная золотодобыча уверенно возрождается, в 2022 г. добыто 83 т. Основной вклад в добычу россыпного золота вносят старательские артели и небольшие предприятия. Из 658 предприятий в стране 86% добывают менее 500 кг каждое, менее 100 кг - 64%, и только 30 предприятий (4,6 %) добывают более 2 тонн.

Успехи российской золотодобычи могли бы быть значительно более весомыми, если бы органы законодательной и исполнительной власти прислушивались к мнению золотодобытчиков и не создавали многочисленных препятствий в работе. Более 30 лет идёт непрерывное «совершенствование» законодательства в области недропользования. Подлинная эпидемия с корректировками законов, кодексов и других нормативных документов, которые определяют условия работы предприятий на золотодобыче, охватила как законодателей, так и чиновников, «совершенствующих» подзаконные акты и инструкции. За последние годы (после принятия) в Законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Лесной, Водный и Земельный кодексы было внесено 431 поправок и изменений. Это не считая сотен подзаконных актов и многочисленных отраслевых приказов, инструкций, которые тоже меняются с завидным постоянством. Такая чехарда значительно осложнила хозяйственную жизнь крупных предприятий с мощными юридическими службами, а что можно говорить о небольших артелях и коллективах золотодобытчиков!

Бюрократов развелось столько, что они начинают вполне ощутимо вредить развитию России. Обращусь к высказыванию Дзержинского Ф.Э. о чиновниках, которое он сделал 100 лет назад в далёком 1923 году: «чтобы… государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов… Каково настоящее положение. Неудержимое раздутие штатов… чудовищная бюрократизация всякого дела – горы бумаг и сотни тысяч писак… миллионы излишеств. Это легальное пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, вопиющая бесхозяйственность, преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы. …9/10 сил и энергии уходит не на создание  новых ценностей, не на само производство, а на согласование, отчётность, оправдание, испрашивание. На работу нет времени. Мы устали жить и бороться». При этом следует отметить, что число квалифицированных и опытных сотрудников резко сократилось, всё чаще приходится сталкиваться с вопиющей некомпетентностью так называемых специалистов-менеджеров. Система подбора кадров в Российской Федерации деградировала полностью: если в советское время руководящие посты занимали специалисты, прошедшие многолетнюю производственную школу, то сегодня основная масса высшего руководящего звена с реальным производством почти не знакома.

Союз старателей России на протяжении отчётного периода вёл активную работу по защите интересов золотодобывающих предприятий с высшими органами государственной власти (Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор, МВД, Счётная палата),  Государственной думы, Торгово-промышленной палаты, Советом федерации, местными органами власти, с научно-исследовательскими организациями. Были подготовлены 253 письма с предложениями старателей по внесению изменений в законодательные и нормативные акты,  в защиту предприятий от неправомерных действий органов власти.

Союз старателей активно взаимодействовал с общественными организациями: Союзами золотопромышленников Урала и Якутии,  ассоциацией золотопромышленников Амурской области,  Союзом маркшейдеров России, НП «Горнопромышленники России». Председатель Совета Союза за 3 года провёл несколько сот встреч с руководителями государственных и общественных организаций по решению вопросов, связанных с деятельностью горнопромышленного комплекса и защитой интересов старательских артелей и предприятий, входящих в ССР.

Для защиты интересов золотодобытчиков Союз активно взаимодействовал с органами печати  и телевидением, выступал на сайтах, связанных с золотодобычей. Было опубликовано 57 статей в профильной прессе, члены аппарата совета дали 22 интервью средствам массовой информации.

 

Основные направления работы Союза старателей в отчётном периоде

 

Большое внимание Совет уделял вопросам упрощения отработки техногенных минеральных образований.

