Золотые украшения переживают в Китае период своего расцвета как надежный источник богатства, при этом розничные продажи и цены постоянно растут. По данным Китайской ассоциации золота, местное потребление золота достигло 1089,69 тонны в 2023 году, что представляет собой рост на 8,78% в годовом исчислении.
Покупательница (справа) примеряет золотой браслет в ювелирном магазине в Чунцине. SUN KAIFANG/FOR CHINA DAILY
Ювелирные изделия из золота и серебра также стали в прошлом году самой быстрорастущей категорией среди сегментов розничной торговли. По данным Всемирного совета по золоту, в 2023 году Китай стал основным драйвером спроса на золотые ювелирные изделия: рост зафиксирован на 10% - до 630,2 тонн. По состоянию на 4 апреля 2024 года цены на золото составляли 2 293,50 доллара США за унцию по сравнению с примерно 2 009,60 доллара США за унцию год назад.
Высокие цены на золото, похоже, продолжают стимулировать активное потребление золота в Китае. В отчете Китайского научно-исследовательского института золота Kinghood подсчитано, что продажи золота достигнут триллионов юаней, и определены пять ключевых сегментов, которые предлагают значительные возможности для роста: торговля золотом, переработка золота, индивидуализация и дарение, потребительский рынок и молодые покупатели.
Чтобы дополнительно извлечь из этого выгоду, китайская компания по производству золотых ювелирных изделий Shenzhen Kinghood Group Co Ltd с 2023 года реализовала новую стратегию розничной торговли золотыми украшениями, которая фокусируется на «цифровизации, интеллекте и инновациях опыта» для удовлетворения потребительского спроса на потребление, переработку и индивидуализацию золотых украшений.
Основанная в 2006 году компания Kinghood со штаб-квартирой в Шэньчжэне является интегрированным поставщиком промышленных услуг, охватывающим всю цепочку создания стоимости золотых ювелирных изделий. Ее деятельность включает в себя проектирование и разработку, производство, индивидуализацию продуктов, тестирование, умную розничную торговлю, переработку золота, аффинаж, складирование и логистику.
По словам председателя Kinghood Винсента Вонга, компания использует стратегический подход «культура + технологии» для стимулирования развития отрасли и стимулирования инноваций в секторе золотых ювелирных изделий. С годовым доходом более 50 миллиардов юаней (около 7,34 миллиарда долларов США) группа входит в число 500 крупнейших китайских предприятий пять лет подряд.
В последние годы Kinghood активно расширяет свой бизнес B2C за счет изобретательных стратегий розничной торговли. Одной из его заметных инициатив является введение так называемых «умных» магазинов золота (на фото выше). В отличие от традиционного розничного магазина золотых ювелирных изделий, который занимается исключительно продажей продукции, умный магазин золота предлагает покупателям комплексный подход, позволяя им продавать золото, приобретать различные виды золотых украшений и подарков, а также пользоваться услугами по индивидуальной настройке ювелирных изделий. Среди достопримечательностей магазина — круглосуточная зона самообслуживания, в которой есть «умный терминал по переработке золота» и «автомат по продаже золота и ювелирных изделий».
Эти устройства, функционирующие как банкоматы, позволяют клиентам удобно покупать и продавать золото. Интеллектуальный терминал Gold Recycle, новаторское решение в отрасли, использует технологии искусственного интеллекта, такие как большие данные и машинное обучение для автоматизации каждого этапа процесса переработки золота.
Клиенты помещают ювелирное изделие, которое они собираются переработать, в аппарат, который идентифицирует его и точно оценивает пробу золота и вес металла. После оценки машина приступает к плавке золота для переработки. Оплата немедленно зачисляется на банковский счет клиентов или переводится на их цифровые кошельки.
С другой стороны, покупатели могут использовать торговый автомат по продаже золота и ювелирных изделий для покупки мелкограммовых товаров, таких как золотые слитки и золотые бобы (фасолинки). «Умная переработка предлагает стандартизированный процесс и повышенную конфиденциальность для потребителей, а также прозрачность тестирования и ценообразования», — пояснил Вонг.
«Новый подход к интеллектуальной розничной торговле позволяет клиентам торговать золотом более безопасным, прозрачным и надежным способом. Этот подход особенно хорошо находит отклик у молодых потребителей. Я считаю, что это станет важным драйвером роста бизнеса». Kinghood уже открыла умные магазины золота в Фошане, Шэньчжэне, Гуанчжоу и Мэйчжоу, а также в других местах. Тем временем умный терминал Gold Recycle был развернут в 30 городах Китая. Компания также сотрудничала с несколькими банками для внедрения интеллектуального терминала Gold Recycle в их филиалах, расширяя его доступность.
Переработка золота
Вонг отметил, что эффективность транзакций имеет первостепенное значение для потребителей, когда дело касается переработки золота. «Они хотят немедленно заработать на своих золотых украшениях, будь то для потребления или для других целей. Поэтому среди потребителей существует постоянный спрос на вторичную переработку физического золота», — поделился он. По скромным оценкам, запасы золота в Китае составляют около 17 000 тонн, добавил Вонг. Однако они часто состоят из устаревших моделей украшений, которые потребители могут захотеть перепродать или переработать. Более того, существует значительный потенциал на рынке вторичной переработки золота из-за ужесточения экологических норм и глобальных торговых ограничений, которые часто приводят к сокращению объемов добытого и импортируемого золота. Предоставление потребителям удобного и стандартизированного канала переработки золота может оживить существующие запасы золота и стимулировать «повторное потребление» золота, отметил Вонг.
Розничная стратегия O2O
Kinghood также создала отдельные бренды — Jin Ya Fu, KINGHOOD и Jewelry Yayu — для обслуживания различных потребительских сегментов в рамках своей новой розничной стратегии. В соответствии с открытием магазина умного золота, Jin Ya Fu ориентируется на массовый рынок, предоставляя круглосуточные услуги по розничной торговле и переработке золота, а KINGHOOD стремится привлечь молодых потребителей модными золотыми украшениями, чтобы удовлетворить их стремление к самовыражению. Тем временем Jewelry Yayu обслуживает эксклюзивных клиентов компании.
Kinghood также использует свою супер-мини-программу WeChat и другие каналы электронной коммерции, чтобы обеспечить удобство взаимодействия с потребителями как онлайн, так и оффлайн. Эта новая стратегия розничной торговли является важным шагом для Kinghood, поскольку она продолжает расширять свой бизнес с B2B на B2C. В 2023 году Kinghood открыла фирменные магазины в знаковых торговых центрах городов первого и второго уровня. Консолидированная выручка группы увеличилась на 13,65%, а в сегменте золотых ювелирных изделий — на 73,7%.
Вонг отметил: «В 2024 году Kinghood сосредоточится на ускорении общенационального развития наших розничных брендов. Мы продолжим уделять особое внимание переработке и персонализации золота, а также другим видам бизнеса, играющим в нашу пользу. Мы также сосредоточимся на дифференциации бренда, точном маркетинге и развитии клиентоориентированного подхода для построения конкурентоспособной системы обслуживания в отрасли».