Во втором квартале 2024 года мировой спрос на ювелирные изделия из золота упал на 19% до 390,6 тонн в натуральном выражении и на 4% до 29 миллиардов долларов в стоимостном выражении. Рекордные цены на золото вызвали настороженность потребителей, поскольку спрос в Индии упал на 17%, а в материковом Китае - на 35%.
В течение необычного квартала, в котором цена на золото установила ряд последовательных рекордных максимумов, спрос на ювелирные изделия отреагировал — что неудивительно — резким падением: мировое потребление ювелирных изделий упало на 19% в годовом исчислении до 391 тонны. Это был самый слабый второй квартал с 2020 года, когда спрос на ювелирные изделия ощутил на себе наихудшее влияние пандемии. В первом полугодии мировой спрос на ювелирные изделия, как ожидается, снизится на 10% до 870 тонн после относительно устойчивых показателей в первом квартале.
В стоимостном выражении спрос на ювелирные изделия во втором квартале составил 29 млрд долларов США. Это на 4% ниже, чем в предыдущем году, поскольку резкий рост цен на золото не полностью компенсировал снижение объемов. Спрос в первом полугодии в стоимостном выражении был на 2% выше первого полугодия прошлого года и составил 61 млрд долларов США — и стал самым высоким показателем за первое полугодие с 2013 года, когда спрос во втором квартале подскочил до рекордного объема в 834 тонны.
Во втором квартале наблюдались рекордно высокие цены на золото… которые в значительной степени были превзойдены в июле
Китай
Спрос на золотые ювелирные изделия в Китае составил 86 т во втором квартале, что на 35% меньше, чем в предыдущем. Упав на 46% ниже среднего показателя за десять лет, спрос оказался самым слабым для второго квартала с 2009 года, поскольку рост цен на золото и замедление экономического роста оказали давление на потребительские настроения. Во втором квартале общий спрос на золотые ювелирные изделия в первом полугодии составил 271 т, что на 17% меньше, чем в предыдущем году, и является самым низким показателем с первого полугодия 2020 года.
Рост цен на золото и замедление внутреннего экономического роста стали двумя основными причинами вялого спроса на золотые ювелирные изделия в первом полугодии. Выросшая на 10% в марте, ограничив потребление в первом квартале, местная цена на золото продолжила расти в апреле и мае, достигнув новых рекордных максимумов во втором квартале.(1) В сочетании с замедлением экономики Китая это создало ограничения по доступности золота для потребителей, что снизило спрос на ювелирные изделия. Это отразилось в разочаровывающих продажах во время пятидневного праздника Дня труда в мае — традиционного пикового события для покупок
Рекордные цены и нестабильный экономический рост оказали давление на китайский спрос
Проблемы на рынке жилья, относительно слабые показатели местного рынка акций и неопределенные экономические перспективы способствовали осторожной потребительской среде, что отразилось в сохраняющемся высоком уровне готовности экономить. В результате потребители сократили расходы на развлечения и дискреционные нужды — тенденция, также выявленная в исследовании потребления в Китае, проведенном Mckinsey в 2024 году .
В такой обстановке тенденция к легковесным изделиям с доступными ценами за единицу продолжает набирать обороты. В тоже время продажи 24-каратных (999 проба) золотых изделий превзошли все другие категории в первой половине года, но в целом легковесные изделия с более низкой стоимостью большей частью приветствовались потребителями: тенденция, которую мы наблюдали в наших аналитических обзорах китайского рынка золотых ювелирных изделий за 2023 год .
В результате индустрия золотых ювелирных изделий в Китае сталкивается с серьезной консолидацией, особенно после быстрого расширения розничной сети в последние годы. Сокращение розничной маржи побудило многих ювелиров продвигать более высокодоходные продукты со сложным дизайном и различными инкрустациями из драгоценных камней, чтобы укрепить прибыль. Хотя эти продукты относительно хорошо продаются в верхнем ценовом сегменте, массовый рынок больше ориентирован на недорогие товары.
Заглядывая вперед, вторая половина года имеет ограниченные перспективы для роста спроса на золотые ювелирные изделия. Хотя сезонная сила в четвертом квартале должна оказать поддержку, потребительские настроения, вероятно, останутся хрупкими, пока не появятся явные признаки улучшения экономики. А ценовая среда остается критической, и любая дальнейшая сила, вероятно, будет удерживать спрос на низком уровне.