Законопроект с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям, который предлагала Магаданская областная Дума в 2010 году, Госдумой был отклонён в первом чтении в 2011 г. на основании отрицательного заключения Правительства, которое сослалось на то, что в российском законодательстве отсутствует понятие «техногенные россыпи». Тогда в Госдуме не прислушались к мнению магаданцев, и решение важнейшего вопроса для развития россыпной золотодобычи отброшено, как минимум, на 10-15 или более лет! Все определения и законодательные акты у нас рассчитаны на отработку месторождений, обладающих подсчитанными запасами. Подсчитать запасы техногенных образований и неучтённых запасов по действующим методикам в большинстве случаев невозможно, а значит, и вовлечь их в отработку нельзя, это квалифицируется как незаконная добыча.

Основные наши предложения заключаются в следующем:

Принять на законодательном уровне понятие «техногенные образования»

Техногенные образования и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.

Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных образований в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр.

Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.

Последние три года с большим трудом удаётся добиться ежегодного продления разрешения на отработку техногенных минеральных образований с помощью ОПР. На 2023 год разрешение было получено только 19 января, а результате многие предприятия не успели подготовить документацию, а как результат – снижение объёмов россыпной добычи только по одной Магаданской области – более 3 тонн золота. Разрешение ОПР на 2024 г. буквально «вырвали» 29 декабря 2023 г.

 

 Весь 2022 год прошёл в борьбе за обеспечение развития золотодобычи в условиях внешнего санкционного давления и установлению справедливой цены на золото, ликвидацию грабительских дисконтов к цене на золото. Некоторых успехов в этой работе удалось добиться, но главная проблема в том, что политика Центрального банка отличается непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привела к экспорту всего добытого золота в количестве свыше 622 тонн за рубеж, в основном во враждебные нашей стране государства.  Россия таким образом лишилась части своих золотовалютных резервов в объёме до $40 млрд.

Отказ в 2022 году ЦБ РФ и государства от гарантированных закупок добываемого в России золота создало дополнительную серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию более 400 небольших старательских артелей и предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов), большинство компаний являются градообразующими в отдалённых регионах. Вдобавок к низкой учётной цене на золото, падавшей ниже 3000 руб/грамм, Центробанк ввел дисконт 15%, а коммерческие банки до 18-20%. Золотодобытчиков вынуждали сдавать драгоценный металл по цене 2600-2700 руб/грамм при себестоимости производства золота на россыпных предприятиях от 3200 руб/грамм (в центральных районах страны) до 4500 руб/грамм (в северных и арктических регионах).

 

В 2023 году 12 июля ГосДума в первом чтении приняла законопроект 343102- 8 ПФЗ «О старательской деятельности». На заседании ГосДумы Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Чекунков А.О. сообщил, что согласно данному законопроекту старатели на законных основаниях будут осваивать непромышленные мелкие россыпные месторождения золота или отработанные россыпи (техногенные образования).

ФЗ «О недрах» не распространяется на ПФЗ «О старательской деятельности», таким образом, недра одни, а добыча золота из них осуществляется по двум законам.

В настоящее время нет понятия «непромышленные месторождения», которые подразумевают месторождения с запасом золота до 10-30 кг, эти месторождения в соответствии с законом «О недрах» выделяются золотодобывающим предприятиям на аукционах с оплатой от сотен тысяч рублей до миллионов рублей. К примеру, ЗДК Лензолото за участок по реке Нирунда с запасами С1 забаланс. -3 кг и ресурсами Р2 - 85 кг предложила 6,07 млн.руб.

Нельзя не заметить возможных негативных последствий принятия данного законопроекта с точки зрения возможной криминализации районов золотодобычи, что подтверждено практикой предшествующих лет в те годы, когда в некоторых регионах страны был разрешен вольный принос.

Так, например, когда в Магаданской области был разрешен вольный принос законом №44-ОЗ от 14.03.1998 г. «О драгоценных металлах» (п.3 о вольном приносе был отменен в 2001 г., а в 2008 г отменен сам закон), то многие вольноприносители не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками золотодобывающих предприятий, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом вольноприносительского.