Индия
Рекордные цены на золото оказали сильное давление на спрос на золотые ювелирные изделия в Индии во втором квартале: он упал на 17% в годовом исчислении до 107 тонн — самый слабый второй квартал с пораженного COVID второго квартала 2021 года. Спрос в первом полугодии в размере 202 тонны стал самым низким с 2020 года. Несмотря на резкое падение спроса, внутренняя экономическая среда остается здоровой: прогнозируется рост ВВП на уровне 7%, а увеличение продаж двухколесных транспортных средств и товаров повседневного спроса, по-видимому, указывает на восстановление в важном сельском секторе. (2)
Хотя цены на золото отступили в июне от своего майского пикового значения, они держались выше психологически значимого порога в 70 000 рупий/г, и это удерживало спрос на низком уровне. Наряду с рекордной ценой на золото, несколько других факторов способствовали относительно слабому второму кварталу. Национальные выборы с середины апреля по начало июня оказали разрушительное воздействие на потребление золотых ювелирных изделий, как и сильная волна тепла, которая привела к рекордным температурам в Дели в конце мая.
Праздник Акшая Трития, считающийся одним из важнейших событий в Индии по покупке золота, вызвал всплеск спроса в середине мая. По неофициальным данным, спрос превзошел ожидания, при этом высокая активность наблюдалась как в городских, так и в сельских районах. Однако этот рост был недолгим, и спрос довольно резко пошел на спад.
Обнадеживает тот факт, что было мало признаков вынужденной распродажи золотых ювелирных изделий индийскими потребителями. В сфере переработки преобладал обмен золота на золото, а не прямые продажи. Что еще более примечательно, наблюдался рост золотых кредитов с использованием ювелирных изделий в качестве обеспечения: такая активность, как сообщается, выросла на 30% в годовом исчислении к концу мая. (3)
В более поздних событиях бюджет правительства на 2024-25 годы (представленный 23 июля) сократил импортную пошлину на золото и другие металлы. Министр финансов Нирмала Ситхараман объявила о снижении общей импортной пошлины на золотые слитки с 15% до всего лишь 6%, а на золото доре с 14,35% до 5,35%. Изменение вступает в силу с 24 июля и, вероятно, вызовет оживление спроса на золотые ювелирные изделия в третьем квартале, поскольку более низкая цена импортного золота доходит до потребителей на розничном уровне до начала сезонных праздничных покупок.
Здоровый муссон на данный момент должен добавить позитивный импульс внутреннему экономическому росту и дополнительно поддержать спрос в третьем квартале. Однако любые дальнейшие резкие скачки цен на золото, вероятно, смягчат положительные эффекты снижения таможенной пошлины — по крайней мере временно — пока потребители не привыкнут к новым, более высоким уровням.
Ближний Восток и Турция
Спрос на турецкие ювелирные изделия зарегистрировал первое падение в годовом исчислении с первого квартала 2022 года: на 19% до 8 тонн. Снижение в квартальном исчислении было еще более резким — на 26%, хотя это в значительной степени обусловлено базовым эффектом очень сильного первого квартала. Совокупный итог за первое полугодие в основном не изменился — на уровне 20 тонн, а стоимость составила 43 млрд турецких лир — полугодовой рекорд и на 76% выше в годовом исчислении.
Падение спроса было почти полностью обусловлено ростом цен на золото до новых максимумов, хотя, учитывая, что этот рынок высокопробного золота также движим инвестиционными мотивами, свою роль сыграла и реакция на изменения в денежно-кредитной политике, которые привели к росту процентных ставок и повышению привлекательности сберегательных счетов.
Снижение спроса на ювелирные изделия во втором квартале было почти повсеместным на Ближнем Востоке: региональный спрос упал ниже 40 тонн впервые со второго квартала 2021 года. Единственным исключением стал Египет: спрос оставался стабильным (+2%), поскольку пакет помощи МВФ поддержал настроения, что помогло сгенерировать заметный рост спроса в Эд-уль-Ада.
Слабая экономическая активность и стагнация реальной заработной платы в Иране способствовали снижению спроса на ювелирные изделия на 6% в годовом исчислении.