Об остальных недостатках законопроекта «О старательской деятельности», включая техноэкономическое обоснование мы сообщали ранее, никаких планируемых увеличений добычи золота (тонн золота) и поступлений десятков миллиардов в бюджет не будет.

Союз старателей России ПРОТИВ принятия ПФЗ «О старательской деятельности», также как и против: Союзы золотопромышленников Урала, Якутии, Амурской области, Хабаровского края, золотодобывающие предприятия вышеперечисленных регионов, глава Республики Саха (Якутия) Николаев А.С., комитет Гос.собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), ряд комитетов ГосДумы.

Сегодня предложенный Правительством проект закона о «вольном приносе» несёт только отрицательные последствия, исправление которых затянется на многие годы.

Криминализация районов золотодобычи, что подтверждено практикой предшествующих лет в те годы, когда был разрешён вольный принос. В 1956-1978 гг., когда в Магаданской области был разрешён вольный принос, многие старатели не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского. 

Закрепление законодательной базы для нелегальных скупщиков, которые станут первыми владельцами лицензий на добычу россыпного золота. Возможно, что на лицензионных участках за небольшую плату будут изображать работу «индивидуальные предприниматели», за спиной которых спрячутся истинные владельцы подпольных скупочных пунктов. 

Вовлечение в золотодобычу дилетантов, не представляющих всей сложности и тяжести труда золотодобытчика. Проникнуть в тайгу или потеряться в ней без опыта, без знаний очень просто. Многие быстро превратятся в поисковиков не за золотом, а за пропитанием - людей-шатунов. Тайга превратится в источник повышенной опасности. 

Усилия Союза старателей были направлены также на прекращение практики насильственного навязывания предприятиям искусственного лесовосстановления вместо естественного в соответствии с действующим законодательством.

Значительно усилилось давление на предприятия в части обязательств по лесовосстановлению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах – лес стали заставлять восстанавливать в компенсационном порядке даже в районах, где предприятия не работали. При этом вместо естественного лесовосстановления золотодобытчиков обязывают заниматься искусственным или комбинированным.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.08.2014 г. №367, значительные территории россыпной золотодобычи Амурской, Иркутской, Магаданской областей, Камчатского, Хабаровского, Забайкальского и Красноярского краёв, Республик Бурятия и Саха (Якутия), а также Чукотского автономного округа  находятся в  Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги.

В соответствии с таблицей 2 «Способы лесовосстановления в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных пород» приложения 40 Правил лесовосстановления, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.03.2019 г. №188, в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги предусмотрено только естественное лесовосстановление, а способы лесовосстановления искусственным или комбинированным способами не предусмотрены. В силу неблагоприятных климатических  и почвенных условий Крайнего Севера, резкими перепадами температур  в весенний период, отсутствия лесной инфраструктуры (дорожной сети), сложного горного рельефа в лесном фонде в отмеченных районах искусственное лесовосстановление не проводится.

В период с 1970 по 1990 гг. в качестве эксперимента искусственное лесовосстановление проводилось в Магаданской области созданием лесных культур посевом семян лиственницы, кедрового стланика и посадкой дичков лиственницы. Результаты такого эксперимента оказались крайне низкими: приживаемость однолетних, трёхлетних и пятилетних лесных культур составляла чуть более 50%. В итоге большая часть таких насаждений после инвентаризации лесных культур была списана.

Вместе с тем, естественное самозарастание в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги, как показывает многолетняя практика, обеспечивает задачи по лесовосстановлению. Аналогичное положение складывается на большинстве объектов россыпной золотодобычи в районах Крайнего Севера: Бодайбинском районе Иркутской области, Хабаровском крае, на острове Сахалин. Результаты естественного самозарастания оказались лучше, чем при попытках осуществить искусственное лесоразведение, которое в Советском Союзе в ряде случаев было признано экономически невыгодным.