А спрос в ОАЭ продемонстрировал шестое последовательное снижение в годовом исчислении (-13%) благодаря высоким ценам на золото и перерыву в потреблении, вызванному сильными штормами, обрушившимися на страну в апреле.
Повсеместное снижение спроса на ювелирные изделия, вызванное рекордными ценами
Изменение спроса на золотые ювелирные изделия во 2 квартале, г/г %*
США и Европа
Спрос на золотые ювелирные изделия в США снизился на 5% до 33 тонн, что является девятым снижением подряд в годовом исчислении, поскольку спрос продолжает тенденцию к нормализации. Спрос заметно вырос в 2021/22 году, поскольку потребители, находящиеся под ограничениями по карантину и федеральной поддержкой доходов, направили часть своих избыточных сбережений в золотые ювелирные изделия. По мере того, как эти избыточные сбережения сокращались, а расходы на путешествия и развлечения возобновлялись, спрос на золотые ювелирные изделия начал сокращаться. Эта тенденция к снижению ускорилась во втором квартале благодаря снижению потребительской уверенности и обстановке рекордных цен на золото и продолжающегося давления стоимости жизни.
Однако в более долгосрочной перспективе спрос остается стабильным: за пять лет до пандемии средний спрос на ювелирные изделия во втором квартале в США составлял 27 тонн.
Европейские рынки также стали свидетелями более слабого второго квартала: региональный спрос снизился на 3% до 15 тонн. Главной движущей силой падения, как говорят, стали плохие потребительские настроения и экономический спад (особенно в Германии). Сообщается, что на продажи во Франции и Великобритании в июне повлияла неопределенность, связанная с выборами. Некоторые рынки также наблюдали слабый спрос на обручальные кольца и/или вызванный ценой переход на платину.
Рынки АСЕАН
Во втором квартале во Вьетнаме и Индонезии наблюдался более слабый спрос; Таиланд изменил тенденцию, несмотря на рекордные цены на золото.
Спрос в Таиланде восстановился во втором квартале, увеличившись на 12% до 2т, поскольку потребители отреагировали на коррекцию цен в середине квартала, используя ее как возможность купить до того, как цена возобновит восходящий тренд. Инвестиционные мотивы также могли помочь поддержать спрос на золотые украшения на этом типичном рынке высокой каратности. Спрос в первом полугодии остался на прежнем уровне по сравнению с первым полугодием 2023 года на уровне 4т.
Спрос на золотые ювелирные изделия во Вьетнаме во втором квартале упал на 15% в годовом исчислении до всего 3 тонн. Спад был в первую очередь обусловлен ценами, хотя замедление роста ВВП также повлияло на настроения. Спрос в первом полугодии упал до чуть более 7 тонн, самого низкого показателя за первое полугодие с 2020 года.
Высокие цены на золото на фоне сохраняющейся более широкой инфляции привели к снижению спроса в Индонезии на 8% в годовом исчислении во втором квартале. Тенденция к ювелирным изделиям с более низкой каратностью продолжилась, учитывая ограничения доступности, налагаемые высокой ценой на золото. Спрос в первом полугодии в размере 10 тонн снизился на 10% по сравнению с первым полугодием 2023 года.
Остальная Азия
Спрос на золотые ювелирные изделия в Японии снизился на 5% в годовом исчислении до чуть менее 4 т. Благодаря сильному первому кварталу общий спрос в первом полугодии остался на уровне 7 т. Квазиинвестиционный спрос на простые золотые цепочки Kihei оставался высоким (в соответствии со здоровым спросом на слитки и монеты), в то время как другие сегменты рынка пострадали из-за рекордной ценовой конъюнктуры на золото.
Высокие цены привели к падению спроса на золотые ювелирные изделия в Южной Корее на 8% в годовом исчислении до 3 т. Это более чем компенсировало рост в первом квартале и привело к возобновлению долгосрочного нисходящего тренда на рынке с максимумов, зафиксированных в 2016 году.
Австралия
Спрос на золотые ювелирные изделия в Австралии упал на 32% до 2 т. Ситуация оставалась сложной, поскольку потребители ощущали на себе давление более жестких финансовых условий .
Сноски
Резервный банк Индии - Пресс-релизы (rbi.org.in)