Кроме того, опыт заготовки семян в 1980-х годах показал, что заготовленные семена оказываются низкого качества. Многие специалисты департаментов лесных хозяйств районов Крайнего Севера считают, что работы по искусственному лесовосстановлению на территориях Дальневосточного района притундровых лесов и редкостойной тайги области проводить нецелесообразно, и этот метод не поддерживают.

В регионах, которые не входят в  Дальневосточный  район притундровых лесов и редкостойной тайги, золотодобывающие предприятия выполняют все мероприятия по восстановлению лесов искусственным и комбинированным способами, например на Урале.

В России на земли лесного фонда приходится 65,8% (1146 млн. га), при этом горными работами по состоянию на 01.01.2019 г.  нарушено 1,072 млн. га (0,06%), в том числе золотодобычей – менее 0,1 млн. га (0,006% от всего земельного фонда РФ). Таким образом, масштабы деятельности золотодобытчиков не создают критических проблем в лесопользовании.

Для повышения эффективности лесовосстановления Союз старателей России считает необходимым предоставить предприятиям, разрабатывающим россыпные месторождения в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги в условиях Крайнего Севера в соответствии с нормативными документами, права на восстановление лесов методом естественного лесовосстановления, исключив обязанности лесовосстановления или лесоразведения искусственным или комбинированным способами; выделять земли для естественного лесовосстановления в зоне мест добычи золота там, где были нарушены леса, а не на значительном удалении от мест базирования золотодобытчиков.

 

В последние годы в России осуществляются попытки протолкнуть вопрос развития юниорных компаний для решения проблем развития сырьевой базы. Мы считаем, что направление на развитие рынка юниорных геологоразведочных компаний в Российской Федерации обречено на провал по следующим причинам: 

- стойкое недоверие граждан России к эффективности вложения средств в различные фонды и проекты. Деятельность организаций, подобных МММ, расхищение средств вкладчиков из банков и вложенных в строительство денег (обманутые дольщики), отсутствие государственной защиты вложенных в любое предприятие средств полностью скомпрометировали в России саму идею рисковых вложений.

- отсутствие в России среднего класса людей, имеющих достаточно свободных средств, которые они могли бы вкладывать в долгосрочные инвестиции. В западных странах основным источником финансирования деятельности юниорных компаний является именно средний класс. 

- отсутствие государственной поддержки в сфере налогообложения ГРР недоступность привлечения финансовых ресурсов на выгодных условиях длительность сроков оформления документации, связанной с поисковой и геологоразведочной деятельностью, которая растягивается на несколько лет.

Размещение объектов лицензирования юниорных компаний 2626 действующих лицензий на начало 2020, выданных по заявительному принципу, 1020 юридических лиц, 3066 лицензий выдано с 2014 по заявительному принципу на проведение ранних стадий геологоразведочных работ (из них: благородные металлы- 2626 лицензий, в.т.ч. 2322 на россыпи, алмазы-48 лицензий, угли-61 лицензия, редкие земли-1 лицензия, неметаллы-276 лицензий, цветные металлы-54 лицензии).

Вместе с тем, Россия вкладывает огромные средства в многочисленные государственные программы, которые на протяжении многих лет не приносят никакой отдачи и являются убыточными, при этом один рубль инвестиций в ГРР приносит до 784 руб роста ВВП.

Уменьшатся объёмы вложений в геологоразведочные и поисковые работы. Следует отметить, что весь 100% прирост запасов россыпного золота за последние 30 лет обеспечивали только действующие предприятия в связи с отказом государства от финансирования поисково-оценочных и геологоразведочных работ. Россыпное золото составляет 25% от общероссийской добычи, а из добытых в современной России 2361 т золота из россыпей прирост запасов не менее 50% был обеспечен добывающими предприятиями.

По оценкам ЦНИГРИ, в отрасли сегодня работают порядка 62 тыс. человек — это не только геологи, но и все, кто связан с геологической сферой. Из них сотрудников, выполняющих именно геологические работы, порядка 25%.  Для сравнения отмечу, что в СССР число сотрудников геологической отрасли составляло 550 тыс. специалистов, что предопределяло успехи советской геологии. ЦНИГРИ фиксирует тревожную тенденцию — увеличение доли пенсионеров: средний возраст геологов растёт, а вот доля сотрудников в самом продуктивном возрасте 40-55 лет сокращается. Горно-геологические отделения профильных вузов сегодня жалуются на недобор абитуриентов.

Инвестиции в ГРР являются мощным толчком для развития  горнодобывающей  и химической промышленности, металлургии, машиностроения, станкостроения, инфраструктуры и транспорта.

В Союзе старателей считают, что для успешного развития страны необходимо вернуться к советской практике вложения государственных средств в поисковые и геологоразведочные работы. Советский задел запасов и прогнозных ресурсов за последние 30 лет по многим видам полезных ископаемых практически исчерпан, что в ближайшем будущем значительно сократит многомиллиардные поступления в бюджет от продажи лицензий. Обеспечение государственного финансирования оценочных, поисковых и геологоразведочных работ на россыпное золото для решения проблем МСБ золотодобывающих предприятий, которые создают десятки тысяч рабочих мест в стране и сотни тысяч - в смежных отраслях, причём  в отдалённых дальневосточных регионах - свыше 40 тыс. рабочих мест. В госбюджет от продажи лицензий на месторождения с драгметаллами и драгкамнями ежегодно поступают миллиарды  руб.  Очень недальновидная политика. МСБ россыпных месторождений России истощена и не позволяет эффективно развиваться малому бизнесу.

            

Несколько лет Союз старателей боролся за внесение дополнения в Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. N 849-р «перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в части Предоставления права на размещение в защитных лесах, расположенных на особоохраняемых природных территориях; в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов: объектов капитального строительства для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых (за исключением общераспространённых), как это разрешено предприятиям, занимающимся углеводородным сырьём. В итоге Распоряжение № 849-р было трансформировано в распоряжения Правительства РФ от 23 апреля 2022 г. № 999-р и № 1084-р от 30 апреля 2022 г. , в которых не все  предложения отрасли были учтены, но последовательная работа в этом направлении продолжается.

 

Вопрос о порядке компенсации затрат горнодобывающих предприятий на 

утилизацию оборудования, в отношении которого ими был уплачен утилизационный  сбор, выполняющих утилизацию  собственными силами в соответствии с принятым Законом Союз старателей поставил сразу после выхода Закона.

Утилизационный сбор был введен после вступления России в ВТО в 2012 году. Общая сумма поступивших за это время платежей превысил астрономическую сумму 2,5 трлн. руб. Однако доход от утилизационного сбора, как оказалось, не имеет никакого отношения к решению экологических проблем в стране. В ответ на запрос Депутата Госдумы от Приморского края А. Корниенко о расходовании собранных сумм Минпромторг ответил:  «Государственная программа утилизации колесных транспортных средств, с перерывами действовавшая с 2010 года, в настоящее время не реализуется. При этом правительство не прекращает постоянно увеличивать ставки сбора. Таким образом, правительство России не исполняет требования федерального Закона №89.

Союз старателей отправил целый ряд писем в Правительство с требованием разработать порядок компенсации утильсбора горным предприятиям, но внятных ответов так и не получил. К сожалению, тема компенсации утилизационного сбора на оборудование практически не поднимается горными предприятиями, а ведь этот сбор  солидно увеличил стоимость горной техники  Вопрос о том,  каким образом будут компенсироваться горным предприятиям затраты на утилизацию оборудования, в частности, предприятиям, расположенным в труднодоступных регионах страны, может быть решён только совместными усилиями предприятий, депутатами и администрациями регионов.

 

Кадровая проблема в горной отрасли становится всё острее, и если её как-то удавалось решать за счёт иностранных специалистов, то с закрытием границ с Украиной предприятия понесли серьёзные кадровые потери квалифицированных специалистов, заменить которых оказалось некем. 

      Беда в том, что идеология государства не нацелена на прославление человека труда и создание имиджа рабочей профессии. В средствах массовой информации преобладают различные  ток-шоу, активно прославляется богемная жизнь, изо всех щелей повылезли шарлатаны и так называемые «потомственные» гадалки, активно рекламируются высочайшие доходы так называемых блогеров. На этом фоне молодёжь не хочет обременять себя тяжёлым горняцким трудом. Советская система подготовки кадров полностью разрушена. Сегодняшняя система ориентирована большей частью на подготовку научно-педагогических работников и так называемых «эффективных» менеджеров, которых на предприятиях приходится заново переучивать. Горные ВУЗы сегодня выпускают только 8% инженеров! Магистры и бакалавры замкнуты на теоретических знаниях и умениях. Сильная советская школа по выпуску специалистов с высокой образованностью утрачена полностью.

Полностью разрушена система профтехобразования. Крупные предприятия пытаются решить возникшие проблемы за счёт создания собственных центров по подготовке специалистов, но без изменения государственного подхода нам придётся массово завозить рабочих и инженеров из-за рубежа, как это было на заре советской власти.

Для решения проблемы необходимо осуществить разработку и создание государственной стратегии подготовки кадров для горной промышленности - специалистов и в особенности рабочих, возродить имидж рабочей профессии.

 

    Продолжалась  работа по включению в перечень сезонных отраслей промышленности, работа в которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работы, связанные с добычей драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности.

В области социальной защиты тружеников золотодобывающей отрасли идёт более чем  20-летнее противостояние Союза старателей с Минфином и Министерством труда и  социальной защиты по вопросу дополнения перечня  сезонных отраслей промышленности, работами в промышленности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений и рудных месторождений малой мощности.  Чиновники категорически не хотят признавать сезонный характер работы на россыпной золото- и алмазодобыче. К чему это приводит? Сезонник на золотодобыче за 6-8 месяцев вырабатывает годовую норму времени с соответствующими отчислениями в пенсионный фонд, но в трудовой книжке ему отмечается стаж по календарно отработанному времени. И чтобы наработать положенный стаж, ему вместо 15 лет предстоит отработать 20-25 лет! Учитывая сложные условия работы, потерю здоровья делать это достаточно непросто. Активную поддержку Союзу старателей в решении этого вопроса оказывала торгово-промышленная палата России, поддерживало нас Министерство промышленности и торговли и ряд отраслевых профсоюзов.  Обратились по этому вопросу к Президенту России, но пробить враждебную позицию Минтруда пока не удалось.

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» не были учтены интересов работников, занятых на сезонных горных работах.

В нашей стране имелись нормативные акты, в которых такие работы напрямую относились к сезонным работам. Так, Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 г. № 185 «Перечень сезонных работ» в перечень сезонных работ  (п. 21)  были включены работы, связанные с добычей благородных металлов. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 6.04.1999 г. № 382 «О Перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» в перечень сезонных отраслей промышленности и видов деятельности включена   «Промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней, Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, Добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения)». На таких объектах подготовительные горные работы и работы по добыче промышленного золота выполняются в непрерывном графике с течением одной смены по 10-11 часов. При этом для работников применяется суммированный учет рабочего времени, в соответствии со ст. 104 ТК РФ, с учетным периодом один год. Таким образом, рабочие, занятые на сезонных работах, связанных с добычей промышленного золота на россыпных месторождениях, а также из рудных месторождений малой мощности, за один промывочный сезон (6-8 месяцев в режиме 11-часового рабочего дня) фактически вырабатывают положенную норму часов для обычного графика работы в течение одного календарного года, при этом  исчисление страхового стажа за полный год  не учитывается. Общая наработка часов на одного трудящегося достигает 2400-2800 часов при норме 1900-1970 часов. Следует учесть, что к сезонной золотодобыче в основном привлекаются высококвалифицированные специалисты, которые работают в отрасли по 20-30 лет. Горная техника, применяемая на горных работах, постоянно  совершенствуется и усложняется, и доля неквалифицированного персонала составляет всего несколько процентов от общего числа занятых на производстве. Из-за отсутствия льгот для работников, привлекаемых к сезонным работам, с каждым годом всё сложнее набирать квалифицированный персонал, предприятия вынуждены вызывать иностранных  рабочих и инженеров.

 

 Кроме перечисленных вопросов, которыми занимался Союз старателей России, было ещё много проблем, к решениям которых мы подключались в интересах предприятий:

      Решён вопрос расширения заявительного принципа на получение лицензий на геологоразведочные работы,   при котором этот принцип распространили на участки с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2. Но здесь возникла новая проблема: много лицензий расхватали предприятия, за душой у которых ничего не оказалось, кроме уставного фонда в 10 тыс руб и одного единственного работника. К тому же Правительство подготовило новые документы, которые позволят свободно спекулировать лицензиями фирмам-однодневкам. В результате реально действующие золотодобывающие предприятия не могут работать над развитием своей минерально-сырьевой базы. В этом направлении предстоит работать над ужесточением условий предоставления лицензий по заявительному принципу. Союз старателей принял активное участие в подготовке изменений в Закон РФ «О недрах» в части создания реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр. Было предложено   усиление мер воздействия к недобросовестным участникам аукционов на право пользования недрами.

В 2023 году многие лицензии у компаний-однодневок были отобраны.

           

Китайская экспансия в дальневосточные природные ресурсы

             Ещё  один вопрос, который в России скромно замалчивается  - это экспансия сопредельных государств в дальневосточные природные ресурсы. Сопредельные государства, пользуясь возникшей «уценкой» наших месторождений золота на мировом рынке (в связи с девальвацией рубля), активно вкладывают деньги в золотодобычу на территории России. К тому же российское правительство предоставило им налоговые льготы в Забайкальском крае и на Дальнем Востоке. Большинство китайских артелей, добывающих золото в Амурской области, по своим действиям напоминают «черных старателей», и, по сути, соответствуют этому названию. Китайские золотопромышленники довольно быстро нашли общий язык с предприимчивыми армянскими бизнесменами с российским гражданством, которые предлагают завышенные суммы за лицензии на разработку месторождений, зачастую не оставляя дальневосточным артелям шансов на получение новых участков. Позже полученные ими месторождения передаются китайским компаниям под 30% от добычи. В итоге в сводках новостей всё чаще приходят известия о задержании граждан Китая, которые пытаются нелегально переправить добытое в России золото за рубеж.

Очевидно, что действие  Заявительного принципа выдачи поисковых лицензий (в т.ч. категории Р1 и Р2), который был внедрён в практику  с активным участием Союза старателей,  необходимо ограничить  предприятиями, осуществляющими ГРР и добычу золота, а не однодневными фирмами типа «рога и копыта» с одним директором и уставным фондом в 10 тыс. руб.

 

      Говоря в целом о развитии горной промышленности в стране, можно отметить, что в советские годы решение проблем и защиту интересов горнодобывающих предприятий успешно поддерживали профильные министерства чёрной и цветной  металлургии, министерство геологии. Сегодня число чиновников в стране  выросло вдвое, но им дела нет до горных предприятий и их тружеников, и проблемы предприятий в ряде случаев решают только такие добровольные объединения, как Союз старателей России, но их усилий недостаточно, а государственная поддержка больше сводится к решению только отдельных наиболее вопиющих проблем.

       На повестке дня остается целый комплекс непростых вопросов по совершенствованию горного  и налогового законодательства, развитию минерально-сырьевого комплекса, кадрового обеспечения предприятий. От научно-исследовательских институтов мы ждём совершенствования методов  переработки концентратов упорных руд и развития технологий по повышению извлечения мелкого золота. Решение вышеперечисленных вопросов позволит увеличить производство  золота в России до 450 и более тонн в ближайшие годы.                   

Источник: Союз старателей России
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом